Дмитрий Наймушин – это, пожалуй, один из самых уникальных фотографов столицы Удмуртии. Панорамы города, Ижевский завод, мощеные улицы, купеческие дома, праздники, люди; благодаря его снимкам мы можем увидеть Ижевск начала прошлого века. А вот о нем самом известно немногое – собрали интересные факты из биографии одного из первых фотолетописцев Ижевска.
Первая частная фотография на Ижевском заводе
Искусство фотографии в России развивалась стремительно. Впервые попробовав самостоятельно сделать снимок в 40-х годах XIX века, к началу XX русские фотографы уже участвовали в международных выставках, получали престижные премии и награды и состояли в фотографических обществах. Первый «художественный кабинет» для портретной фотосъемки открыл в Москве гравер Алексей Греков в июне 1840 года.
На Ижевском заводе первые фотографы появились во второй половине XIX века. Среди них были как местные мастера, в том числе работавшие на заводе, так и приезжие фотографы.
Первая частная фотография открылась в 1868 году. Салон размером 10 на 4,5 метра расположился между домом купца Ивана Цигвинцева (бывший магазин «Инвис», Горького, 80) и магазином купца В. М. Бажутина (кафе «Мамины блины», Горького, 84). Здание не сохранилось, его снесли в 1969 году.
Хозяином салона был Дмитрий Яковлевич Наймушин. Как ни странно, до нас дошла всего лишь одна его фотография. На ней он в черкеске и папахе. Вполне возможно, что снимок сделан в его собственном салоне.
Известно также, что Дмитрий Наймушин был одним из фотографов Елабуги. Есть даже вывеска его салона.
Ижевское фотоателье у Наймушина было модное. Хочешь снимок на экзотическом фоне с крокодилом и львом? Или лучше на фоне красивого здания или пейзажа? А если в руки взять саблю и сесть на коня? Пожалуйста! Клиенты также могли выбрать любую надпись на фотографии или заказать собственную. В фотоателье снимки доводились до совершенства – в то время ретушь широко применялась в портретной фотографии.
Часто подобные фотокарточки потом становились открытками, которые активно продавали. Салон Наймушина, пользуясь заслуженной славой, процветал.
«Дмитрий Яковлевич, как и другие фотографы, изготавливал и большие групповые фотографии, – писал в своей книге «Старый Ижевск. События и люди в объективе фотографа» Сергей Селивановский. – Но если другие фотографы сопровождали групповые фотографии видами Ижевского завода, орнаментами, цветами, то Наймушин украшал их еще и рисунками военной атрибутики».
Почтовые карточки с видами Ижевска
Не только портретами был известен Дмитрий Наймушин, а, в первую очередь, снимками поселка Ижевский завод. Делать такие фотографии ему предложил владелец первой «вольной аптеки» немец Феликс Генца.
Он придумал необычную по тем временам акцию: вместе с рекламными лекарственными препаратами предлагал красивые почтовые карточки с видами поселка. Известная немецкая полиграфическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» согласилась печатать карточки, а Наймушин – делать для них фотографии.
Дмитрий Яковлевич фотографировал центр города, храмы, купеческие дома. Особенно интересны его снимки панорамных видов поселка начала прошлого века, которые он делал с колокольни храма Александра Невского.
Кроме Феликса Генца, почтовые карточки с видами Ижевского завода делал владелец аптекарского магазина А. Я. Буйволов, который также сотрудничал с фирмой «Шерер, Набгольц и Ко».
Василий Петров, владелец частной оружейной фабрики, также использовал в рекламных целях карточки с видами поселка. При этом Василий Иванович часто выбирал виды казенного оружейного завода с подписью, что это одно из лучших в России предприятий, на котором производят от 700 до 1000 винтовок в день, отождествляя свою фабрику с известным в стране заводом.
На некоторых его карточках были напечатаны житейские высказывания, например, «Не трать денег, прежде чем их получишь», «Никогда не будешь каяться в том, что мало съел». При этом фамилию Наймушина на своих карточках Петров не указывал.
Открытки «Привет из Ижевского завода»
На почтовых карточках с фотографиями Наймушина обычно указывался объект съемки, прилагалось его описание, включая исторические сведения.
Но встречались и ошибки. Например, фамилия фотографа была написана как Ваймушин.
Или можно было встретить надпись «Сплав дров по реке Воложке», хотя такой речки никогда не существовало.
Всего было напечатано около 150 вариантов открыток с разными видами Ижевского завода. Часть из них были цветные, раскрашенные анилиновыми красителями.
Чуть позже в обиход вошли открытки «Привет из Ижевского завода», украшенные снимками самых узнаваемых мест дореволюционного поселка. Подобные – с видами разных городов – были популярны по всей стране.
Ижевские открытки быстро расходились не только среди горожан, но и по всей Вятской губернии, а потом и по России. Высокий спрос приводил к постоянным допечаткам отдельных видов открыток.
Историческое наследие
После Гражданской войны следы фотографа Дмитрия Наймушина теряются. Возможно, после 1918 года он уехал из Ижевска. Или вообще эмигрировал из России.
Но факт остается фактом: Дмитрий Наймушин был и остается одним из первых и лучших ижевских фотографов. Его снимки – настоящее сокровище для историков и обычных ижевчан.
Пересматривая фотокарточки, мы можем «гулять» по Ижевску прошлого века, рассматривая старинные купеческие дома. С помощью его снимков архитекторы могут восстанавливать соборы и разрушенные временем и людьми здания. А надписи на почтовых карточках с фотографиями Наймушина дают почти точную информацию о городе и его людях!
В статье использованы книги и статьи:
-
Селивановский С. Н. «Старый Ижевск. События и люди в объективе фотографов», Ижевск, 2014 г.;
-
Новиков А.В. «Золотой ларец», Ижевск, 1999 г.