Top.Mail.Ru
27 октября 2016 12:32
История Удмуртии

«Иван Железный»: как один человек руководил 60 тысячами заводчан

Расскажем о директоре ПО «Ижмаш» Иване Белобородове.

музей «Ижмаш»
музей «Ижмаш»

«Люди с историей» – это новый проект газеты «Центр» и портала IZHLIFE, посвященный политикам, руководителям промышленных предприятий и другим известным людям, связанным с нашим городом. Сегодня герой рубрики – Иван Белобородов, четверть века возглавлявший Ижевский машиностроительный завод, а впоследствии – ПО «Ижмаш».

Сейчас об Иване Федоровиче вспоминают и говорят, увы, редко. На пенсию он ушел в 1980 году, еще до начала перестройки, а потому навсегда остался в той, советской, эпохе. А между тем Белобородов был одним из лучших «красных директоров» не только в республике, но и в стране. С ним считались в Министерстве оборонной промышленности СССР, он тесно дружил с Устиновым, к его мнению прислушивался Косыгин, Глава Совета министров. Но главное – Белобородов возглавлял мощнейшее предприятие, равных которому в стране в те годы практически не было.

Подробнее о том, каким был «Ижмаш» сорок лет назад и как с ним управлялся Иван Федорович, нам рассказал ветеран труда Александр Коробейников. 25 лет Александр Павлович проработал на «Ижмаше», был секретарем комитета комсомола завода.

Александр Коробейников
ветеран труда

Один выходной за 4 года

В Ижевск Иван Белобородов приехал в 1935 году, сразу после окончания Тульского механического института. Работал в кузнице Ижстальзавода, который тогда объединял оружейное и металлургическое производства, затем был начальником техбюро, мастером, замначальника кузнечного цеха. В годы войны Иван Федорович возглавлял цех, и за четыре года у него был один-единственный выходной, не считая обязательных 1 мая и 7 ноября: в апреле 1945 года, когда уже было ясно, что война идет к концу, Белобородов съездил на утиную охоту.

В 1952 году Иван Федорович стал секретарем парткома завода, а еще через четыре года – руководителем «Ижмаша». И когда в начале 1970-х встал вопрос о том, чтобы создать на базе шести ижевских заводов производственное объединение, никто даже не сомневался, что возглавит его именно Иван Федорович.


Фото: музей «Ижмаш»

– Если в стране 1970-е годы считались временем «застоя», то для Ижевска они, напротив, обернулись активным развитием и расцветом, – говорит Александр Коробейников. – Просто представьте: в производственное объединение «Ижмаш» входили шесть заводов – оружейный, металлургический, инструментальный, станкостроительный, завод точной механики и автозавод, – на которых работало более 60 тысяч человек. Прибавьте сюда Управления капитального и жилищного строительства, транспорта, ЖКХ, детских учреждений и многие другие. На каждом заводе была своя дирекция, партком, профком, комитет ВЛКСМ. Да что там – каждый крупный цех был своего рода заводом в заводе: скажем, в сварочном цехе работало полторы тысячи человек! И всей этой огромной махиной управлял Иван Федорович.

На ноябрьской демонстрации колонна ПО «Ижмаш» шла мимо трибун почти час! Многие районы города выставляли меньше участников

Добился аудиенции у Косыгина

В конце 1950-х, когда Белобородов только возглавил завод, там работало 10 тысяч человек. За 24 года его руководства «Ижмаш» увеличил свой потенциал в 10 раз, а численность сотрудников выросла до 65 тысяч. ПО «Ижмаш» входило в десятку крупнейших в стране предприятий.

– Да, крупнее заводы в стране были – ЗИЛ, АЗЛК, Уралмаш, – но у них конечный продукт был один, – продолжает Александр Павлович. – А вот ПО «Ижмаш» помимо оружия выпускал огромное количество гражданской продукции. Это автомобили, мотоциклы, станки и так далее. В те годы показатель, сколько предприятие выпустило товаров народного потребления на каждый рубль основной продукции, был очень важен. У «Ижмаша» он равнялся 9 рублям! Когда я работал на металлургическом комплексе ПО «Ижмаш» замдиректора по материально-техническому обеспечению, то объехал весь Советский Союз и нигде не видел больше такого сложнейшего номенклатурного предприятия. Не удивительно, что Белобородова уважали и ценили на самом высоком уровне, а за наш завод в министерстве оборонной промышленности держались крепко.

