«А тебе слабо показать нам, девчонкам, как надо играть в театре?» - именно эта фраза студентки иностранных языков Инге определила дальнейшую судьбу юного и влюбленного в нее Павла Зорина. Архитектор с 20-летним стажем работы на Ижевском Радиозаводе уже 16-й год почти каждый свой вечер проводит в своем театре. Павел Зорин – главный режиссер театра Les Partisans* и театра-студии Ижевского Радиозавода, основатель Центра современной драматургии и режиссуры (ЦСДР).
ДОСЬЕ
- Павел Зорин, 41 год.
- Женат, детей нет.
- Начальник архитектурно-проектного бюро на «Радиозаводе».
«Не нафталиновая эстетика, а что-то абсолютно другое»
В 2008 году Павел и Инге Зорины решили в последний раз съездить со своим спектаклем на фестиваль в Пермь. Но там они завоевали 1 место и путевку в Париж. Это был второй день рождения их театра Les Partisans. Они ушли из-под крыла УдГУ и начали развивать свой независимый театр.
– Мы ездили по городам, показывали спектакли на фестивалях, изучали российские театры. А потом приезжали в Ижевск. В наших театрах были Шекспир в бархатных штанишках и Чехов в парусиновых брюках. Царила нафталиновая эстетика, а нам было интересно что-то абсолютно другое. Мы решили делать такой театр, в котором людям было бы интереснее, чем в кино. И сделали! – говорит Павел Зорин.
В 2012 году открылся ЦСДР. Молодые и непрофессиональные актеры, неожиданные, переворачивающие сознание спектакли и читки пьес о современной жизни от новоявленных и часто неизвестных драматургов, порой с нецензурной лексикой. Это все про первые годы существования центра.
В планах 20 тысяч зрителей в год
Сейчас ЦСДР – это первое независимое театральное сообщество в Ижевске, объединяющее и поддерживающее несколько театральных, образовательных и художественных проектов. Главные резиденты – театр Les Partisans и Театр-студия ИРЗ, которые с сентября по май показывают свои спектакли на сцене ЦСДР, проводят читки современной драматургии, концерты, перформансы, лекции, поэтические вечера. На площадке реализуются образовательно-культурные проекты: Школа Удмуртской Драматургии, книжная лавка КУЗЕБАЙ, показы Ижевского киноклуба и др. Их планы на 2020 год амбициозны: 20 тысяч зрителей и посетителей Центра, штат сотрудников со стабильной зарплатой, новые проекты и различные коллаборации с социальными предпринимателями.
Кстати, деньги на все это Павел и его команда находят сами.
– Наш основной доход – с продажи билетов. Мы научились писать заявки на гранты и субсидии, и уже второй раз выигрываем президентский грант. А еще мы начали использовать площадки для краудфандинга и фандрайзинга для сбора денег на завершение строительства и ремонта помещения, которое нам выделили. Оно находится в южном флигеле Генеральского дома, так называемых «конюшнях». И вместо нужных нам для ремонта 140 собрали 250 тысяч. Круто! Деньги приходили не только из Ижевска, даже из Германии. Нам помогают наши зрители. Делают это бесплатно и даже фамилий не разглашают. Причем это крутые строители, к которым записываются за несколько месяцев вперед, но после работы они приходят и помогают нам. Это главный момент, благодаря которому мы поняли, что нужны и важны людям!
Спектакли на злободневные темы
– Сейчас у нас есть Школа Удмуртской Драматургии, которая за последний учебный год выпустила 15 драматургов. Нам интересно поддерживать наших молодых ребят, их творчество, - говорит Павел.
Например, постановка «Деликатес. Удмуртская история преступлений» (18+) – одна из последних и самых острых – результат труда обычного следователя Миши Соловьева, который закончил Школу и написал пьесу о криминальной обстановке в Завьяловском районе Ижевска. В основу спектакля легли реальные убийства, изнасилования, случаи каннибализма и другие преступления. К спектаклю есть даже специальное предупреждение: особо впечатлительным людям, а также лицам с неуравновешенной психикой просмотр не рекомендуется.
