Ижевск. 26 сентября, около 11 часов. Пустынная улица Майская. Худой мужчина в черной одежде. Это Артем Казанцев. Он идет расстреливать детей и учителей в свою родную школу № 88.
Вместе с журналистом «Комсомольской правды – Ижевск»и с бывшим следователем Сергеем Николаевым (имя изменено по просьбе эксперта) проследили путь убийцы, устроившего стрельбу в ижевской школе.
Спокойный и одинокий
Артем Казанцев жил рядом со школой, в соседнем дворе. Соседи говорят, что он был тихим и неприветливым ребенком.
«Он рос на наших глазах. Всегда спокойный, уравновешенный и одинокий. Никогда не здоровался и проходил мимо нас, опустив глаза. Мне всегда казалось, что у него что-то не так с психикой. Ни разу не видели его с друзьями или девочками. Очень часто ходил в черной маске до самых глаз. Никто из нас и подумать не мог, что в такой хорошей семье вырос убийца, который унес жизни ни в чем неповинных детей и взрослых», – рассказала соседка Казанцева.
Казанцев нес с собой два пистолета и 44 обоймы с 352 патронами. Такой арсенал нельзя не заметить, уверяет бывший следователь по борьбе с организованной преступностью Сергей Николаев.
«Запах от оружия и патронов очень специфический, особенно принимая во внимание, сколько их было. Его должны были заметить те, кто жил вместе с Казанцевым. Кроме того, как правило обоймы продаются отдельно от патронов. Они не хранятся заряженными. Соответственно, преступник должен был зарядить их незадолго до того, как использовать. Учитывая количество обойм – это должно было занять много времени. При зарядке на руках остаются следы масла. Все это должно было привлечь внимание родственников», – утверждает Николаев.
Готовился целый год
К атаке на школу Казанцев, по сведениям, полученным оперативниками в результате обысков, готовился чуть ли не целый год. В квартире у него нашли пять телефонов и компьютер с предсмертной запиской, в которой объясняет все произошедшее своей ненавистью и рассказывает, что оружие приобрел нелегально.
И правда, официально купить пистолеты на рынке без специального разрешения нереально. Тем более с диагнозом «шизофрения». Поэтому сейчас следователи выясняют, как он все-таки это сделал.
Почему его не заметили?
По мнению профессионала, Казанцев выглядел достаточно подозрительно – ладно черная одежда, но нацистская символика должна была привлечь внимание.
«Черная одежда со свастикой, напряженность – такие личности привлекают внимание сотрудников правоохранительных органов. Не исключено, что попадись он на глаза одному из них, его могли бы задержать», – говорит Сергей Николаев.
По его словам, если бы школа находилась чуть дальше, его бы остановили.
«Не исключено, что место для своей расправы Казанцев выбирал в том числе и из-за близкого расположения к дому. Ему необходимо было максимально быстро и не привлекая внимание, дойти от дома до школы».
И время он выбрал «хорошее» – в 11 утра многие на работе, родители уже отвели детей в садики и школы. На улице Майской, на которую выходит школа, почти нет людей.
Итак, не привлекая излишнего внимания к себе, Казанцев проник на территорию школы. Эксперт полагает, что при наличии камер видеонаблюдения по периметру школы и профессиональных охранников его могли бы остановить у входа.
«Один из охранников должен быть постоянно у монитора, а другой – находиться на входе в школу. Профессионал мог бы заметить подозрительную личность и уже на входе в школу принять меры для ее блокирования».
Расстреливал всех на своем пути
В итоге Казанцева не остановили ни рамки металлодетектора, ни не готовый к нападению охранник. Он стал жертвой номер один. Услышав выстрелы, его коллега позвонил начальнику охраны и пытался предупредить учителей. Но Казанцев застрелил и его.
По мнению эксперта, цель у убийцы была одна – уничтожить как можно больше людей, ведь он взял с собой пистолеты и несколько десятков патронов.
«Пистолеты могли висеть на приспособлении типа карабина. Для чего? Так оружие постоянно находится в управлении и дает возможность оперативно перезаряжать пистолеты. И когда заканчивается обойма в одном, не теряя времени использовать второй».
Возможно, Казанцев стрелял сразу с двух рук – навыков не требуется, как и точность: он стрелял в упор.
Педагоги, услышав крики и звуки стрельбы, закрывались с учениками в классах, блокировали входы в классы, всячески успокаивали детей. Так, в одном из классов учитель сказала детям, что в школе учебная тревога, усадила их на пол и продолжила урок. Часть детей учителя смогли эвакуировать.
Все идет уже не по плану убийцы. К школе прибывают спецслужбы, около 11:15 в интернете появляются первые сообщения о стрельбе.
«Судя по тому, сколько он взял патронов, он рассчитывал не просто заявить о себе, а целенаправленно хотел убить как можно больше человек. Вероятнее всего возникла ситуация, которая была вне его плана. Возможно, его остановили закрытые двери и оцепление. Он рассчитывал сделать все как можно быстрее, но здесь начал терять время», - предполагает Сергей Николаев.
Озлобленность Казанцева
Оставленная предсмертная записка говорит о том, что скрываться после всего мужчина и не думал. Но оцепление, угроза ранения и арест не входило в его планы – вероятно поэтому он свел счеты с жизнью. Первая информация о его кончине появилась в 11:45.
Почему он устроил стрельбу в школе? Кстати, так же поступили и убийцы в Перми и Казани.
«Прежде всего, своя школа – это здание, в которых учившиеся в ней преступники хорошо ориентируются. Поэтому строя план нападения, знакомое здание может быть ключевым фактором. Во-вторых, в случае с Артемом Казанцевым это может быть какая-то озлобленность на школу. Вероятно, психическое заболевание развивалось у него еще в учебные годы. И можно предположить, что в его больном сознании к школе сформировалось устойчивое агрессивное отношение. И третья возможная причина, по которой Казанцев выбрал для нападения именно 88-ю школу, – это то, что она является одной из самых крупных школ города. Чем больше детей, находящихся в школе, тем больше потенциальных жертв могло быть у убийцы», – подчеркивает эксперт.
Кто виноват и что делать?
Итог кровавой бойни – 17 погибших, среди них 11 детей. 24 раненых. И все мы, для кого жизнь разделилась на до и после.
Как уберечь детей от подобных трагедий? Кто несет ответственность за произошедшее в школе № 88? Сейчас это выясняют следователи.
А нам остается только молиться за души тех, кто погиб в этот день.