Иван Белобородов (крайний справа), маршал СССР Дмитрий Устинов (второй справа) и Глава республиканского обкома КПСС Валерий Марисов (четвертый справа) на одном из производств
Иван Белобородов (крайний справа), маршал СССР Дмитрий Устинов (второй справа) и Глава республиканского обкома КПСС Валерий Марисов (четвертый справа) на одном из производств Фото: музей «Ижмаш»

– Скажем, в 1974 году у нас возникли трудности с выполнением плана – рабочие отказывались от сверхурочной работы, не помогала даже помощь людей с других производств, – вспоминает Александр Коробейников. – Мы убедили комсомольцев завода работать на растянутых сменах. Но время было упущено, и план все равно был под угрозой срыва. И тогда Белобородов добился аудиенции у Алексея Косыгина, председателя Совета министров СССР, который одобрил его решение продать 1000 автомобилей рабочим завода. Хитрость была в том, что расплатились за новенькие авто рабочие до 31 декабря 1974 года, а получили их в первом квартале 1975-го. Таким образом план был выполнен.

«Думать о заводе даже в отпуске»

Белобородов был жестким, часто – жестоким руководителем, подчеркивает Александр Павлович. Он вспоминает случай, когда Иван Федорович приказал отстранить от работы начальника цеха прямо во время проведения заводского актива – за то, что его цех не выполнил обещания улучшить за месяц свои показатели. «Железный Иван», как называли его на заводе, горел своим делом и требовал того же от подчиненных.

Из воспоминаний Сергея Федоровича Щербакова, в те годы – главного металлурга завода «Ижмаш»:

«В начале января 1964 года я был приглашен на первую беседу с директором завода. Иван Федорович обратил внимание на необходимость тесного взаимодействия с военной приемкой. Подчеркнул, что они начинают рабочий день в 9:00, то есть в 8:30 я должен уже быть на заводе, быть готовым к любым вопросам и встречам с военным представительством. Окончание работы – ненормированное. «Не поступай так, – сказал он, – чтобы за тобой нужно было посылать» (имеется в виду ночью). «Ты всегда должен быть в курсе дел на заводе, думать о заводе, если даже находишься в отпуске».

Почему «Иван Фордович»?

Белобородов – пожалуй, единственный руководитель в советском Ижевске, удостоившийся сразу нескольких метких прозвищ, придуманных работниками ПО «Ижмаш». Так, слово «ИЖ», ставшее символом местной промышленности, часто расшифровывали как «Иван Железный», имея в виду именно Белобородова. Еще одно значение этих букв – «Иван жив!», а после смерти – «Иван жил!». Был он также «Иваном Грозным». Ну а после начала работы автозавода – любимого детища Белобородова – его стали в шутку называть «Иваном Фордовичем».

Досье

  • Иван Федорович Белобородов (1909-1985 гг.) родом из Спас-Деменска Калужской губернии. После окончания в 1935 годуТульского механического института работал на Ижевском машзаводе. Начинал с рядовых должностей кузнечного цеха, а на пенсию в 1980 году уходил уже с должности генерального директора ПО «Ижмаш».
  • Дважды Герой Социалистического Труда, обладатель трех орденов Ленина, ордена Октябрьской революции и трех орденов Трудового Красного Знамени. Звание«Почетный гражданин города Ижевска» присвоено посмертно, в 2015 году.

Кстати!

Любил охотиться и готовить


Фото: музей «Ижмаш»

Белобородов очень любил готовить и делал это прекрасно. Коронными его блюдами были колбаса из лосятины, нашпигованная кабаньим салом, и холодец из лосятины. Но главное – Иван Федорович очень любил угощать этими яствами своих гостей.

Дважды герой

Иван Белобородов – один из трех наших земляков, награжденных званием Герой Соцтруда дважды. Кроме него такой чести удостоились конструктор Михаил Калашников и директор Воткинского машзавода Владимир Садовников.

Читайте в следующем материале: Как именно Белобородов перестраивал и развивал «Ижмаш», а с ним – и весь Ижевск? Коммуникации, сотни тысяч квадратных метров жилья, школы и детские сады – наследием той эпохи мы пользуемся до сих пор.