Постановка вошла в Лонг-лист национальной премии Золотая Маска 2018 (список наиболее заметных спектаклей страны сезона 2017-2018 по мнению экспертного совета), а также в программу «Маска Плюс».
- Независимый ижевский театр Les Partisans — это группа молодых людей, делающих забористый современный театр за три копейки. Их «Деликатес» играется на фоне белой простыни с видеопроекцией, и этого оказывается достаточно, чтобы собранные факты криминальной хроники Удмуртии зазвучали сразу как какой-нибудь «Груз 200» Балабанова и «Фарго» Коэнов. Это веселый спектакль про кромешный мрак российской повседневности глазами следователя-криминалиста, коим является автор документальной пьесы Миша Соловьев. Некоторые эпизоды настолько отчетливо напоминают самые топорные эпизоды сериала «Фарго», что невольно закрадывается сомнение: а не выдумано ли все это. Но нет – жизнь жестче, - так отзывается об этом спектакле Алексей Киселев, эксперт фестиваля «Золотая Маска - 2018».
Павел Зорин уверяет, что у них в ЦСДР не все такие жесткие спектакли, есть и развлекательного характера:
– Но для меня важно, чтобы театр оставался некой антропологической практикой. Я изучаю мир с помощью театра, какие-то сложные вещи, которые в жизни происходят.
Актеры непрофессионалы. И это принцип!
Актеры театра Les Partisans и Театра-студии Радиозавода – непрофессионалы. И это принципиальная позиция Павла.
– Профессионалы с большой буквы – это люди, которые готовы трудиться круглые сутки. У нас, в провинции, их нет. У меня был травмирующий опыт работы в Удмуртском нацтеатре. Туда пришли молодые ребята из «Щепки» (Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина - прим. ред.). Попросил дать с ними поработать. Думал: вот они жадные до работы, вот мы сейчас «оторвемся». А им оказался важнее домашний комфорт: «Мне гарнитур привезли, можно я не приду на репетицию?». Для них театр – это работа с 9 до 18.
- Им можно денег не платить, хлебом не кормить, главное, дать поиграть. Но мне важно, чтобы они были на должном уровне. Если «косячат», то мне стыдно за себя. Это же я не смог что-то объяснить моему актеру, это мы с ним мало поработали. Мы уже 2 раза принимали участие в фестивале «Золотая маска», и профессиональное сообщество не относится к нам как к непрофессионалам.
«Я пришла, чтобы понять своего внука»
Главный зритель Les Partisans и театра-студии Радиозавода – это молодежь.
– Мне нравится, что ребята приводят своих родителей и бабушек. Мол, вот смотри, какой театр мне интересен, какой театр рассказывает про нашу жизнь. Мне нравится, когда старшее поколение заявляет: «Я специально пришла, чтоб понять своего внука!». Нравится, когда люди почти всех возрастов присутствуют в зале, что они дискутируют после спектаклей и читок, что они обсуждают какие-то проблемы и задумываются, как и что с этим делать.
Зрители в Ижевске, по мнению Павла, понимающие и принимающие. Тот же «Деликатес» ижевчане воспринимают не как спектакль ради хайпа, ради эпатажа. Они понимают, что «партизаны» пытаются разобраться в проблемах общества, проговаривают их, пытаются как-то решить.
- У нас редко бывает случайная публика – мы не можем себя столь активно рекламировать и пиарить. К нам зритель приходит «по сарафанному радио». Люди понимают, кого приглашать, а кого нет. Такой процесс естественного отсева.
ЗНАЙ!
Центр современной режиссуры и драматургии – участник конкурса социальных проектов и их авторов «Обычный герой», организованного Общественной палатой Ижевска при поддержке медиагруппы «Центр».
На главную страницу конкурса: izhlife.ru/geroi
Смотрите другие проекты в номинации Культура и искусство
Изучайте проекты и голосуйте в других номинациях:
- Городская среда
- Социальное проектирование
- Благотворительность
- Образовательные проекты
- Здоровый образ жизни
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Теория большого взрыва» по-ижевски: как горожан заражают любовью к науке
Возраст не помеха: как устроена ижевская «Школа гидов 55+»
*Ле партизан