Top.Mail.Ru
7 апреля 2016 19:13
История Удмуртии

Ижевск 30 лет назад: протесты «зеленых», первый триколор и 20-тысячный митинг в поддержку демократии

Вспоминаем, какой была политическая жизнь нашего города в эпоху перестройки. <фото, календарь перестройки>

Евгений Аксенов
Евгений Аксенов

Перестройка повлияла на все сферы советского общества, но, пожалуй, сильнее всего перемены ощущались в политической жизни страны. Конечно, провинциальный Ижевск в конце 80-х «трясло» не так сильно, как Москву, но и здесь быстро узнали, что такое стихийные митинги, акции протеста и альтернативные выборы. О том, как это было, - в заключительной части нашего проекта «Ижевск 30 лет назад». 

Больше демократии

Одним из тех, кто активно участвовал в политической и общественной жизни Ижевска конца 1980-х – начала 1990-х годов был доктор исторических наук, профессор УдГУ Евгений Шумилов.

- Первый этап перестройки у нас совпал с крупными кадровыми перестановками на городском и республиканском уровнях, - говорит Евгений Федорович. – С поста первого секретаря Удмуртского обкома КПСС ушел Валерий Марисов, возглавлявший республику 22 года. Вместо него поставили совершенно нового человека – Петра Грищенко, ранее работавшего в Челябинском обкоме. Сменилось и руководство Ижевска. Постепенно система единой, монолитной партии, чьи решения даже не обсуждаются, стала разрушаться.


Демонстрация в Ижевске 1 мая 1988 года. До распада Союза - всего три года Фото: ГКУ "ЦДНИ УР"

Безусловно, новые руководители города и республики по-прежнему принадлежали партийной вертикали, однако тот же Грищенко был куда более демократичным и прогрессивным, чем Марисов.

- Валерий Константинович Марисов – друг Устинова и крепкий хозяйственник, - даже представить себе не мог, чтобы первый секретарь обкома ездил без охраны, выступал на стихийных митингах и спокойно выходил к народу, - объясняет Евгений Шумилов. – А для Грищенко, как и для Горбачева, это было в порядке вещей.


А вот так демонстрации эпохи перемен видел фотохудожник Евгений Аксенов Автор: Евгений Аксенов

Судьбу Ижевска решили 5000 подписей

С эпохой перестройки совпало еще одно значимое для Ижевска событие – переименование нашего города в Устинов и обратно. Присвоить Ижевску имя министра обороны СССР, действительно много сделавшего для Удмуртии, было решено в конце 1984 года. В череде бесконечных переименований советской эпохи это могло бы пройти незамеченным, если бы не бурная реакция ижевчан.

Учащиеся ПТУ и студенты в знак протеста прицепили к своим шарфам значки с надписью «Ижевск»

- В 1985 году, 26 января, учащаяся молодежь вышла с акцией протеста против переименования Ижевска к кинотеатру «Колосс», - вспоминает доктор исторических наук, профессор УдГУ Сергей Бехтерев. - Мы с товарищем подошли ближе к концу, когда народу оставалось мало, но все-таки застали на митинге учащихся ПТУ и студентов, в знак протеста прицепивших к своим шарфам значки с надписью «Ижевск». На мой взгляд, эта акция была одной из первых ласточек перестройки в нашем городе.

Евгений Шумилов,
профессор УдГУ, доктор исторических наук
«Среди подписавшихся за возвращение Ижевску его названия были практически все именитые ижевчане – Герои СССР, включая Михаила Тимофеевича Калашникова, герои Соцтруда и так далее»

Борьба за историческое имя Ижевска продолжалась 900 дней, но одним из решающих аргументов в споре горожан с властями стала папка, которую в апреле 1987 года в приемную ЦК привез Евгений Шумилов.

- В этой папке было 5 тысяч подписей за возвращение Ижевску его имени, - вспоминает Евгений Федорович. – Эти подписи мы собирали в рамках деятельности общества «Экология культуры», члены которого собирались прямо у меня в квартире. Среди подписавшихся были практически все именитые ижевчане – Герои СССР, включая Михаила Тимофеевича Калашникова, герои Соцтруда и так далее. И оказалось, что именно в тот период, когда я привез нашу папку в Москву, на секретариате ЦК КПСС обсуждался вопрос, что делать с Ижевском. Возможно, это помогло склонить чашу весов в нашу сторону.


