Мотореставраторы - мужчины с золотыми руками. Они по-настоящему любят мотоциклы. Каждый собранный экземпляр для них как живой, ведь они вкладывают в него всю душу, и с каждой деталью в таком мотоцикле связана какая-то история. Возиться со своими «железными конями» - для мастеров настоящее удовольствие.
«Боббер» из «Урала»
Альберт Валяхметов,
инструктор в автошколе, тонировщик:
| |
|
С детства у меня была мечта собрать самому мотоцикл. Ездить начал, как и многие подростки, в 12-14 лет, но своего мотоцикла тогда не было. Потом у меня появился скутер, который я переделал в скоростной. Получился такой «скутер-байк». До этого тюнинговал еще другие мотоциклы. А два месяца назад решил воплотить свою детскую мечту. Никто не верил, что я справлюсь за такой короткий срок, но вот мой «Боббер» из «Урала» готов! |
Справка: Боббер от англ. bob - короткая стрижка. Похож на знаменитый «чоппер», но отличается минимализмом и более практичен: из него убрано все лишнее. Своему «бобберу» Альберт дал имя - Зевс.
- Сам переваривал, резал, шпаклевал, красил. Даже колеса ручной работы -обод от автомобильного колеса Mazda 3, ступица от мотоцикла «Днепр», - рассказывает нам мотомастер. - Зеркало вообще от велосипеда. Бак от мотоцикла «Иж-49», фара и руль от «Планеты-2». Фару, кстати, я переделал, сделал более классической и обтекаемой. Запчасти в основном доставались по дружбе, из уважения к делу, либо за символические деньги.
Кстати, примерная стоимость «боббера» в Интернете - 600 тысяч рублей.
- Как выдается свободная минутка, сразу еду в мастерскую, - говорит Альберт Валяхметов. - Правда, из-за этого от меня ушла девушка и лучший друг в одном лице. Сказала: «Ты уделяешь мне слишком мало внимания». Но потеряв одного друга, я приобрел нового, железного.
Кстати, из своей белой «Нексии» Альберт сделал стильную иномарку. Капот и багажник обтянуты винилом с черно-белым рисунком, крыша - пленкой а-ля алмазная крошка, которая мерцает на солнце.
Ретро-мотоциклы ГАИ
Андрей Чаузов,
эксперт-криминалист:
| |
Когда меня спрашивают, какой самый счастливый день был в твоей жизни, я не раздумывая отвечаю: день, когда у меня появился первый мотоцикл. Это был «Юпитер-5». Мне было 16 лет, я получил права, и мы с отцом купили его в магазине «Старый Юпитер». |
Сейчас в гараже у Андрея - целая коллекция ретро-мотоциклов ГАИ. Первый появился в 1998 году, когда их списывали. Решил взять, да и жалко было сдавать в утиль.
- Это был мотоцикл ИМЗ 903-10 с коляской, 1989 года выпуска. Сначала я просто увез его в деревню, где его использовали для хозяйственных целей - возили лодку, картошку, - говорит Андрей. - А потом я все же решил его восстановить, ушло на это полгода и всего 15 тысяч рублей.
С мотоциклистами очень просто: как говорится, «надо - бери», отдают нужные детали просто так. Помогали в восстановлении даже простые милиционеры - везли детали со всей республики. Также отдали и жезл - один, потом второй.
- А началось все с ящичка под рацию, который мне подарил коллега. Оказалось, что этот ящичек просто невозможно найти, все за ними гоняются. Я решил - раз так сложилось, надо найти и сам мотоцикл. Купил его в деревне Чутырь и постепенно доводил до оригинала, сам все до болта перебирал, красил.
Тот самый ящичек |
Многие детали Андрею даже не пришлось покупать - когда он рассказывал, чем занимается, их дарили за спасибо. Например, бак прислал мотоциклист из Серпухова.
- В целом на восстановление ушло 50 тысяч рублей. Но не в ущерб семейному бюджету. Стараюсь тратить деньги в основном с социальной карты (я ветеран боевых действий), - рассказывает Андрей Чаузов. - Жена сначала недовольна была, что я «захламил весь гараж», что часто пропадаю там, но потом мы нашли компромисс - один выходной я с семьей, один в гараже. Ну, и отгулы если выпадают, иду в гараж, так что и работе не в ущерб.
- Я не понимаю таких вопросов - реставрация это как состояние души. На заказ тоже не реставрирую. Один раз богатый человек предложил мне 150 тысяч рублей за один из моих мотоциклов. Я отказался, - говорит реставратор.- Деньги закончатся, а мотоцикл этот как память останется. Дочка сказала: «Не вздумай продавать, это мое приданое будет». Кстати, она привезла мне из Волгограда один из шлемов ГАИ.
