Top.Mail.Ru
23 февраля 2015 14:55
История Удмуртии

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж

Мотоцикл-эскорт, складной мотороллер и мотомашина - редкие модели Ижевского мотозавода в нашей фотоподборке. <фоторепортаж>

автора
автора

Мотопроизводство в Ижевске началось в 1929 году, с первого мотоцикла Иж-1, разработанного Петром Можаровым. Серийно мотоциклы стали выпускать в 1933 году на Ижмаше – тогда Ижевском железоделательном заводе. Для этого на предприятии построили отдельное производство - МСК.

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж
Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж   Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж
 
Галина Ковалюх, 
хранитель музея «Ижмаша»: 
На время войны выпуск мотоциклов прекратился – все предприятия Удмуртии работали на оборонную промышленность. В мирное время производство возобновилось. Всего с конвейера Ижмаша сошло около 12 миллионов «Ижей». Большинство выпущенных моделей представлены в экспозиции нашего музея. Здесь можно увидеть 5,6 и 8-миллионные «Ижи». 7-миллионного у нас нет, скорей всего, он был подарен кому-то из работников завода.
 

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл ИжПервый Иж,1929 года выпуска, весил 300 кг без коляски и развивал максимальную скорость 65 км/ч.

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж   Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж
Первые модели "Ижей" - Иж-1,2,3,4

Последний мотоцикл «Иж» вышел с конвейера завода в 2006 году. Официальная причина прекращения выпуска - отсутствие рынка сбыта. Руководство предприятия посчитало мотопроизводство нерентабельным и объявило решение о закрытии. Комплекс МСК-14 распродали.

В советское же время картина была иной – «Ижи» с огромным успехом продавали по всему миру, не говоря уже о стране, а также поставляли в школы мотоспорта.

Александр Перевозчиков, 
главный конструктор ДОАО «Ижмаш-мото» с 1998 по 2005 годы: 
Потребность в нашей продукции в советские годы была колоссальной – партия принимала несколько постановлений об увеличении выпуска. Самой популярной моделью была «Планета Спорт» - она пользовалась бешеной популярностью, для нее даже был сделан отдельный цех. Кроме Планеты, популярны были «Юпитер», чоппер «Юнкер», грузовая «Планета», мотовездеход «Самсон».

Культовая «Планета Спорт»:

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж

Популярных моделей могло быть и больше – конструктора Ижмаша создавали много опытных, передовых экземпляров, которые эффектно смотрятся и по сей день, но не пошли в серийное производство. Например, мотоцикл для эскортирования, складной трехколесный мотороллер и даже мотомашина!

 

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж   Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж
Мотоцикл для гонок на льду. На фото справа - колесо от него.

На Ижмаше выпускали и мотоциклы для профессионального использования - для патрульных служб, а также для пожаротушения. Мотоцикл для пожаротушения разыгрывали на межреспубликанских конкурсах пожарных – считалось за честь уехать оттуда с ижевским мотоциклом.

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж

Мотоэкспозиция в музее Ижмаш:

Есть повод: 23 февраля 1984 года сошел с конвейера 7-миллионный мотоцикл Иж

В продолжение темы:

Как ижевские мотореставраторы создают «железных коней» с нуля