Есть повод

80 лет назад по Ижевску проехал первый трамвай

Как чешские вагоны стали визитной карточкой Ижевска, где проложили рельсы для скоростного трамвая и почему в годы войны в вагонах пришлось делать дополнительную дверь.
Мало какой вид транспорта пользуется в Ижевске такой же любовью, как трамвай. Разноцветные вагоны надежны и практически бесшумны, в них не пахнет бензином, внутри уютно, а с недавних пор еще и относительно тепло. Они ходят по расписанию, которое легко узнать в Интернете, а в «час пик» их пассажиры практически избавлены от необходимости стоять в пробках. Наконец, мало какой транспорт так прекрасно вписывается в городской пейзаж, как типично ижевский красно-желтый трамвай. О нем мы сегодня и поговорим, благо повод отличный - 80 лет с того момента, как первый вагон с пассажирами проехал по улицам Ижевска.

Каким был первый маршрут?

Первый ижевский трамвай. Снимок 1935 года.
Первый трамвай в Ижевске «вышел в линию» 18 ноября 1935 года в 9 утра. Открывала движение водитель Мария Ивановна Рязанова. Маршрут № 1 начинался от Ястребовского переулка и шел до переулка Вятского (сейчас это улица Кирова). Линия была однопутной, и трамваи разъезжались в районе современной улицы Ленина. Через год маршрут продлили, и трамваи стали ходить от Казанского вокзала (современная остановка «Хозяйственная база») до парка имени Кирова.
Вот таким был первый маршрут ижевского трамвая - от современной остановки «Воткинская линия» до улицы Кирова. Это приблизительно 3,5 километра в одну сторону.
В первый день по городу курсировали два вагона, которые за 11 часов работы перевезли больше 2300 пассажиров. Всего же за первый год городские трамваи перевезли 3,6 миллиона пассажиров. Для сравнения – сейчас общественный транспорт города перевозит столько же за 3-4 дня. Проезд в 1930-х стоил 5 или 10 копеек в зависимости от расстояния.
Трамвай на улице Карла Маркса в Ижевске.

Трамвай стал транспортом для раненых

В Великую Отечественную войну в зданиях ижевских школ работало несколько десятков эвакогоспиталей. Раненых солдат и офицеров привозили в город на Казанский вокзал, а оттуда развозили по госпиталям.

- Бывало так: только закончили смену, а диспетчер объявляет: «Прибыл поезд с ранеными». И всю ночь мы возили раненых на трамваях, - вспоминала Антонина Шамшурина, с 1940 года работавшая кондуктором. - Даже специальную дверь делали, чтобы носилки было удобно укладывать в вагонах. Раненых возили в школы, расположенные вблизи трамвайных линий, в госпиталь возле парка культуры и отдыха… Однажды к нам принесли женщину в летной форме. Была она без обеих ног, и сопровождающего при ней не было. Мы ее возили в несколько школ, и нигде не принимали – не было женских палат.
Трамвай на перекрестке улиц Карла Маркса и Советской.

Из-за «висуна» погибли четыре человека

В 1956 году произошла самая крупная в истории ижевского трамвайного движения авария. О ней в своей книге рассказывает Вульф Исаакович Беселев, почетный работник транспорта Российской Федерации и Удмуртской Республики, возглавлявший трамвайно-троллейбусное управление 42 года.

Вульф Исаакович Беселев
Почетный работник транспорта России и Удмуртии
«Утром 26 октября подхожу к улице Карла Маркса, вижу – толпа людей, трамваи стоят. Произошла очень крупная авария с человеческими жертвами. Трамвайный поезд – вагон с прицепом – спускался под уклон от улицы Красногеройской к Советской. Очень много народу висело на подножках, на задней сцепке и между вагонами. Один из таких «висунов» случайно разъединил воздушный рукав между моторным и прицепным вагонами. Трамвай остался без основного тормоза – воздушного. В результате, набрав большую скорость, он врезался в стоящий на остановке трамвай. От удара этот трамвай пошел дальше и врезался в диспетчерскую будку. Погибли четыре человека, было много пострадавших».
Фотография улицы Орджоникизде из архива ижевского фотографа Андрея Николаевича Чучалова. Полвека назад здесь проходил автобусный маршрут, а все трамваи были двухвагонными.

