Мотопроизводство в Ижевске началось в 1929 году, с первого мотоцикла Иж-1, разработанного Петром Можаровым. Серийно мотоциклы стали выпускать в 1933 году на Ижмаше – тогда Ижевском железоделательном заводе. Для этого на предприятии построили отдельное производство - МСК.
Галина Ковалюх,
хранитель музея «Ижмаша»:
| |
На время войны выпуск мотоциклов прекратился – все предприятия Удмуртии работали на оборонную промышленность. В мирное время производство возобновилось. Всего с конвейера Ижмаша сошло около 12 миллионов «Ижей». Большинство выпущенных моделей представлены в экспозиции нашего музея. Здесь можно увидеть 5,6 и 8-миллионные «Ижи». 7-миллионного у нас нет, скорей всего, он был подарен кому-то из работников завода. |
Первый Иж,1929 года выпуска, весил 300 кг без коляски и развивал максимальную скорость 65 км/ч.
Первые модели "Ижей" - Иж-1,2,3,4 |
Последний мотоцикл «Иж» вышел с конвейера завода в 2006 году. Официальная причина прекращения выпуска - отсутствие рынка сбыта. Руководство предприятия посчитало мотопроизводство нерентабельным и объявило решение о закрытии. Комплекс МСК-14 распродали.
В советское же время картина была иной – «Ижи» с огромным успехом продавали по всему миру, не говоря уже о стране, а также поставляли в школы мотоспорта.
Александр Перевозчиков,
главный конструктор ДОАО «Ижмаш-мото» с 1998 по 2005 годы:
Потребность в нашей продукции в советские годы была колоссальной – партия принимала несколько постановлений об увеличении выпуска. Самой популярной моделью была «Планета Спорт» - она пользовалась бешеной популярностью, для нее даже был сделан отдельный цех. Кроме Планеты, популярны были «Юпитер», чоппер «Юнкер», грузовая «Планета», мотовездеход «Самсон».
|
Культовая «Планета Спорт»:
Популярных моделей могло быть и больше – конструктора Ижмаша создавали много опытных, передовых экземпляров, которые эффектно смотрятся и по сей день, но не пошли в серийное производство. Например, мотоцикл для эскортирования, складной трехколесный мотороллер и даже мотомашина!
Мотоцикл для гонок на льду. На фото справа - колесо от него. |
На Ижмаше выпускали и мотоциклы для профессионального использования - для патрульных служб, а также для пожаротушения. Мотоцикл для пожаротушения разыгрывали на межреспубликанских конкурсах пожарных – считалось за честь уехать оттуда с ижевским мотоциклом.
Мотоэкспозиция в музее Ижмаш:
В продолжение темы:
Как ижевские мотореставраторы создают «железных коней» с нуля