Top.Mail.Ru
15 ноября 2016 13:48
История Удмуртии

Люди с историей: как «Ижмаш» и Белобородов строили Ижевск

Продолжаем рассказывать о наших земляках, которые внесли свой вклад в развитие и историю города.

музей «Ижмаш»
музей «Ижмаш»

В рамках рубрики «Люди с историей» мы начали рассказывать об Иване Белобородове – легендарном «красном директоре», четверть века возглавлявшем Ижевский машиностроительный завод – ПО «Ижмаш». Сегодня расскажем о том, как труд Ивана Федоровича и его коллег изменил облик Ижевска.

Двести лет назад судьбу Ижевска – тогда небольшого заводского поселка – решил Дерябин, выбрав именно его для строительства оружейного завода. Так что «Ижмаш» в прямом смысле слова был градообразующим предприятием – если бы не завод, вполне возможно, Ижевск до сих пор оставался бы просто крупным поселением.

В советское время, особенно после войны, таких предприятий было уже несколько. Каждый завод не просто занимался производством той или иной продукции, но и участвовал в жизни города. Предприятия строили садики, дома культуры, приводили в порядок территорию, прилегающую к корпусам, и так далее. Но мало кто мог по масштабам этих изменений сравниться с ПО «Ижмаш».

Миллион квадратных метров жилья

В эпоху Белобородова «Ижмаш» выстроил почти миллион кв. м жилья.

Александр Коробейников
ветеран труда, 25 лет проработавший на «Ижмаше», в том числе – секретарем комитета комсомола
«Часть его передавали городу, но большинство квартир распределяли между заводчанами. И в этом отношении Иван Федорович был невероятно справедлив. В одной из своих статей о Белобородове я привожу воспоминания Надежды Волковой, бывшего главного химика ПО «Ижмаш», проработавшей на заводе 47 лет»

«Для нас, руководителей среднего звена, Иван Федорович был «Грозным». Мы все перед ним робели, трепетали и боялись допустить какую-нибудь производственную оплошность. А на самом деле эта «гроза» в основном была внешней. Фактически он был человек внимательный к людям и отзывчивый. Личные просьбы, как правило, выполнялись. Главное – надо было набраться храбрости, чтобы обратиться к нему. Мне запомнился такой случай. Когда мне посчастливилось переехать в 2-комнатную квартиру, то в мою бывшую 1-комнатную заехали две девочки, сестры 8 и 14 лет, сироты. Мать их, штамповщица, умерла, и они остались одни в комнате в бараке. Каким-то чудом они попали на прием к Ивану Федоровичу. И вопрос был решен».

Белобородов (справа) на Ижевском автозаводе – предприятии, которое по праву может считаться детищем Ивана Федоровича
Белобородов (справа) на Ижевском автозаводе – предприятии, которое по праву может считаться детищем Ивана Федоровича Фото: музей «Ижмаш»

От больниц до дорог

– Иван Белобородов думал не только о своем заводе и работающих на нем людях, нет – он ставил во главу угла и интересы жителей всего Ижевска, – продолжает Александр Павлович. – Значительная часть той городской инфраструктуры, которой мы пользуемся сейчас, – а это не только жилье, но и объекты медицины, культуры, отдыха, спорта, – выстроена при участии ПО «Ижмаш». Скажем, в какой-то момент стало понятно, что имеющаяся система водоснабжения и канализации не отвечает потребностям растущего города. И тогда «Ижмаш» перечислил «Ижводоканалу» около 45 миллионов рублей на строительство очистных сооружений водопровода и канализации. По тем ценам – это стоимость 5 000 квартир!

Завод также выстроил водовод, идущий от очистных сооружений возле парка Кирова в заречную часть Ижевска, а также многокилометровый канализационный коллектор от Малиновой Горы до улицы Магистральной, позволивший прекратить сброс канализационных вод в Иж.

Кроме того, Иван Федорович планировал со временем вывести все вредные производства – в первую очередь металлургические – за городскую черту.

Устиновский район – тоже в каком-то смысле заслуга Белобородова: здесь за короткий срок выстроили жилье для 15 тысяч работников завода и их семей
Устиновский район – тоже в каком-то смысле заслуга Белобородова: здесь за короткий срок выстроили жилье для 15 тысяч работников завода и их семей Фото: фотоальбом «Удмуртия», «Советская Россия», 1980 г. Фото В. Папикьяна

– С этой целью были выстроен металлургический комплекс на 14-м километре Воткинского шоссе, – рассказывает Александр Павлович. – Это был завод по производству точных заготовок – модернизированное предприятие, где работали цех чугунного и цветного литья, кузнечно-прессовочный цех и другие. На территории предприятия была своя железнодорожная станция, станция Литейная. Завод снабжал металлическими заготовками многие предприятия Советского Союза, а его руководство и коллектив ИТР даже получили премию Совета министров СССР. Увы, в годы перестройки комплекс обанкротили, и сейчас здания цехов (Воткинское шоссе, 298) занимают разные фирмы.

Был у Ивана Белобородова и другой амбициозный проект – строительство ТЭЦ-3, которое бы позволило закрыть ТЭЦ-1, расположенную в центре города. Эти планы также перечеркнула перестройка.

Еще один яркий пример – Устиновский район. Автозавод, входящий в ПО «Ижмаш», потребовал 15 тысяч новых рабочих, а если учесть и членов их семей, новое жилье срочно требовалось 50 тысячам человек. По сути, это и стало толчком к рождению нового огромного района. Кстати, часто горисполком соглашался отдать заводу тот или иной участок земли под застройку только при выполнении ряда условий. Скажем, «Ижмаш» на свои средства построил дорогу от Воткинского шоссе до Автозавода – Копровый проезд.

Знай!

Сколько «Ижмаш» построил для Ижевска?*

С 1956 по 1979 год, пока на посту руководителя завода был Иван Белобородов, строительные цеха «Ижмаша» сдали:

  • 900 000 м2 жилья
  • 9200 мест в детских садах
  • 5 школ на 5240 мест
  • Дворец спорта с бассейном и стадион «Зенит»
  • Больницу на 600 мест с поликлиникой

*По данным книги «Созидатель» А.И. Зайцева

Тем временем

Библиотека Белобородова


Фото: книга «Созидатель» А. И. Зайцева

Несмотря на высокий пост, Белобородов жил очень просто. Многие помнят его дачу – обыкновенный домик на 7 км Якшур-Бодьинского тракта. Единственная «роскошь», которую он себе позволил – комната в квартире, полностью отданная под библиотеку.

Кредит для французов


Фото: архив Ижевского автозавода

Ижевский автозавод – во многом плод сотрудничества СССР и Франции. В 1966 году СССР предоставил французам лояльный кредит, закрывать который они должны были поставками оборудования фирмы «Рено» на наш автозавод и АЗЛК.