Мы продолжаем изучать историю улицы Коммунаров и узнавать интересные подробности, связанные с ее прошлым. Сегодня расскажем о Карлутской площади - участке, ограниченном улицами Лихвинцева и Наговицына, где расположены любимые места прогулок ижевчан - сквер у Вечного огня и Арсенал.
 Справка
	 Здание Арсенала Ижевского оружейного завода строилось с 1823 по 1825 годы.
	 Архитектор - Семен Емельянович Дудин, также автор Александро-Невского собора и главного корпуса Ижевского Оружейного завода.
	 Согласно смете, строительство Арсенала обошлось казне в 187 012 рублей.
	 Площадь Арсенала - около 3000 кв.м.
	 Вместимость - 75 тыс. ружей.
«В здание Арсенала мы заходим через окна»
В наши дни изящное здание ижевского Арсенала несколько теряется на фоне соседей. С одной стороны его подпирает громада резиденции Главы республики, а вид с Пушкинской заслоняет выстроенный еще в 1964 году Дом правительства... А ведь когда-то Арсенал было видно издалека - «Ижевский кремль», как метко назвал его историк, профессор Евгений Федорович Шумилов, был выстроен в одной из самых высоких точек будущего города.
Кстати, долгое время единственный вход в Арсенал был со стороны Лихвинцева, через Караульную палатку. Здание тогда было настоящей крепостью. Когда его занял завод, Караульная палатка стала заводской проходной.
- Тот, кто заходит в бывший Арсенал со стороны улицы Лихвинцева, как бы повторяет путь императора Александра I, посетившего Ижевский завод в 1824 году, - рассказывает Александра Юрьевна Ардашева, ученый секретарь Национального музея имени К. Герда. - Он побывал на строительстве Арсенала и наградил Семена Дудина императорским орденом святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени.
| 
		  | 
	
		  | 
|
| 
		 
			 Пришлось прорубать дополнительные входы, заменяя окна портиков (крытых галерей с колоннами) на двери. В своем первоначальном виде сохранился лишь один из них - со стороны улицы Пушкинской.
		 
	 | 
||
В следующем году ижевский Арсенал празднует свое 190-летие. За это время любое городское здание могло бы обрасти множеством легенд, но Арсеналу в этом смысле похвастаться практически нечем.
- Среди ижевчан до сих пор ходят слухи, что от Арсенала в сторону порохового погреба (где сейчас расположены Карлутская площадь и Вечный Огонь) шел подземный ход, - рассказывает Александра Ардашева. - Ни подтвердить, ни опровергнуть это я не могу. По моему мнению, ход вполне мог быть - для каких-то производственных нужд, например.
Кстати, кроме порохового погреба, снесенного после войны, здесь была еще одна «пороховушка» - небольшое старинное здание кирпичной кладки между Арсеналом и Домом правительства. На снимке ижевского фотографа Ахата Хисамутдинова его хоть и с трудом, но можно разглядеть:
| Так выглядел Арсенал в 1978 году, когда его территория еще использовалась для нужд завода. Фото: Ахат Хисамутдинов. | 
Заговорщики планировали захватить Арсенал
В те годы, когда Арсенал использовался именно как склад оружия, Карлутская площадь вокруг него не застраивалась. Связано это было не только с тем, что рядом располагались запасы пороха, но и для удобства защитников Арсенала в случае, если кто-то попытается его захватить. Кстати, во второй половине XIX века Арсенал всерьез готовились брать штурмом. Об этом в книге «Город на Иже» пишет профессор Евгений Федорович Шумилов, исследователь истории Ижевска.
| На решетке, закрывающей южный вход в Арсенал - герб Вятской губернии и годы постройки здания. Правда, вместо 1825 года здесь указан 1827 год, когда была окончательно завершена внешняя отделка. | 
- Захватить Арсенал собирались казанские члены тайного общества разночинцев «Земля и воля», - рассказывает Евгений Федорович. - Казанское отделение общества возглавляли штаб-капитан Казимир Иваницкий и студент Осип Сильванд. Они и разработали весной 1863 года план захвата Ижевского завода. Заговорщикам удалось выяснить, что в Арсенале хранится 30 тысяч только что заготовленных для казны ружей. При этом охранявшая здание воинская команда была малочисленна. Все детали, касающиеся количества, перевозки и охраны оружия, стали известны казанцам от их единомышленников, живших на Иже. Запасами ижевского Арсенала предполагалось вооружить крестьянские отряды по всему Поволжью. На Каму даже успели отправить агитаторов с пачками прокламаций. Но один из заговорщиков, студент Казанского университета Глассен, явился с повинной и выдал товарищей. Иваницкий был схвачен и расстрелян, также как четверо его товарищей. А Сильванд успел скрыться.
К Арсеналу по Коммунаров шла узкоколейка
В начале XX века к Арсеналу подвели заводскую узкоколейку - железную дорогу с небольшой шириной полотна (1000 мм, при том что ширина обычной железной дороги - 1520 мм), по которой ходил поезд «Кукушка». Так называли все паровозы, передвигающиеся по узкоколейкам - возможно, из-за схожести гудков поезда с кукованием птицы. Это была одна из веток так называемой Военно-полевой дороги, о которой пишет в одной из своих статей ижевский историк и литератор Сергей Жилин.
По словам Сергея Алексеевича, в Первую мировую в Ижевске выстроили узкоколейку, ведущую от Оружейного завода к пристани в Гольянах. Военно-Полевой ее назвали потому, что строила дорогу Отдельная саперно-инженерная рота численностью в 17 тысяч человек, к которой были прикомандированы немецкие военнопленные. По сути, в те годы это была единственная «артерия», связывавшая наш город с транспортными потоками страны: железнодорожную ветку Агрыз - Ижевск построили только в 1917-м. Демонтировали узкоколейку в 1924 году.
| Поезд «Кукушка» узкоколейной железной дороги. Фото: commons.wikimedia.org | 
Кстати, еще сто лет назад подобными железными дорогами был опутан весь Ижевск и его окрестности. Так, например, известно, что там, где сейчас стоят «немецкие дома» на улице Удмуртской (напротив ТЦ «Флагман»), было депо, откуда «Кукушка» шла до Хохряков и дальше за город. А еще в 1990-е можно было прокатиться на поезде по Постольской узкоколейке, начинавшейся в Ленинском районе - примерно там, где сейчас расположена остановка «Школа милиции».
| Мотовоз узкоколейной дороги, проходящей через удмуртский поселок Сентег. На нем из леса вывозили бревна, причем на таком мотовозе даже был установлен полевой телефон - для связи с диспетчером, который командовал, с какой именно делянки нужно брать бревна. Фото из материала «Двадцатый век в биографии инженера» Алексея Коробейникова. | 
В здании Госсовета могли открыть роддом
 Справка
	 9-этажное административное здание было выстроено в 1982 году по проекту архитектора Александра Добровицкого.
	 Высота здания: около 30 метров.
	 Площадь: 9674 кв.м.
	 Количество кабинетов: 167.
| Геральдический зал. Фото: udmgossovet.ru | 
- По регламенту, на сессиях должен дежурить врач, так что у нас есть свой медпункт, - объясняет Дмитрий Владимирович. - Здесь же работает отдельное почтовое отделение № 74 – связано это с огромным потоком корреспонденции. Есть и парикмахерская - это очень удобно, когда перед торжественным мероприятием нужно сделать прическу или просто что-то срочно поправить во внешнем облике. И, конечно, в здании Госсовета есть прекрасная столовая, где можно отведать, например, лосятину. Причем открыта она для всех желающих.
| Зал, где проходит регистрация депутатов перед сессией Госсовета УР. Фото: udmgossovet.ru | 
Кадры из прошлого
Что было за спиной у Неизвестного солдата в разное время?
6 ноября 1967 года на Карлутской площади был открыт Монумент боевой и трудовой славы и зажжен Вечный огонь. О том, как создавался памятник Неизвестному солдату в Ижевске, мы уже писали. А сейчас предлагаем просто сравнить друг с другом фотографии этого монумента, сделанные в разные годы.
| 
			  | 
		
