Top.Mail.Ru
21 августа 2021 14:01
История Удмуртии

30 лет после путча: как Удмуртия пережила события августа 1991 года

Собрали воспоминания

Анатолий Жданов, /www.kp.ru/
Анатолий Жданов, /www.kp.ru/

Прошло 30 лет с августовского путча 1991 года. Тогда Государственный комитет по чрезвычайному положению провозгласил себя органом управления СССР. Сейчас историки оценивают это событие как попытку государственного переворота. Наши коллеги из «Коммерсант — Удмуртия» https://www.kommersant.ru/doc/4955183 (16+) поговорили с политиками Удмуртии того времени.

Николай Сапожников: «Обстановка в Удмуртии была спокойная» 

В 1991 году — первый секретарь Удмуртского обкома КПСС

Николай Сапожников Фото: Архив редакции

Николай Сапожников говорит, что из восьми деятелей ГКЧП он был лично знаком с четырьмя. И уверен, что на что-либо плохое они не были способны. Поэтому он сразу поддержал ГКЧП.

«Они горели искренним желанием предотвратить развал Советского Союза, потому что 20 августа 1991 года было запланировано подписание договора о создании Союза суверенных государств, что фактически означало развал СССР», — говорит Николай Сапожников. 

Бывший секретарь обкома вспоминает, что события не были неожиданными: все равно Горбачев должен был уйти в отставку. Неожиданностью стало, что процесс приобрел именно такую форму. 

Сомнения в том, что делать, были: до руководства партии в Москве не получалось дозвониться несколько дней. СМИ, по его мнению, работали на «развал» государства. На свой страх и риск Сапожников направил ГКЧП телеграмму поддержки. 

«Обстановка в Удмуртии была спокойная. Вся возня была в Москве вокруг Белого дома. Поскольку туда была введена бронетехника, это видимо разожгло страсть части демократической молодежи», — говорит бывший секретарь обкома.  

22 августа Борис Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС, а на следующий день в Удмуртии начали опечатывать обкомы и горкомы. Забрать личные вещи с прежнего рабочего места удалось только в ноябре. 

Но самое страшное: Николаю Сапожникову предъявили обвинение по ст. 64 УК РСФСР «Измена Родине». Полгода он доказывал, что это незаконно. В конце концов, ситуация разрешилась благополучно. 

Дмитрий Юданов: «Моя реакция на заявление членов ГКЧП — полное неприятие»

В августе 1991 — председатель постоянной комиссии по работе советов и местному самоуправлению в Ижевском городском совете народных депутатов и депутат Верховного совета УАССР, входил во фракцию демократов

Дмитрий Юданов Фото: izh.ru

Для Дмитрия Юданова, как и для многих жителей России, путч ассоциируется с «Лебединым озером» по телевизору. Иногда это прерывалось выступлениями путчистов или другой классической музыкой, но в памяти остался именно балет. 

«Моя реакция на заявление членов ГКЧП — полное неприятие, что это антиконституционный переворот. Мы, демократическая часть парламента, были в негодовании, ходили к председателю Верховного совета УАССР Валентину Тубылову, пытались на него воздействовать, чтобы созвать сессию», — говорит бывший депутат. 

Однако демократы в Верховном совете были в меньшинстве. Они намеревались созвать сессию, но от депутатов отмахивались. Несмотря на отпуск, Дмитрий Юданов ходил на заседания фракции. 

Председатель горсовета того времени Владимир Лялин откладывал заседания, но демократы настояли на своем. 21 августа оно все-таки состоялось, и ижевский горсовет проголосовал за осуждение путчистов и передачу власти законно избранным органам. 

«Обсуждения, как это было принято в Советском Союзе, были в основном по кухням. Как в песне у «Наутилуса Помпилиуса»: «Одни слова для кухонь, другие для улиц». Мнения были разные. Такое было время. Многие не понимали сути происходящего. Обычный работяга — ему как скажут, он тому и верит. Своего мнения многие и не имели, как и сейчас, в принципе. Но гибель трех человек в Москве многих колеблющихся людей склонило на сторону Ельцина и противников ГКЧП», — вспоминает Дмитрий Юданов. 

Сергей Щукин: «Никто не мог понять, как это будет развиваться» 

В августе 1991 года — председатель постоянной комиссии по экологии и природным ресурсам Верховного совета УАССР

Сергей Щукин Фото: Архив редакции

Для Сергея Щукина события августа 1991 года стали полной неожиданностью. Он жил в гостинице с маленькой дочерью, телевизора не было. В транспорте тоже никто ничего не обсуждал. Поэтому в день начала путча он как ни в чем не бывало пришел на работу и удивился, как было тихо. Тогда он отправился в кабинет председателя Валентина Тубылова. 

«Открыл дверь — кабинет был забит всем партхозактивом, от начальника подразделения КГБ до мало-мальски значимых ответственных сотрудников Верховного совета. Все сидели и в очередной раз молча слушали обращение членов ГКЧП. Потом были какие-то выступления осторожные, поскольку никто не мог понять, как это будет развиваться», — вспоминает Сергей Щукин. 

Мнения депутатов после обращения разделились. Николай Сапожников горячо поддержал ГКЧП, кто-то был против. В конце концов, остановились на компромиссных заявлениях. В общем и целом депутаты не поддержали путчистов. Фракция «Демократическая Удмуртия» требовала созыва сессии, но она собралась уже после возвращения Горбачева из Крыма. 

В этот период образовался информационный вакуум. Единственным источником были факсы из Москвы от Верховного совета РСФСР. В Удмуртии уже ждали бронетехнику. 

«В последнюю ночь перед завершением путча я дежурил в кабинете Тубылова, тогда были такие дежурства в Верховном совете. Телевизор был один в приемной и я наблюдал за всеми событиями. Шлюзы информационные открылись и оттуда перла вся эта свобода», — вспоминает Сергей Щукин. 

В Ижевске начали собираться группы демократов. Но они не были массовыми и насчитывали максимум 300 — 400 человек.     

А после попытки переворота перемены, по словам Щукина, приняли все, даже противники Ельцина. 

Виктор Балакин: «Я думаю, что большинство населения мало понимало, что происходит»

В августе 1991 — зампредседателя и председатель Ижевского городского совета депутатов

Виктор Балакин Фото: Архив редакции

Виктор Балакин отмечает, что Городской совет в те годы был уже зрелым органом. Поэтому на события в Москве отреагировали сдержанно, хотя нашлись несколько популистов. Задачу властей Виктор Балакин видел в том, чтобы работала социальная сфера, а людям платили зарплату. 

«Я думаю, что большинство населения мало понимало, что происходит, потому что все это вертелось вверху, в парламенте, на сборах, съездах, а здесь просто шло наблюдение, что же будет», — говорит зампредседателя городского совета. 

После путча начались перестановки в силовых структурах. Освободили от должности депутата городского совета Владимира Лялина. Но поспешных шагов депутаты не принимали. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Будет ли бабье лето и когда выпадет первый снег: погода в Ижевске осенью 2021 года 
Самолет у Дворца пионеров и Сталин: 7 исчезнувших с улиц Ижевска памятников

Ижевчанка нашла свое счастье в Испании благодаря имени из «Игры престолов»