Top.Mail.Ru
25 мая 2017 13:51
Моя история

Одна из первых кондукторов Ижевска: «Даже когда я не на работе, в автобусе меня принимают за кондуктора»

Надежда Штереверя рассказала, как за 20 лет изменилась ее работа.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

20 лет назад в общественном транспорте Ижевска появились первые кондукторы. Надежда Штереверя трудится в кондукторской службе ИПОПАТ с момента ее основания. Она рассказала нам, как за эти годы изменились условия работы и пассажиры.

Надежда работала в «Росгосстрахе», но в 1997 году, как и многие в те годы, попала под сокращение. Выучилась на портниху и тут увидела объявление о том, что ИПОПАТ набирает кондукторов.

– Что это за работа такая, я имела смутное представление, поскольку до тех пор для того, чтобы оплатить проезд в городском транспорте, нужно было просто прокомпостировать билетик. Но я решила попробовать, – вспоминает Надежда Романовна. – Так 1 апреля 1997 года стал моим первым рабочим днем в качестве кондуктора. Проснулась рано – в пять утра. Муж спрашивает: «Куда в такую рань собралась?». Я отвечаю: «На работу». А он не поверил, решил, что это первоапрельская шутка.

«Думала, поработаю месяц и уволюсь, а уже 20 лет прошло» 

Надежда и спустя годы в деталях помнит свой первый рабочий день.

– Это сейчас и униформа у нас есть, и стажировку новички проходят, а раньше ничего такого не было. Мне выдали сумку, билеты, и все – отправили на 21-й маршрут. День пролетел незаметно, так как скучать было некогда. Пришла домой, думаю, поработаю месяц-другой и уволюсь, уж очень тяжело показалось. А потом ничего, втянулась. Самой не верится, что уже 20 лет прошло.

Автобусы - «скотинки» и злые пассажиры

За 20 лет обязанности кондукторов не изменились, а вот условия работы – существенно. Раньше автопарк ИПОПАТ состоял преимущественно из стареньких ЛиАЗов. Ижевчане называли их грубо – «скотовозами», а кондукторы ласково – «скотинками».

– Автобусы эти были холодные. Как мы в них мерзли! Это сейчас у каждого кондукторского места есть печка, а раньше она была только у кабины водителя. И место это, как правило, всегда было занято пассажирами, – рассказывает Надежда Штереверя.

Надежда Штереверя
кондуктор
«Улыбнитесь и скажите «Спасибо». Нам, кондукторам, для счастья мало надо»

Впрочем, работать было тяжело не только физически.

– В 90-е годы людей с работы сокращали, зарплату по полгода не платили. Народ был злой. Приходилось подходить к каждому пассажиру и просить оплатить проезд. Часто слышала в ответ: «Не буду, нечем. На следующей выйду». А сейчас многие сами подходят за билетом. Хотя, конечно, встречаются и такие, которые требуют к себе индивидуального подхода даже в пустом автобусе.

«Ижевчане здороваются со мной на улице»

Долгое время Надежда Штереверя проработала на 21 и 24 маршрутах. Теперь ее чаще всего можно встретить в автобусах №№22 и 27.

– Бывало, перейдешь на другой маршрут, потом возвращаешься на свой, а постоянные пассажиры спрашивают, почему меня так долго не было. Приятно. Или идешь по городу, и люди, с которыми я вроде бы незнакома, здороваются. В таких случаях всегда уверена, что это мои пассажиры.

А еще, бывает, еду я сама как пассажир в автобусе, а ко мне люди подходят и деньги протягивают. Я им в ответ улыбаюсь: «На мне, что, написано, что я кондуктор?». Видимо, помнят меня и думают, что я на работе.


Фото: Сергей Грачев

«Кондукторам для счастья многого не надо»

Спрашиваю Надежду Романовну, что, кроме ранних подъемов, самое трудное и не очень приятное в работе кондуктора.

– Надо как-нибудь проверить, сколько я за смену километров по автобусу нахаживаю. К вечеру устаю, ноги гудят, все же не 20 лет мне уже. Ну, и психологически порой непросто бывает. Люди же всякие есть. Но на грубость стараюсь не отвечать, не устраивать скандал, чтобы ни себе, ни другим пассажирам настроение не портить.

– А что вам доставляет радость?

– Нам, кондукторам, много для счастья не надо. Достаточно улыбок пассажиров и простого «спасибо» в ответ на полученный билетик. А еще приятно, что мне присвоили звание «Ветеран ИПОПАТ». Теперь, даже если я уйду на пенсию, буду ездить на всем общественном транспорте Ижевска и на пригородных маршрутах бесплатно. Согласитесь, это большое преимущество.

Досье

Надежда Штереверя, 54 года.

  • Работает кондуктором в ОАО «ИПОПАТ» 20 лет.
  • Имеет звание «Ветеран труда ОАО «ИПОПАТ».
  • Свободное от работы время любит проводить на загородном участке.
  • Замужем, двое сыновей. Младший сын второй год работает водителем в ИПОПАТ.

«Когда Сергей проходил стажировку, коллеги, просматривая списки водителей, спрашивали: «Ты что, водителем решила стать?». Фамилия-то у нас одна, редкая. Вот и думали, что это я, – смеется Надежда Штереверя.