Один из официальных митингов конца 1980-х Автор: ГКУ "ЦДНИ УР"

«За название «Устинов» проголосовали 15 человек»

Бывший глава республиканского обкома Петр Грищенко так вспоминал в одном из своих интервью газете «Центр» о переименовании Устинова обратно в Ижевск:

- Как-то утром звонит мне Егор Лигачев, второй после Горбачева человек в партии. «Чего, - говорит, - там у вас с этим переименованием?». Я ему отвечаю: «Слушайте, ну ведь другие дела есть! Живем вон как паршиво, экономика не тянет, с народом некогда поработать, а все мусолят только это переименование! Надо какие-то меры принимать». Он мне перезванивает около полудня и говорит: «Соберите там у себя всех, кто заинтересован в этом деле - партийцев, профсоюзных работников, интеллигентов. Пусть проголосуют. Если хоть один выскажется против обратного переименования, мы оставим Ижевск Устиновым».

Петр Грищенко,
в годы перестройки - глава республиканского обкома КПСС
«15 человек проголосовали за то, чтобы оставить город Устиновым. И тут мне пришлось рискнуть. Я вечером позвонил Лигачеву и говорю: «Единогласно – за переименование»

- Мы за четыре часа собрали полный зал в ДК «Ижсталь» - пускали всех, кто хотел, - продолжает Петр Семенович. - Все выступающие с трибуны говорили, что Ижевск должен быть Ижевском. Но объявили голосование, и 15 человек подняли руки за то, чтобы оставить город Устиновым. И тут мне пришлось рискнуть. Я вечером позвонил Лигачеву и говорю: «Единогласно – за переименование».


Фото: ГКУ "ЦДНИ УР"

Протесты «зеленых» и первый триколор

Протестовали горожане не только против переименования Ижевска. В перестройку митинги, в том числе стихийные, стали привычным явлением.

- В те годы в борьбу вступили «зеленые», - вспоминает Евгений Шумилов. - Это было связано и с Чернобыльской катастрофой, и с идеей поворота северных рек, последствия которого могли вызвать подтопления, в том числе и в Удмуртии. Но главной экологической проблемой Ижевска были так называемые «лисьи хвосты» - оранжевый дым из заводских труб, давно ставший привычным элементом местного пейзажа. Против них первые общества «зеленых» выступали особенно рьяно.


В перестройку у здания обкома (ныне Госсовет) установили гранитную доску, на которой золотыми буквами было написано: «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». Уже тогда она звучала одновременно нелепо и цинично, тем более что в центральной прессе один за другим появлялись материалы как раз о противоположных чертах правящей партии Фото: ГКУ "ЦДНИ УР"

В перестройку стали появляться и первые общественные организации, занимающиеся политикой. Причем регистрировали их еще по сталинскому Положению от 1932 года, поскольку нового закона об общественных организациях в стране тогда не было. Первым председателем одной из таких организаций – Клуба гражданской инициативы – был Сергей Бехтерев.

Сергей Бехтерев,
профессор УдГУ, доктор исторических наук
«Трехцветный флаг для нас был символом демократии и обновления. Кстати, второй наш самодельный триколор уже после распада СССР подняли над зданием Дома правительства – другого в Ижевске просто не нашлось»

- Мы были причислены к Управлению культуры, но действовали как политическая организация – работали наблюдателями на выборах в Верховный совет Удмуртии в 1990 году, проводили акции и разного рода мероприятия, - вспоминает Сергей Львович. - 7 ноября 1990 года, например, мы провели панихиду в память о жертвах революции и Гражданской войны на Красной горке, где сейчас стоит обновленный Свято-Михайловский храм. Но главное – мы помогли вернуть верующим Александро-Невский собор, выходя с плакатами на демонстрации и устраивая пикеты.

Кстати, именно участники одного из митингов Клуба гражданской инициативы впервые в Ижевске подняли российский триколор – в феврале 1990 года.


9 ноября 1990 года, акция в память о жертвах революции и Гражданской войны. Слева на фотографии – тот самый триколор, первый в Ижевске Фото: ГКУ "ЦДНИ УР"

- Этот флаг для нас был символом демократии и обновления России, - вспоминает Сергей Львович. – Кстати, второй наш самодельный триколор уже после распада СССР подняли над зданием Дома правительства – другого в Ижевске просто не нашлось.

20 тысяч ижевчан, милиция и БТР

Но самый крупный в истории Ижевска митинг прошел в конце февраля 1990 года. Тогда на Центральной площади Ижевска собралось около 20 тысяч человек, выступивших в поддержку объединения «Движение за демократию». Сопредседателями движения были Виталий Скрынник, сейчас – доцент УдГУ, инженер Леонид Розенберг и историк Евгений Шумилов.

Я до сих пор помню многие наши лозунги: «Вернуть здание Александро-Невского собора верующим!», «Отдать обком под роддом!» и другие

- Мы проводили этот митинг в рамках предвыборной кампании в Верховный совет Удмуртии, - объясняет Евгений Федорович. – Я до сих пор помню многие наши лозунги: «Вернуть здание Александро-Невского собора верующим!», «Отдать обком под роддом!» и другие. Насчет обкома нужно пояснить: дело в том, что это здание, – ныне его занимает Госсовет, - построили неподалеку от старейшего ижевского роддома №3, который уже в те годы находился в отвратительном состоянии. Несмотря на то, что проведение митинга было согласовано с властями, площадь была оцеплена, во дворе здания правительства стояли БТР, а нас пытались вынудить оплатить работу милиции.

