Когда говоришь о скаутах, в голове всплывает совершенно определенные образ: американские мальчишки в шляпах и желтых галстуках жарят зефир на костре и учатся вязать сложные узлы. Когда говоришь об ижевских скаутах, возникает скорее лишь внутренний диссонанс: как такое может быть? Пионеры – еще куда ни шло. Кадеты – тоже знакомо. А скауты? Неужели сегодня в России кто-то этим увлекается?
Увлекается, и еще как: существует несколько всероссийских и множество региональных скаутских организаций, а также большое количество отдельных скаутских отрядов, в том числе и в Ижевске. Один из них – «Лесные коты», входящий в состав Национальной организации российских скаутов-разведчиков. Мы поговорили с одним из руководителей отряда Ксенией Сваловой и узнали, почему это движение вновь набирает популярность, чему скаутинг может научить ребенка и чем «Лесные коты» отличаются от более привычных для нас пионеров.
Кто такие скауты?
– Для России скауты – не новое, а скорее хорошо забытое старое явление, – рассказывает Ксения Свалова. – Это движение началось в Англии в 1907 году, его инициатором стал лорд Роберт Баден-Пауэлл, британский военачальник. Он занимался новобранцами на армейской службе, но в какой-то момент понял: чтобы в армию приходили не «маменькины сынки», а вполне самостоятельные молодые люди, заниматься их воспитанием надо с самого детства. Так появилась скаутская организация, постепенно распространившаяся по всему миру. Спустя всего два года, в 1909 году, скауты появились и в России.
После 1917 года советская власть, в попытке перечеркнуть прошлое страны, избавилась и от скаутов, хотя многие принципы и даже символы этого движения были заимствованы пионерской организацией. От яркой формы с нашивками, которая противоречила «рабочему духу», отказались, а вот галстук оставили – правда, придав ему почти сакральное значение.
– Уважение к пионерскому галстуку было таким же, как и до этого – к скаутскому. Однако если пионеры должны были гладить свой галстук, любить его, беречь, то для скаутов он служил скорее рабочим инструментом: им можно было перевязать руку или ногу в походе, связать что-то между собой и так далее, – объясняет Ксения Свалова. – Девиз скаутов на всех языках – «Будь готов!», то есть почти такой же как и у пионеров. Скауты делятся на младших детей – волчат, ребят среднего возраста – скаутов, и старших – роверов. Согласитесь, это очень напоминает разделение на октябрят, пионеров и комсомольцев.
В нашей стране скаутское движение вновь официально разрешили в 1990 году. Несколько лет назад в Удмуртии и соседних регионах оно было на пике популярности – во многом благодаря финансированию Российской Скаутской Организации крупным сторонним фондом. Тогда отряды открывались при школах, и в один из таких отрядов Ксения пришла, когда сама была школьницей.
– Я увидела объявление, что школьные скауты приглашают всех на свое мероприятие – что-то вроде мини-лагеря прямо в школе, с ночевкой, – рассказывает она. – Мне стало интересно, захотелось принять участие, хотя тогда я о скаутах ничего не знала. Так постепенно втянулась, стала участником отряда, получила скаутский галстук. Потом, уже после школы, стала лидером Городского Детского Штаба Скаутов Удмуртии и познакомилась с мамой одного из наших скаутов – Ксенией Чухланцевой. Она хотела и дальше развивать скаутинг и предложила, чтобы мы создали свой отряд, но не бюджетный, а полностью автономный. Это важно, потому что так у нас больше свободы, мы не привязаны к школе или подростковому клубу. Так появились «Лесные коты».
Фото: vk.com/forestcatsudm
|
Как устроен отряд?
Первое занятие «Лесных котов» прошло 22 марта 2018 года, когда в отряде было, наверное, около 7 человек. Но информация об отряде распространялась, и постепенно приходили новые участники. Сейчас их около 40.
Отряд делится на группы. Младшая волчья стая – дети от 6 до 7 лет, они знакомятся со скаутингом в игровой форме. Средняя волчья стая – 7-9 лет – уже получили галстуки волчат и проходят годовую программу, которая включается в себя изучение окружающего мира, правил здорового образа жизни, работу в команде, начальные туристические навыки. Старшая волчья стая – дети 10-11 лет – изучают скаутские законы, обещание, историю и традиции, развивают интеллектуальные и физические навыки. И, наконец, патруль «Рыси» состоит из подростков 14-17 лет, которые помогают в организации и проведении занятий и походов, изучают скаутские специальности и участвуют в движении уже на российском уровне.
– Кроме того у нас несколько родителей не просто решили приходить на мероприятия, а сдали так называемый скаутский минимум и получили скаутские галстуки, – рассказывает Ксения. – Теперь они помогают педагогам проводить занятия, рассказывая детям что-то о скаутинге.
Основная деятельность скаутов – это обучающие занятия по скаутской методике, а также занятия со специалистами по парусному спорту, обучение туризму и игре на барабанах. Плюс – участие в городских и российских мероприятиях и, конечно, походы, сплавы и игры на природе.