			  | 
	|
| 
			 
				 На старой фотографии видно, что здания Госсовета еще нет, вместо него - что-то вроде деревянного барака.
			 
		 | 
	||
Прямая речь
«На месте Вечного огня была роща, где ловили майских жуков»
Какой была улица Коммунаров и ее окрестности в 1950-х, хорошо помнит Валентина Гартиг, искусствовед, заместитель директора Музея изобразительных искусств. Дом, в котором она родилась, стоял на улице Революционной. Сейчас на его месте - новый корпус Медакадемии. Сама же улица находится между Пушкинской и Коммунаров и проходит параллельно им, а выше Карла Либкнехта словно бы «теряется» в жилых многоэтажках.
- Я помню, что на месте резиденции Главы Удмуртии была ложевая, где изготавливали «запчасти» для продукции завода «Ижмаш», - рассказывает Валентина Оскаровна. - От нее улица шла вниз, и каждую зиму мы катались с этой горки на санках. А вдоль улицы Коммунаров лежали деревянные тротуары - я по ним ходила в школу № 24. Сквер на Карлутской площади - там, где сейчас горит Вечный огонь - разбили только в 1962 году, и я помню, что раньше на этом месте росла березовая роща.
| 
			 
				 Валентина Гартиг,
			 
			
				 искусствовед, заместитель директора Музея изобразительных искусств:
			 
		 | 
	|
  
		 | 
		
  Мы ловили здесь майских жуков, бегая меж деревьев с сачками. Это было одно из наших самых любимых развлечений. Знаю от бабушки, что раньше там была «пороховушка» - сложенное из кирпича здание, где хранили бочонки с порохом, - но мы ее уже не застали. А в первом корпусе Медакадемии мы смотрели трофейные фильмы. Там устраивали что-то вроде киносеансов для жителей окрестных домов. Помню, например, что мы смотрели «Белоснежку и семь гномов». А вообще в те годы улица Революционная, как и Коммунаров, была патриархальной, застроенной старинными деревянными домами. Здесь, на Горе, жили зажиточные ижевчане. И, в моем представлении, именно таким и был старый, дореволюционный Ижевск. 
		 | 
	
Улица Коммунаров: тайное бомбоубежище и «башни ПВО»
Улица Коммунаров- 2: «Блинка», Митьки и рок-н-ролльное «Болото»
	
		
Мы ловили здесь майских жуков, бегая меж деревьев с сачками. Это было одно из наших самых любимых развлечений. Знаю от бабушки, что раньше там была «пороховушка» - сложенное из кирпича здание, где хранили бочонки с порохом, - но мы ее уже не застали. А в первом корпусе Медакадемии мы смотрели трофейные фильмы. Там устраивали что-то вроде киносеансов для жителей окрестных домов. Помню, например, что мы смотрели «Белоснежку и семь гномов». А вообще в те годы улица Революционная, как и Коммунаров, была патриархальной, застроенной старинными деревянными домами. Здесь, на Горе, жили зажиточные ижевчане. И, в моем представлении, именно таким и был старый, дореволюционный Ижевск.