Продолжаем нашу историческую прогулку по улице Коммунаров. Сегодня расскажем, какие чудеса скрывают мансарды типовых «кооперативных» домов, сколько стоило самое популярное блюдо в меню «Блинки» и чем полюбилось ижевским студентам культовое «Болото».
«Натурщики спокойно могли ходить по корпусу в плавках»
На этот раз небольшую экскурсию по улице Коммунаров для нас проводит Петр Семенов, заслуженный художник России, народный художник Удмуртии, профессор Удмуртского госуниверситета, а в прошлом - председатель Союза художников Удмуртии. Встречаемся мы с нашим «гидом» перед третьим корпусом УдГУ.
- Когда-то это здание целиком занимал худграф, - вспоминает Петр Садофьевич. - Тут всегда было очень уютно - натурщики могли спокойно ходить по коридору в плавках, и никого это не удивляло, потому что вокруг были только «свои». В актовом зале и в коридорах мы устраивали выставки студенческих работ. А видите этот барельеф на здании? Он установлен в память об одном из первых преподавателей худграфа - Алексее Павловиче Холмогорове, народном художнике России и Удмуртии. Преподаватели шутят, обращаясь ко мне: «справа от входа висит доска Холмогорова, а слева будет твоя».
Здание, которое сейчас занимает 3-й корпус Удмуртского госуниверситета, было выстроено в 1937 году. До 1941 года в нем располагались Ижевское педучилище и библиотечный техникум. Во время войны, по некоторым данным, здесь было летное училище, а в 1955 году здание передали пединституту (УдГУ). Сейчас тут - кафедры факультета журналистики, Института искусств и дизайна и Института педагогики, психологии и социальных технологий.
Здание 3-го корпуса Удмуртского госуниверситета в 1950-е и сейчас. Фото из архива УдГУ.
|
Митьки, приезжая в Ижевск, жили на улице Коммунаров
Следующий пункт нашего путешествия по Коммунаров - дом № 214. На фоне остальных точно таких же пятиэтажек из серого кирпича этот выделяется огромной мансардой наверху, в которой располагается несколько художественных мастерских.
- Такие мастерские строились в советское время в разных районах Ижевска, - объясняет Петр Садофьевич. - На Коммунаров они появились одними из первых - строительство закончили в 1967 году. Одну из мастерских занимал я, а сейчас в ней работает Валентин Белых. Помню, ее так торопились сдать к сроку, что забыли сделать дверь - пришлось прорубать вход через соседнюю мастерскую.
Набираем секретный код на домофоне, дверь в подъезд открывается, и мы поднимаемся под самую крышу. В темном, пахнущем краской коридоре нас встречает хозяин одной из здешних мастерских - известный художник, скульптор и дизайнер Виталий Окунь.
Помещение, в котором Виталий Владимирович работает с 1978 года, напоминает одновременно музей и комнату в студенческом общежитии. Большую часть мастерской занимают предметы искусства: здесь - венецианская маска, там - причудливая рыба из стекла и дерева, на столике у стены - гипсовый торс обнаженной Венеры. Высоченные окна, множество книг, на полу вперемешку лежат наброски.
- Это заказ от одного питерского издательства, - говорит Окунь, замечая мой взгляд. - Пятьдесят иллюстраций для подарочного издания Тита Лукреция Кара. В Петербурге у меня тоже есть мастерская, но сейчас мне удобнее жить и работать в Ижевске.
За перегородкой - что-то вроде небольшой комнаты: кровать, стол, компьютер.
- Здесь часто бывают художники из других городов - мои знакомые или приятели, - рассказывает Виталий Владимирович. - Митьки (группа питерских художников со своей субкультурой) два раза приезжали, художники из Москвы, Санкт-Петербурга, музыканты. Бывают и иностранные коллекционеры - из Англии, Китая, - которые ездят по России и покупают работы художников.
Как улица Коммунаров связана с фильмом «Тень Алангасара»?
В соседней мастерской застаем за работой Валентина Белых, одного из самых известных удмуртских художников. На мольберте - почти готовое полотно, изображающее празднование Масленицы в дореволюционном Воткинске. Стены до потолка увешаны готовыми работами.
- Эту мастерскую мне дали в 1982 году, - рассказывает Валентин Леонидович. - В советское время получить ее можно было только в том случае, если ты - член Союза художников. А чтобы тебя приняли в Союз, нужно было участвовать в крупных всесоюзных выставках. Эта мастерская, конечно, довольно старая, здесь нет каких-то особых удобств, но мне нравится. Во-первых, это практически центр города - и мне удобно, и заказчикам. К тому же с ней многое связано. Тут бывали и высокие гости - первый Президент Удмуртии Александр Волков, например, - на презентации моих работ.