– Мы стараемся как можно больше времени проводить на улице, в идеале, конечно, в лесу, – говорит Ксения. – Понимаем, что есть риск, например, подцепить клеща. Поэтому мы, во-первых, пристальное внимание уделяем безопасности детей и просим родителей в походах осматривать каждого ребенка, а, во-вторых, стараемся устраивать мероприятия на обработанных площадках – например, на территории спортивной школы «Дельфин» на берегу пруда. Если говорить о походах выходного дня, то мы устраиваем их в черте города. Например, на территории за парком Кирова, она уже вдоль и поперек исхожена, но иногда ощущение, что идешь как в первый раз – детям все интересно.
Чему скаутское движение учит детей?
Скаутинг – это не армейское движение, хотя изначально оно и готовило мальчиков к службе в армии. Первостепенная задача современного скаутинга, по словам организаторов отряда, – воспитывать сильных, смелых и добрых лидеров, меняющих мир.
– В основе скаутинга – так называемый скаутский метод, состоящий из 8 элементов, – объясняет Ксения. – К ним относится, например, деятельность на природе – все наши мероприятия мы стараемся проводить не в городе. Еще это принцип поддержки, когда взрослый не руководит, а только помогает. Важно и то, что мы разбиваемся на маленькие группы до 10 человек, где каждый ребенок может проявить себя, найти свою роль и то, что интересно именно ему.
Также в скаутинге важны прогрессирующие и стимулирующие программы. Смотрели мультфильм «Вверх», где у мальчика было множество скаутских нашивок? Так вот, скаутские программы предлагают ребенку проявить себя в любом направлении. Для кого-то это вязание узлов, для кого-то рисование, для кого-то управление парусным судном, для кого-то изготовление поделок. И за каждое достижение в любом виде деятельности можно получить нашивку.
– Если говорить про маленьких волчат, то мы их учим элементарным вещам: быть вежливыми, вязать узлы, самостоятельно завязывать шнурки, безопасно обращаться с огнем, быть внимательными друг к другу, поддерживать друзей, помогать тем, кто рядом, развиваем физические навыки, – говорит Ксения. – Они могут ориентироваться по карте: по карте города вообще без проблем, по карте леса – тоже. Даже шестилетки знают, что мох растет на северной стороне, солнце встает на востоке, а садится на западе. Большой упор мы делаем на то, чтобы дети понимали, для чего они делают добрые дела, понимали, что даже маленький подвиг – важен. Скаутинг учит думать здесь и сейчас: мусор надо выкидывать в урну, нет ничего постыдного в том, чтобы поднять и выбросить чужую бумажку. Мы стараемся рассказывать о каких-то экологических штуках – например, о том, что нельзя выбрасывать в мусорное ведро батарейки. У нас даже есть бак, куда дети складывают старые батарейки, а мы потом вместе считаем, сколько ёжиков спасли. Собираем пластиковые крышечки для переработки и так далее.
– Если же говорить про старших, их главное преимущество в том, что они умеют учиться. В какой-то момент занятия у скаутов перестает вести взрослый, он просто курирует, подсказывает, но заниматься подростки продолжают сами, – продолжает Ксения. – Грубо говоря, они берут книгу и под присмотром взрослого начинают сами ее изучать. Кто-то из них лучше разбирается в одном, кто-то в другом, и они передают эти знания друг другу. Они учатся работать в группе, учатся быть лидерами.
Ксения признается, что «Лесные коты» пока еще в самом начале пути. В планах – увеличить не только численность отряда, но и количество дополнительных занятий, сделать их еще более разнообразными – так, чтобы каждый ребенок точно нашел себе дело по душе.
– Сейчас это парусный спорт, игра на барабанах и туристическая деятельность, а мы хотим добавить, например, программирование, астрономию, проектирование, фото и видеосъемку, – говорит Ксения. – Да, скауты начинали с разведческой деятельности, но мир меняется, и нужно готовить детей к жизни в этом мире. Но, безусловно, мы не будем зацикливаться только на условном программировании. У нас, например, есть папа, который занимается резьбой по дереву – возможно, он даст детям несколько занятий. Есть мамы, которые поддерживают экологическое движение, может, мы сделаем с ними какой-то экологический кружок в отряде. Главное – предложить ребятам разнообразные увлечения, не забывая об основной – скаутской – деятельности, и научить их работать в командах.
Вопрос-ответ
Кто работает с детьми?
Занятия по парусному спорту и туризму ведут сертифицированные педагоги. Руководители отряда также прошли специальное обучение на средства президентского гранта. На очереди – обучение старших скаутов на курсах инструкторов детско-юношеского туризма.
Сколько стоит быть скаутом?
Ежемесячно участники отряда платят небольшой членский взнос – его размер обговаривается со всеми родителями. Плюс каждому ребенку нужно туристское снаряжение, но родители покупают его самостоятельно – по той цене, которую сами считают приемлемой.
Как попасть в отряд?
Написать руководителям на адреса grusha.kv@gmail.com, forestcats220318@gmail.com или в группу ВКонтакте.
Знай!
Отряд «Лесные коты» – участник конкурса социальных проектов и их авторов «Обычный герой», организованного Общественной палатой Ижевска при поддержке медиагруппы «Центр».
На главную страницу конкурса: izhlife.ru/geroi
Смотрите другие проекты в номинации Образовательные проекты
Изучайте проекты и голосуйте в других номинациях:
- Городская среда
- Здоровый образ жизни
- Благотворительность
- Социальное проектирование
- Культура и искусство
Читайте также:
«Теория большого взрыва» по-ижевски: как горожан заражают любовью к науке
Как пластиковые крышечки спасают детские жизни в Ижевске