
14 июля 1964 года в столице Удмуртии открылся центральный автовокзал. Вспоминаем интересные факты из истории и показываем архивные фотокарточки.
Автобусное движение открыто в 30-е годы
8 июня 1932 года в Ижевске появились первые автобусы. Две машины с деревянными кузовами ездили по маршруту от Казанского вокзала (находился в районе современной остановки «Хозяйственная база») по улице Горького до Кирова. Обратно они ехали через Сенной рынок и улицу К. Либкнехта.
Конечно, о специально построенном автовокзале тогда было очень рано говорить. Скорее, это было место, где люди просто стояли и ждали автобусы.

К 1934 году по городу курсировали уже пять автобусов ГАЗ 03-30.
Построено по типовому проекту
До строительства нового здания функцию центрального автовокзала в Ижевске выполняла маленькая станция. Она располагалась на ул. Красной и состояла, главным образом, из зала ожидания.

Такое положение не устраивало никого, поэтому начали разрабатывать проект строительства нового здания.

В 60-е годы автовокзалы по всей стране располагались вблизи железнодорожных вокзалов или в центрах городов. Ижевск не стал исключением – здание начали строить в центре, недалеко от цирка, на ул. Красноармейской. Кстати, раньше на этом месте располагалась стоянка извозчиков.
Внешний вид нового автовокзала был типичным для советской архитектуры того времени. Это было функциональное здание с большим залом ожидания и кассовой зоной.

«Рядом с круглой громадой цирка наше внимание привлечет красивое здание автовокзала, сверкающее стеклами огромных окон. Оно построено в 1964 году по типовому проекту. Рядом раскинулась обширная асфальтированная площадь. Автобусы, легковые и грузовые автомашины, пассажиры... Много народу и в вокзальном помещении. Здесь два просторных зала: в одном находятся билетные кассы, в другом – можно отдохнуть, прочитать купленную тут же свежую газету или журнал. Художественно оформленные карты-схемы помогут вам познакомиться со всеми городскими и иногородними маршрутами», – вот так Олег Севрюков описывал новый автовокзал в книге «Ижевск» в 1969 году.

Этот автовокзал уже мог обслуживать вместительные автобусы.

Панно с младенцем
Примерно в начале 70-х годов на здании автовокзала появилось уникальное парное панно. На нем были изображены женщина с серпом и с младенцем на руках, а также мужчина с молотом.

Почему этот диптих считается уникальным? Потому что он стал первым в Ижевске, выполненным в технике сграффито, – это когда художник наносит на стену несколько слоев штукатурки разных цветов, а затем процарапывает рисунок с помощью специального инструмента. Кстати, первоначально основной фон у панно был голубым. А после реставрации его заменили на темно-коричневый.
До настоящего времени панно сохранилось, но явно требует обновления.

В 2020 году панно «оживили». Это сделал дизайнер, режиссер и мультипликатор из Удмуртии Андрей Першин.
Хотели переносить на другое место
В начале 2000-х годов стало понятно, что Ижевску нужно новое здание автовокзала на новом месте. Существующее пространство по своим техническим характеристикам и месторасположению уже не отвечало современным требованиям пассажирских перевозок. Власти подчеркивали, что нужно разгружать улицу Красноармейскую, которая не справлялась с потоком машин и автобусов. К тому же, из-за тесной развязки на дороге с рейсовыми автобусами постоянно случались аварии.

В 2011 году рассматривалось несколько мест. Хотели сделать автовокзал в здании лицея № 17 по ул. К. Маркса. При этом учащихся и преподавателей планировали перевести в другое место. Еще одним вариантом предлагалось обустроить площадку рядом с ТЦ «Столица» по ул. 40 лет Победы.
«У меня есть задача перенести автовокзал из центра города... Возможно, это будет один вокзал на все направления с закрытием Южной автостанции и центрального автовокзала, либо несколько автостанций, расположенных в разных районах города», – говорил тогда сити-менеджер Денис Агашин.
Через несколько лет прозвучало еще одно предложение – снести здание бывшего театра им. Короленко на ул. К. Маркса и перенести автовокзал на это место.
В то же время по Генплану того периода автовокзал должен был располагаться на перекрестке улиц К. Маркса и Чугуевского.
Отремонтировали, обнесли забором
Но всем этим планам не суждено было сбыться – автовокзал до сих пор располагается на своем старом месте, рядом с цирком.
Со временем здание как внутри, так и снаружи утратило былой лоск. Его обновили. С внешней стороны облицевали бежевыми панелями, поменяв при этом и фон у панно на темно-коричневый. Внутри также провели косметический ремонт.

Территорию привокзальной площади в 2011 году после терактов в московском Домодедово обнесли забором. Чуть позже перед зданием вокзала были построены стационарные ларьки, перекрыв обзор на центральный вход.

В настоящее время на автовокзале семь посадочных платформ. Они не оборудованы навесами, которые бы защитили пассажиров от осадков. Внутри – все без изменений. Впрочем, как и снаружи: автовокзал явно выглядит «уставшим».