Улица Коммунаров - работа Валентина Белых, 2009 год. |
А еще именно здесь создавались эскизы к фильму «Тень Алангасара», снятому в 1990-х по мотивам удмуртских сказок и легенд. Валентин Леонидович работал над картиной в качестве главного художника-постановщика, и в его мастерской был развернут своего рода «штаб» по созданию образов будущего фильма.
Еще один обитатель мансарды - известный художник Виктор Котляров. Со стен его мастерской на тебя смотрят хитрые деревенские мужики, русалки и огромный грустный пес. В глаза бросается картина, изображающая одну из улиц дореволюционного Ижевска.
- Рисую по старым фотографиям, которые стараюсь дополнить новыми деталями, - рассказывает Виктор Борисович. - Сам я родился на Украине, заканчивал Харьковский художественный институт, а в Ижевск приехал более тридцати лет назад. В разное время много наших выпускников перебралось сюда по приглашению Петра Садофьевича, в том числе я и Виталий Окунь. Город тогда только начал активно застраиваться, и глава горисполкома не давал нам сидеть без дела. Мы занимались тем, что сейчас принято называть дизайном интерьеров и внешнего вида - разрабатывали проекты кафе и ресторанов, больниц, кинотеатров и других подобных общественных сооружений и предприятий. Это ДК «Октябрь», Дом природы в парке Кирова, ресторан «Соланж» и другие объекты.
|
Анатомию преподавали в холодильных камерах пивзавода
Участок Коммунаров от Советской до Наговицына вполне можно назвать «студгородком». Здесь сосредоточены сразу два вуза - Удмуртский госуниверситет и Ижевская государственная медицинская академия. О том, как на карте Ижевска появился один из крупнейших медвузов Приволжья, рассказывает профессор, д. м. н. Наталья Попова, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМА.
- Ижевский медицинский институт был образован в 1933 году - в августе на первый курс зачислили более 170 студентов, однако свое помещение у вуза появилось только в 1939-м, - говорит Наталья Митрофановна. - Так что заниматься первые шесть лет приходилось в различных учреждениях и клиниках.
Кафедра анатомии, например, располагалась в помещении холодильных камер Бодалевского пивоваренного завода на набережной Ижевского пруда. Один из первых выпускников, профессор Арсений Михайлович Загребин, рассказывал, что в помещении было всегда прохладно, стояли длинные столы, к которым на цепочках были прикреплены препараты - черепа и другие части скелета, чтобы студенты-медики не забирали их домой. Лекции студентам читали в деревянном кинотеатре «Одеон» (сейчас на его месте расположен киноцентр «Дружба»), в клубе «Металлист», в помещениях клиник.
Старейший, первый корпус ИГМА (Коммунаров, № 281/1) выстроили в 1939 году.
- На стройке работали наши же студенты, - рассказывает Наталья Митрофановна. - Для строительства хотели использовать кирпич, оставшийся от разрушенного в 1937 году Свято-Михайловского собора. Но старинная кладка при взрыве рассыпалась не отдельными кирпичиками, а огромными блоками, разбить которые было невозможно. Поэтому кирпичей хватило только на несколько рядов кладки.
Теоретический корпус ИГМА, выходящий фасадом на Коммунаров, был выстроен в 1974 году. Фото: из архива ИГМА.
|
Отапливался старый корпус угольным торфом, который приходилось возить со стороны Гольян. Особенно тяжело было в военное время.
- 22 июня 1941 года, в воскресенье, в первой аудитории морфологического корпуса проходила научно-практическая конференция, - рассказывает Наталья Попова. - Вел ее профессор Николай Рупасов, директор института. Его срочно вызвали из аудитории, а вернувшись, он объявил, что началась война. Уже 23 июня многие преподаватели и студенты были призваны в армию. Однако занятия не прекращались.
В первом корпусе учились еще и студенты медтехникума, потому что их помещения занял эвакогоспиталь. Всего в Удмуртии во время войны было больше пятидесяти госпиталей, и студенты института под руководством преподавателей и врачей оказывали медицинскую помощь эвакуированным бойцам. Позже врач Татьяна Марковна Изакович вспоминала, как встречали раненых на вокзале Ижевска. Эшелоны приходили поздно ночью, студенты - голодные, истощенные - еле-еле выносили раненых на носилках и думали только о том, чтобы их не уронить.
