20 лет назад, в январе 1998 года, в ижевском электротранспорте вновь появилась должность кондуктора. Расскажем об истории этой профессии и о том, как в разные годы мы платили за проезд в городских трамваях и троллейбусах.
Кондукторы в ижевских трамваях появились одновременно с запуском первого маршрута. Случилось это 18 ноября 1935 года, когда трамвай №1 впервые «вышел на линию». Открывала движение водитель Мария Ивановна Рязанова. Маршрут №1 начинался от Ястребовского переулка и шел до переулка Вятского – сейчас это улица Кирова.
Вульф Исаакович Беселев, почетный работник транспорта России и Удмуртии, возглавлявший трамвайно-троллейбусное управление 42 года, в своей книге «Наш ижевский трамвай» рассказывает: «Появление нового вида транспорта стало для ижевчан подлинным праздником, крупным событием городской жизни. Трамваем не просто пользовались – им гордились. Водителей и кондукторов знали в лицо, с ними здоровались, при случае перекидывались словечком по-свойски».
В надежде на честность пассажиров
В 60-х Ижевск стал одним из первых в стране городов, где начали отказываться от кондукторов в трамваях. Причин тому было несколько, и главная из них – дефицит кадров, так как зарплаты в отрасли были ниже, чем на заводах. В вагонах маршрута №3 поставили металлические ящики, куда пассажиры бросали деньги. Никаких билетов при этом не было. Метод себя не оправдал: за проезд платили только самые честные горожане. Кроме того, нельзя было проконтролировать, все ли деньги из ящика попадают в кассу.
Систему нужно было совершенствовать, и тогда на предприятии придумали кассы-копилки. Пассажир, оплачивая проезд, самостоятельно отрывал билет, причем деньги сначала попадали на открытый лоток для контроля, а затем в инкассаторскую сумку. Сумка автоматически захлопывалась, и доступа к деньгам не было. Затем эти сумки сдавали в кассу, где уже подсчитывалась выручка. Но и такой метод оплаты не был идеальным, так как пассажиры имели доступ к билетам, и недобросовестные горожане могли либо вообще не оплатить проезд, либо положить в сумку меньшую сумму. В итоге далеко не все билеты оказывались оплачены.
Тогда же было решено увеличить продажу проездных билетов, и на них снизили цены: вместо 2 руб. 40 коп. месячный проездной на трамвай стал стоить 1 руб. 70 копеек.
Вместо билета пробивали картонку
А с 1 июля 1972 года все кассы в городском электротранспорте заменили на компостеры – по четыре штуки в салоне. С их помощью нужно было пробивать купленные заранее билеты – абонементные талоны. Покупали их в киосках «Союзпечати», в магазинах, у водителей или в местах продажи проездных.
– Многие в эти компостеры подкладывали вместо билетов картонки, еще что-то… – вспоминает ижевская пенсионерка Клавдия Павловна Игнатьева. – «Зайцев» штрафовали сразу на 3 рубля. Для 80-х это была большая сумма: на нее семья могла жить неделю.
В 1997 году профессия кондуктора возродилась в автобусах, а в январе 1998 года – и в троллейбусах. Работники ИжГЭТ вспоминают, что тогда, 20 лет назад, из желающих устроиться на работу кондуктором выстраивались огромные очереди. Отбор был жестким: например, не брали слишком молодых. Обучение новичков длилось два дня. 2 февраля 1998 года кондукторы появились и в трамваях.
В 2010 году кое-что снова изменилось: в автобусах, а чуть позже и в троллейбусах и трамваях Ижевска появились терминалы для оплаты проезда. Это устройства, с помощью которых кондуктор отбивает билет, считывая деньги с транспортной карты пассажира или принимая наличные.
Знай!
565 – столько кондукторов работает сейчас в трамваях и троллейбусах Ижевска. Всего же на маршрутах городского общественного транспорта числятся около тысячи кондукторов. 19 200 рублей – официальная средняя зарплата кондуктора в ИжГЭТ. Итоговая сумма зависит от множества факторов: стажа, количества часов в месяц и так далее.
Читайте также: Интервью с одним из первых кондукторов ИПОПАТ Надеждой Штереверя, проработавшей в этой отрасли больше 20 лет