В надежде на честность пассажиров

В 1960-х Ижевск одним из первых отказался от кондукторов в трамваях. В вагонах маршрута № 3 поставили металлические ящики, куда пассажиры бросали плату за проезд. Никаких билетов при этом не было. Метод себя не оправдал: за проезд платили только самые честные горожане. Кроме того, нельзя было проконтролировать, все ли деньги из ящика попадают в кассу. Тогда придумали кассы-копилки, которые позволяли оторвать билет, но далеко не все пассажиры при этом оставляли в такой кассе деньги.

И все равно профессия кондуктора уходила в прошлое из-за дефицита кадров: зарплаты в отрасли были меньше, чем на заводах. В 1970 году последний в Ижевске трамвайный кондуктор Вера Шляпина закончила работу. После этого ее сумка для сбора выручки отправилась в музей. Тогда никто не мог предположить, что через 30 лет профессия возродится.
Клавдия Павловна Игнатьева
Ижевская пенсионерка
«Помню, что в 1959 году проезд стоил 3 копейки. Это было дороговато, на заводе я получала 50 рублей. В 80-х в трамваях стояли специальные компостеры, где надо было «пробивать» билеты. И многие в эти компостеры подкладывали вместо билетов картонки, еще что-то… «Зайцев» штрафовали сразу на 3 рубля. Это по тем временам была большая сумма – на нее семья могла жить неделю».
«Радуга» ижевских трамваев. Если в советское время вагоны были в основном однотонными, с традиционной желтой отделкой, то сейчас чаще встречаются пестрые – из-за обилия рекламы на бортах.

Визитная карточка Ижевска – чешские трамваи

Вагоны «Татра-3» из Чехословакии появились в Ижевске в 1966 году. К тому времени они уже были в СССР – особенно много в Украине, – однако российские города их брать боялись. Дело в том, что новые вагоны имели большую мощность, потребляли больше энергии и были требовательны к перепадам напряжения, да и пути под них пришлось бы переделывать. Но Ижевск оказался исключением из этого правила.

Вульф Исаакович Беселев
«Эти трамваи Чехословакия поставляла нам по договору, заключенному между странами – участницами Совета экономической взаимопомощи, то есть, по сути, Чехия обменивала их у СССР на нефть, дерево и другие ресурсы. Для работы с новыми трамваями мы пригласили инженеров – пообещали, что каждый из них через три года получит квартиру. Об этом я лично договаривался в Горисполкоме. И все получилось. Первые десять вагонов прибыли к нам осенью 1966-го».
Справа на фотографии – классическая чешская «Татра Т3». Такие трамваи производили в Праге, на предприятии ЧКД (Чешско-моравская Колбен-Данек). Всего этой фирмой было продано на экспорт около 14 тысяч вагонов. Они ездили по всей Европе: чешские трамваи можно было увидеть в Румынии, Югославии, Словакии, Восточной Германии, Украине и России.

Ижевск стал первым в стране городом, полностью перешедшим на чешские трамваи. Всего их было 300 штук. Они ездили в сцепках по два вагона, а в годы особенно мощного пассажиропотока – и по три.

Вторая половина 1960-х – это еще и время бурного развития трамвайной сети Ижевска. В 1973 году списываются все старые вагоны, включая последние деревянные. В результате в работе остаются только чешские «Татры».

Кроме того, к 1969 году в городе не остается однопутных линий, а общая протяженность трамвайных путей с 1963 по 1970 год увеличивается с 36 до 64 километров.

В 1978 году зима в Ижевске была такой холодной, что общественный транспорт просто встал. Исключением стали трамваи - несмотря на то, что краска на их бортах облупилась от 50-градусного мороза, вагоны продолжали возить пассажиров, не останавливаясь даже ночью, чтобы не примерзнуть к рельсам.
А весной в Ижевске случилось одно из сильнейших в истории города наводнений (на снимке). Иж вышел из берегов и затопил участок путей на улице Карла Маркса.

Почему улицы Молдавской нет, а остановка – есть?

В 1980-х годах, когда строили новый участок путей – от остановки «Школа-интернат» до 300-го производства, – на подмогу ижевчанам приехал студенческий стройотряд из Молдавской ССР. Именно в их честь названа одна из остановок на этом участке.

– Эти три десятка студентов приезжали к нам два года подряд и здорово помогли, – вспоминает Вульф Исаакович. – Поэтому мы пообещали назвать в их честь остановку и обещание свое сдержали. А вообще имена новым трамвайным остановкам давало именно наше предприятие, причем у нас даже было право не согласовывать их с мэрией. Как выбирали? Обычно смотрели на то, какой там поблизости есть ориентир.