- Я и ретро-формой обзавелся - когда еду в полном обмундировании, многие действительно думают, что я гаишник, боятся обогнать, - смеется Андрей. - Потом обгоняют, тормозят, фотографируют. Меня часто приглашают в колонну на праздники. Помню, в 2010 году ко мне подошли ветераны МВД - чуть не прослезились, как к живому к нему: «Мы ж на таких и летом, и зимой всю жизнь проездили!» Для меня это лучший комплимент. Мне даже вручили грамоту за восстановление патрульных мотоциклов ГАИ, такой ни у кого нет.
Ретро-форма ГАИ |
Кстати, на обоих мотоциклах Андрея исправно работают громкоговоритель и сирена.
Сейчас у ижевчанина Андрея Чаузова новая цель - восстановить Урал М-67, (промежуточная модель между ИМЗ и М-66). На очереди - Урал М-63 и Иж Планета-3.
«Ижи» для музея
В гараже братьев Олега и Игоря Чупиных множество грамот - за победы в номинации «Ретро», за участие в мотофестивалях, за дальние поездки, за помощь в организации мотовыставок. Они настоящие профи в мотоциклах марки «Иж». Близнецов-реставраторов многие знают в Ижевске и за его пределами - зимой они восстанавливают мотоциклы, а летом едут на железных конях в дальние путешествия и на мотофестивали по всей стране.
Олег Чупин,
сварщик:
| |
На мотоцикле я с 16 лет, как получил права. Первый мотоцикл у меня был Юпитер-5, а у Игоря Планета Спорт. Они у нас тоже были переделанные, под рокерский стиль 90-х. А реставрацией мы занялись с 2005 года, совершенно случайно. Тогда мы работали в пионерском лагере кочегарами и там увидели старинный Иж-49, один мужик его разбирал. Нам стало жалко, а ему все равно был не нужен. Там же, в пионерлагере, мы его и восстановили. |
Этот мотоцикл Олег с братом собрали из трех других. Сначала он был без коляски.
- А потом случайно где-то в разговоре выяснили, что есть такая в Глазове. Нам ее отдали бесплатно, просто как хорошим людям, от денег отказались, - делится ижевчанин. - Когда собрали, приехали на 49-м на один из мотофестивалей, и вокруг собралась такая толпа - мы даже подойти не могли к мотоциклу. И тогда поняли, что эта тема «не раскрыта».
- Потом был Иж-56, рассказали, что есть такой в одной деревне. Привезли его и восстановили. Затем Планета-6 - очень редкий экземпляр с водяным охлаждением, - говорит Олег.
- Вообще восстанавливаем за зимний сезон, летом мы ездим в путешествия и по мотофестивалям. Перед «дальняками» обкатываем отреставрированные мотоциклы в Удмуртии, выявляем поломки.
На флаге нет посторонних нашивок - каждая только с тех мотофестивалей, где братья были сами |
- Человек, у которого она была, продал нам ее за символические тысячу рублей, просто хотел отдать людям, у которых бы мотоцикл «жил».
А вот грузовой Иж-6920ГР мы взяли вообще как металлолом - прицеп за 495 рублей, а сам мотоцикл - за 2000. На этом мотоцикле мы с сыном только что вернулись из путешествия, проехали 9800 км. Ездили в Крым и заезжали в разные города.
|
||
До и после |
Вообще детали «за дорого» мастера никогда не покупали и не заказывали.
- В основном на самом деле достаются случайно - отдают другие мотоциклисты или ищем по старым гаражам. Денег на один мотоцикл в среднем уходит 5-7 тысяч рублей. Больше всего потратились на Юнкер - 11 тысяч рублей. Дешево потому, что всю работу мы делаем сами, - говорит Олег Чупин. - Ну, и сейчас у нас много помощников - и нам помогают, и свои мотоциклы у нас чинят. Кстати в прежнем гараже нам стало тесно: мотоциклов все больше - переехали в более просторный гараж. В нижнем ярусе делаем сварку, в верхнем собираем.
- Личной жизни увлечение не мешает - брат недавно женился и переехал в Питер, жена у него тоже «в теме». А моя подруга хоть и не «в теме», но не возражает и любит кататься со мной, говорит: «С тобой не страшно». Стаж вождения у меня очень большой, причем я ни разу в жизни не создал аварийной ситуации. А родители так вообще рады, что у нас есть любимое дело.