21 июня – самый длинный день в году (по широте Москвы это 17 часов 33 минуты – прим. ред.), он же день летнего солнцестояния. С ним наши предки ассоциировали немало примет как положительных, так и отрицательных. У каждого народа были свои. Считалось, что в этот день активизировались и темные силы. IZHLIFE решил рассказать, какие, скажем так, отрицательные персонажи были в удмуртском фольклоре.
Хозяин воды, или Вумурт
Вумурт – это хозяин воды. По обличью его почти не отличишь от людей, разве что по одежде: левая пола всегда будет мокрой. В фольклоре вумурты всегда были злыми духами. Можно сказать, даже вредными: они ломают плотины, путают сети и даже топят людей. Именно поэтому осенью и весной, в период свадеб вумуртов, и в полдень, когда вумурты воюют с нюлэсмуртами (о них речь пойдет дальше), от водоемов стоило держаться подальше.
Вумурты похожи на людей не только внешне, но и организацией быта. Они создают семьи, заводят скот и порой позволяют себе повеселиться. Русалки, или женщины-вумурты, отличаются необычайной красотой. Однако порой вумурты могут положить глаз и на земных девушек и юношей и забрать их к себе для создания с ними семьи – традиционной.
Хозяин удмуртского леса, или Нюлэсмурт
Хозяином удмуртского леса называют Нюлэсмурта. В русской мифологии это леший. Именно он определяет успех охоты, решает, где обоснуется на зимнюю спячку медведь, и даже может повлиять на плодовитость и здоровье скота. Помимо этого, лешего связывают и с умершими предками.
По лесу Нюлэсмурт передвигается очень быстро – со скоростью ветра. Хозяйство и быт у него почти такие же, как у людей. Только для жизни он выбирает место под старой раскидистой елью. Людям же стоять под этим деревом и тем более рубить его нельзя – так можно навлечь на себя беду.
Вообще, поладить с ним можно, хотя это и непросто. Нюлэсмурт ждет от человека правильного поведения в лесу, а также жертву. Но зато его можно попросить в помощи со скотиной либо же в пчеловодстве или охоте. Но если люди разгневают удмуртского лешего, к примеру, будут громко кричать в лесу, Нюлэсмурт их накажет: унесет ветром, кругами будет водить по лесу или защекочет до смерти.
Хватающий дух, или Кутысь
Имя этого духа в переводе на русский значит «хватающий». И его хватка, которой он развлекается, проявляется в виде неприятностей и болезней, чаще всего кожных. Наказать Кутысь может не только людей, но и животных. Еще одно его умение – наводить на тех, кто не пришелся ему по вкусу, необъяснимый ужас.
Рассеченный вдоль, или Палэсмурт
Существо это поистине страшное: его описывают как рассеченного вдоль человека. По некоторым представлениям, есть у него и вторая половина, только она просвечивает.
Живет он в лесу, поэтому порой его путают с Нюлэсмуртом. Считается он предвестником несчастья. Тем, кто его встретил, ничего хорошего ждать не приходится: Палэсмурт легко защекочет до смерти или уведет скотину, выведенную на выпас.
Но и на него есть управа: Палэсмурт боится собак, поэтому в лес стоит идти с четверолапым другом. А если встреча с ним все же случилась, надо укрыться за рябиновым кустом и попросить о помощи бога Инмара (верховный бог в удмуртской мифологии – прим. ред.).
Баба-яга, или Обыда
Существа женского пола в удмуртской мифологии встречаются нечасто. Одно из них – Обыда, или местная Баба-Яга. Ее внешние признаки – огромные груди, которые при беге она закидывает за спину, и вывернутые ступни. Кстати, грудью она могла и душить людей.
Однако не всегда Обыда настроена к человеку негативно. Способна она и помочь, к примеру, в пчеловодстве. Да и услуг, оказанных ей, удмуртская Баба-Яга не забывает и всегда отвечает достойной благодарностью.