Все трое организаторов митинга выборы выиграли, после чего создали в местном Верховном совете Удмуртии коалицию «Демократическая Удмуртия».


Один из лучших снимков фотографа Евгения Аксенова, сделанных в эпоху перестройки. Одна из последних официальных демонстраций, снятая из окна гостиницы «Центральная». В центре снимка – современный Дом правительства и улица Пушкинская. Автор: Евгений Аксенов

Кстати, годом ранее прошли еще одни выборы – в Верховный совет СССР. Народным депутатом от Удмуртии был избран противник существующей власти, демократ Николай Энгвер. Евгений Шумилов был одним из его доверенных лиц.

- Это была своего рода «политическая весна» Ижевска – первые альтернативные выборы, где ты не просто голосовал «за» или «против», а выбирал того, чья позиции тебе наиболее близка, - говорит Евгений Федорович. – Кандидаты составляли предвыборные программы, выходили на митинги, распространяли листовки. Николаю Николаевичу Энгверу, тогда - профессору УдГУ, противостоял весь местный обком. Его громили, высмеивали, публиковали про него фельетоны, но Энгвер все равно победил.

«Борис, ты не прав!»: какие слова и выражения появились в перестройку

  • Деревянный — жаргонное название рубля в конце 1980-х – первой половине 1990-х гг., появившееся из-за того, сто рубль быстро обесценивался.
  • Блокбастер — фильм, собравший в прокате значительную сумму. В 1980-х в СССР употреблялось в речи кинокритиков, а к концу перестройки – повсеместно.
  • Скотовоз – народное название пассажирского автобуса ЛиАЗ-677.
  • Беспредел – беззаконие, слово из криминального жаргона начала 1990-х.
  • Видик, видак - видеомагнитофон.
  • «Герцог мира» - так называли Горбачева, имея в виду ругательство, которое получится, если вслух произнести эту фразу на английском языке («peace duke»).
  • «Борис, ты не прав!» - видоизмененная, но все равно знаменитая фраза секретаря ЦК КПСС Егора Лигачева, произнесенная им 1 июля 1988 года в ответ на выступление Бориса Ельцина, жестко критиковавшего коллег. Чуть позже она появилась в одном из монологов Геннадия Хазанова и сразу стала крылатой.

Видео выступления Егора Лигачева с канала «видеохроники от art-sluza»

Приметы перестройки

«Открытие» городов

Города-оружейники, до этого закрытые, вступают в официальные контакты с иностранцами. Например, в Ижевск в 1988 году приезжают американцы, наблюдавшие за тем, как ликвидируют ракеты на Воткинском машзаводе.

«Взгляд»

Телепередача, выходившая в эфир с 1987 по 2001 год, где демонстрировались популярные музыкальные клипы, в том числе зарубежные. Среди ее ведущих – Владислав Листьев, Александр Любимов, Александр Политковский и др. (16+)


Фото: ru.wikipedia.org

Послабления в законах

Среди них – указ, запрещающий призывать учащихся студентов в армию, отмена уголовного преследования за гомосексуальные контакты между мужчинами, послабления в обороте длинноствольного оружия и т.д.

Крупные забастовки

В 1989 году шахтеры республики Коми, Кузбасса, Донбасса, недовольные постоянным дефицитом самых необходимых товаров, устраивали многотысячные митинги. Считается, что это стало одним из толчков к смене государственного строя.


Автор: 1tv.ru

«Мы ждем перемен!»

Песня группы «Кино», написанная Виктором Цоем в 1985 году и впервые прозвучавшая в фильме «Асса», стала настоящим символом эпохи перестройки – несмотря на то, что сам Цой утверждал, будто не вкладывал в слова песни никакого политического подтекста. (16+)

Что происходило в мире в эпоху перестройки. 1990-1991 годы:

Предыдущие выпуски календаря перестройки - в прошлых выпусках проекта «Ижевск 30 лет назад».

*Фото: wikipedia.org, wikimapia.org, telegraph.co.uk, waking-up.org, okolo.me, mediasat.info, m.radiokot.ru, starhit.ru, liveinternet.ru, apocalypse.orthodoxy.ru, www.abbda.com, www.pinterest.com, rusplt.ru, www.zrd.spb.ru

Другие материалы проекта Ижевск. 30 лет назад:

Редакция портала IZHLIFE благодарит за помощь в подготовке проекта «Ижевск 30 лет назад» ГКУ «Центр документации новейшей истории УР», а также фотографа Евгения Аксенова и наших экспертов Евгения Шумилова, Михаила Курочкина, Игоря Галанова.