
В начале года в Ижевске начали ремонтировать пешеходный мост через ул. Карла Маркса. Наконец-то! Мост, который правильнее называть эстакадой и которому уже 48 лет, не ремонтировали ни разу! Вспоминаем, каким он был, когда только-только появился, рассматриваем старые снимки и проверяем его состояние на сегодняшний момент.
Чтобы появился мост, срезали землю
В ноябре 1935 года по улице Карла Маркса пустили первый в Ижевске трамвай – от Воткинской линии (сейчас это переулок Ястребовский) до Вятского переулка (улица Кирова).

Трамвайная линия была однопутная. На Карла Маркса всегда была крутая горка, и деревянные трамваи от современного переулка Широкого с трудом взбирались на эту горку, а, спускаясь, так разгонялись, что иногда даже переворачивались, – по словам историка и краеведа С. Селивановского, тормоза у них никуда не годились.

Одна из таких аварий произошла в 1956 году. Трамвайный поезд – вагон с прицепом – спускался под уклон от улицы Красногеройской к Советской. Один из людей-«висунов» случайно разъединил воздушный рукав между моторным и прицепным вагонами. Трамвай остался без основного тормоза: набрав большую скорость, он врезался в другой трамвай, стоящий на остановке, а тот, в свою очередь, врезался в диспетчерскую будку. Тогда погибли четыре человека, было много пострадавших.

В конце 70-х годов на улице Карла Маркса началась капитальная реконструкция дороги. От ул. Ленина до ул. Кирова ее расширили до двух полос, а трамвайные пути чуть сдвинули.

Все частные деревянные дома, которые были по бокам от трамвайных путей, пришлось снести.

Саму горку «подрезали» – метров на 10. Из-за перепада высот было решено строить пешеходный мост – как логичное продолжение Центральной площади, переходящий в эспланаду до набережной.


Кстати, такую же эстакаду планировали построить через ул. Горького. Но этим планам не суждено было сбыться.

Построили за 7 месяцев
Считается, что дата 25 апреля 1977 года – это день рождения пешеходного моста через ул. К. Маркса. Штаб строительства эстакады был утвержден решением исполкома Ижевского городского Совета народных депутатов и приступил к работе как раз в это время.

Работали, что называется, ударными темпами.


Через 7 месяцев, 5 ноября 1977 года новый мост уже открыли для пешеходов. Есть несколько снимков этого события, которые сделал известный советский фотограф Федор Жемелев.


Оставить нельзя ремонтировать
С момента строительства мост капитально не ремонтировали ни разу!

Однако косметический ремонт все же был. Судя по фотографиям, при сдаче моста никаких клумб и плитки тогда не было – лишь ровный асфальт. Но все мы прекрасно помним и квадратную бетонную плитку, и несколько клумб посреди эстакады.


Кроме опор и основания на мосту в неизменном виде с 1977 года сохранились чугунная ограда. Ее лишь подкрашивали и, возможно, меняли перила на ней. Со временем менялись и фонари.

Долгожданный ремонт
О ремонте эстакады говорили давно, всем было ясно – ее нужно приводить в порядок.

Особенно наглядно это стало ясно тогда, когда всю Центральную площадь и первый ярус эспланады реконструировали, а мост же остался эдаким островком разрухи. Все упиралось в отсутствие средств, а также в то, что мост находится в республиканском ведении, а не городском.

В 2022 году Ярослав Семенов – на тот момент председатель правительства Удмуртии – заявлял, что в первом квартале 2023 года состояние объекта проанализируют и поймут, есть ли шанс сделать косметический ремонт и сколько он будет стоить.

В ноябре 2024 года глава Ижевска Дмитрий Чистяков заявил, что на проект из регионального бюджета выделят 233 млн руб.
И вот долгожданный ремонт начался: в феврале 2025 года рабочие вышли на объект.
Что будут делать с мостом?
Исследования подтвердили, что часть конструкции нужно менять. Причем, срочно: шесть крайних плит, которые лежат на опорных частях, подверглись максимальному разрушению. Как раз их и полностью заменят.

Кроме того, строители уже очистили и демонтировали покрытие сверху плит. Выяснилось, что на эстакаду в течение последних 20-40 лет друг на друга накладывались слои асфальтобетона. Нагрузка на мост была колоссальная – сверху будто 40-сантиметровый «пирог» лежал. В новом варианте в качестве покрытия будет использована светлая крупноформатная плитка – такая же как сейчас на всей Центральной площади.

Ремонт ждет и чугунную ограду эстакады. Ее демонтировали. Отсутствующие части отольют по образцу: к концу ремонта всю ограду почти в первоначальном виде восстановят. Появятся скамейки, урны и светильники – все в той же стилистике благоустройства площади.
Для маломобильных граждан будут сделаны пандусы, а также специальный подъемник.

Как мост выглядит сейчас
Ремонт моста сейчас находится в самой активной стадии. Выяснилось, что конструкции западного схода признали неподлежащими ремонту. Фотограф IZHLIFE побывал на месте работ и делится текущим состоянием объекта.


По плану ремонт моста планируют закончить до начала декабря 2025 года.