Сегодня дворик между корпусами Медакадемии - пространство, где студенты самовыражаются с помощью граффити. Фото: Анастасия Малышева. |
«Есть место свиданий - Болото…»
Мало кто знает, что на улице Коммунаров в прошлом можно было отыскать сразу три «болота». Первое - это жилой район в долине речки Позимь, застроенный частными домами, - его ижевчане до сих пор называют так по старой памяти. Второе Болото, по словам ижевского историка, краеведа, профессора ИжГТУ Сергея Селивановского, находилось в районе перекрестка улиц Ленина и Коммунаров. Во время сильного дождя улица Коммунаров превращалась в бурный поток, поэтому трамвай переезжал ее по небольшому мостику. После дождя в этом месте долго оставались большие лужи - отсюда и название.
Ну, а третье Болото - культовое место встречи ижевских студентов. Это сквер напротив Дома радио, появившийся тут еще в советское время, а в 90-х заброшенный.
Здесь собирались представители самых разных молодежных субкультур - пили спиртное, пели песни под гитару, занимались любовью и просто общались. Упоминается Болото и в песне ижевской рок-группы «Трали-Вали»: «Есть водка «Сарапул», «Калашников» есть, есть место свиданий - Болото».
Ольга Маркова,
журналист:
|
|
|
Я на Коммунаров живу всю жизнь, только дома меняю. На Болоте тусовалась в середине 90-х - тогда там еще стояли фонтаны и было достаточно скамеек. Маршрут у нас почти всегда был одинаков: в «Хлебку» за горячительным, а потом на Болото с гитарой. Почти все культовые ижевские рок-группы тогда тусовались на Болоте - «Вторая африканская охота», «Пластика», «Кома», «Стадия» и т. д. Мы даже свою газету выпускали самиздатовскую - раньше это было модно. Так что в серьезную журналистику я пришла с Болота. А потом нас милиция начала активно «гонять», и мы переместились в кафе, открывшееся в общежитии Медакадемии. Мы его называли «Элен и ребята» - в то время как раз был очень популярен одноименный сериал, герои которого постоянно сидели в парижском кафе. |
- А я тусовалась на Болоте классе в 9-10-м, - вспоминает Юлия Уракова, ведущий специалист отдела маркетинга. - Компания подбиралась через газету «Из рук в руки». Там была рубрика для сообщений, и мы с ее помощью «переписывались» - получался своего рода еженедельный чат. Все писали только под никами (псевдонимами), передавали друг другу приветы и периодически встречались на Болоте.
«Болото» эпохи 90-х. Фото из личного архива Ольги Марковой. |
- Пили «три топора» (портвейн «Три семерки»), играли на гитаре, носили мини, рвали джинсы и украшали одежду булавками, раскрашивали друг другу джинсовки, курили, спали на скамейках и разрисовывали их маркерами, - перечисляет Наталия Немсадзе, журналист. - А возле Арсенала собирались первые ижевские геймеры и хакеры, участники первого городского Интернет-чата - так называемой «мирки».
Кстати
В «Блинке» всегда брали блинчики со сгущенкой
- В доме под номером 216а на улице Коммунаров жили мои бабушка и дедушка, и до сих пор живет моя мама, - рассказывает Константин Труфанов, советник Главы администрации Ижевска. - Они купили здесь квартиру сразу, как только дом был выстроен, а я с родителями там жил примерно с 6 до 15 лет. Помню наш двор - мне он тогда казался огромным. Во дворе росли высоченные деревья, на ветках которых мы строили что-то вроде шалашиков. Деревьев было куда больше, чем сейчас, а вот машин - куда меньше. По-моему, в нашем дворе всего у двух семей были автомобили: «Волга» у Мерзляковых и «Жигули» у нашего соседа, ветерана войны, Виктора Ивановича Мартьянова. Он иногда собирал детвору и катал нас по улице.
Константин Труфанов вспоминает, что мальчишки и девчонки из окрестных домов больше всего любили собираться возле памятника Пастухову и во дворе гимназии № 24.
- Позади школы была уютная площадка с футбольным полем и турниками, - рассказывает Константин. - Там мы проводили футбольные матчи - рубились с пацанами из соседних домов днем и ночью, в любое время года. Взрослые тут же занимались спортом. Раньше во дворах вообще кипела жизнь - устраивали субботники, вместе отмечали какие-то праздники.
Еще одно культовое место на Коммунаров - знаменитая «Блинка» (сейчас - кафе «Русские блины»).
- Мы бегали в эту блинную постоянно, - говорит Константин Труфанов. - На карманные деньги покупали выпечку и лакомились блинами. Самые вкусные были со сгущенкой, порция стоила то ли 9, то ли 14 копеек.