Вместо метро – скоростной трамвай

В начале 1980-х власти страны все чаще стали смотреть на Запад и размышлять, как можно приблизить облик советских городов к европейским. В Ижевске предлагали даже создать метро. Воплотить идею в жизнь не удалось, зато получилось открыть в нашем городе линию скоростного трамвая.

Михаил Курочкин
Доцент УдГУ, историк
«Это был десятый маршрут. От остановки «Больница» и до поворота на 40 лет Победы рельсы идеально прямые, и трамвай здесь разгонялся до 70 километров в час, так что от Старого аэропорта до больницы можно было доехать за 2-3 минуты. Это был рекорд для нашего города. Позже рельсы продлили до улицы Ворошилова, и отрезок вдоль улицы 40 лет Победы также стал скоростным».
Сцепка из трех вагонов на маршруте №10 в районе Старого Аэропорта.
Скоростной трамвай также хотели пустить по улице 10 лет Октября между автомобильными полосами. А маршрут 10-го трамвая по генплану собирались продлить до завода пластмасс – собирались даже построить тяговую подстанцию. Остановили строительство из-за отсутствия финансирования.

Прямая речь

«В 1970-х больше водителей трамвая получали только сталевары»


Эльвира Максимовна Воронцова
Почетный ветеран МУП «ИжГЭТ»
Я работала водителем трамвая с 1964 года, потом была ревизором службы движения. Профессия водителя была почетной и интересной: мало того, что весь город видишь, так еще и зарплата хорошая – в 70-х больше нас получали только сталевары.
Сначала мы ездили на старых трамваях. Они не отапливались, в кабине было очень холодно. Постоянно замерзали окна. «У каждого водителя всегда были с собой мешочки с солью» и специальные лопаточки, чтобы отскребать наледь на окнах. Еще в кабине трамвая всегда был ломик – с его помощью переводили стрелки на поворотах.
Народу было всегда много. Водители с маршрута № 3, который ходил на вокзал, рассказывали: когда приезжал поезд из Агрыза с рабочими, люди старались любой ценой залезть в трамвай – залезали на сцепку и держались за «рога», не давая вагону ехать, пока все не залезут.

Белла Лаврентьева
Ижевчанка
«Мне было лет 10. Мы стояли с братом и его другом на остановке «Улица Тимирязева». Был очень сильный снегопад, холодно. Увидели, что наконец-то подъезжает трамвай, уже обрадовались, но оказалось, что на нем табличка «Обкатка». Однако добрая вагоновожатая пожалела нас и предложила сесть в трамвай – погреться и доехать до дома. Добрались благополучно. Спасибо ей!»

Тайм-лайн

Как менялся с годами ижевский трамвай?

1935 год
Один из первых трамваев – серии «Ф» Мытищинского завода с деревянным кузовом. Мытищинские вагоны курсировали по Ижевску два десятилетия.
1955 год
В Ижевске появились первые цельнометаллические вагоны КТМ/П-1. Еще через 8 лет – вагоны КТМ/П-2: более просторные, отапливаемые, с мягкими сиденьями. Аббревиатура «КТМ» расшифровывается как «Кировский трамвай моторный», поскольку вагоны выпускались на Усть-Катавском заводе имени Кирова.
1966 год
В Ижевск из Чехословакии пришли первые 10 вагонов «Татра-3». В последующие годы Ижевск полностью перешел на чешские трамваи, которые стали визитной карточкой нашего города.
1988 год
На улицах появляются новые модели «Татры» – Т-3М. У них более «рубленая» форма и широкий обзор за счет дополнительных стекол.
2013 год
Старый вагон с 30-летним стажем умельцы из ИжГЭТ переделали в энергосберегающий трамвай футуристичного дизайна.
2014 год
Еще одна новинка – правда, с пробегом по Берлину – несколько трамваев «Татра» KT4Д. Такие вагоны вмещают до 150 пассажиров (стандартные «Татры» – 110), в длину достигают 18 метров, писком предупреждают о закрытии дверей и выглядят весьма стильно.

Авторы текста: Елена Кардопольцева, Ирина Лебедева
Фотографии: архив МУП "ИжГЭТ", Амир Закиров, архив редакции, сайт iz-article.ru, архив А. Чучалова.

Читайте также:

Made on
Tilda