Top.Mail.Ru
28 июля 2023 13:59
Образование

Охрана школы или детского сада: как родители могут проверить услуги и что делать, если они некачественные

Инструкция для проверки услуг охранного предприятия

Фото: автора
Фото: автора

Охрана в школе, увы, не всегда способна защитить детей. Яркий пример – стрельба в школе № 88. Был и другой показательный случай – когда произошло задымление в лицее № 86, а охранники просто растерялись. 

Как родителям убедиться, что охранники ЧОП способны выполнять свои обязанности? И что делать, если видите нарушения и работу спустя рукава? Разбирались на примере детского сада № 159 вместе с Владимиром Старцевым, членом Общественной палаты Ижевска, председателем правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур». 

Кто и как следит за работой охранников?

Конечно, в первую очередь за исполнением условий договора следит заказчик охранных услуг – то есть директор школы или заведующий садика. Но по закону сделать это может любой человек. Конечно, на практике одному родителю в это дело лучше не лезть. Такими вещами может заниматься или родительский комитет, или общественный контроль в лице активистов. 

Вот и мы отправляемся с общественным контролем в детский сад № 159. На входе должна быть табличка, что вход осуществляется по документам и что на объекте ведется видеонаблюдение. Здесь такая табличка есть.

Охрана-школ-1.jpg
Такая табличка должна быть на любой школе или садике. Фото: Анастасия Захарова

Заходим и направляемся на пост охраны. Здесь в первую очередь проверяем документы и внешний вид охранника. У него должны быть: 

  • личная карточка; 

  • медицинская книжка; через сайт стоит проверить, не подделана ли она; 

  • должностная инструкция;

  • лист ознакомления с инструкцией;

  • журнал приема и сдачи дежурств; 

  • график обхода территории;

  • схема территории, которую необходимо обходить;

  • униформа с шевронами.

На посту в садике № 159 уже учли ошибки прошлого и подготовили нужный комплект документов. Например, появился журнал приема и сдачи дежурств. А вот медкнижку через сайт Роспотребнадзора не находим: не исключено, что в здании проблемы с интернетом. Тем не менее, берем этот момент на карандаш и решаем перепроверить позже. 

«Форма одежды должна быть не смешанная, когда в спортивных штанах приходят. А та, которая на предприятии утверждена приказом. Здесь, например, у охранника нет шевронов, а они требуются», – отмечает Владимир Старцев недостаток формы охранника. 

Охрана-школ-2.jpg

Проверяем документы. Фото: Анастасия Захарова

И самое важное: наличие вооруженной группы реагирования. В чрезвычайной ситуации она должна приехать за 20 минут. Вызываем. Ждем около 15 минут. Приезжает машина с двумя охранниками в бронежилетах. Но без касок и без оружия. 

В группе объясняют отсутствие оружия тем, что с ним в принципе нельзя заходить на территорию садика. Однако это не оправдывает его отсутствие: ведь заведующая может проверить его наличие и за оградой учреждения. Быть оно все равно должно. Перечень закреплен в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций». 

«Это является грубым нарушением, и оно может стать причиной расторжения контракта в одностороннем порядке», – отмечает эксперт.

Охрана-школ-3.jpg
Вооруженная группа приехала вовремя. Но без оружия. Фото: Анастасия Захарова

Итак, еще раз: на что обратить внимание при вызове группы реагирования: 

  • время приезда – не более 20 минут;

  • наличие касок и бронежилетов;

  • наличие оружия. 

Что делать, если качество услуг ЧОПа не устраивает? 

Здесь может быть две ситуации: или на посту конкретно в этот момент сидит неадекватный человек, или проблемы происходят систематически. 

В первом случае Владимир Старцев рекомендует незамедлительно звонить в ЧОП и требовать прислать замену. Нового человека должны отправить в течение 20 минут. 

«Если на охране сидит человек неадекватный – пьяный, например, можно вызывать Росгвардию. Нажать на кнопку и так и сказать: «Здесь сидит непонятный человек, просим принять меры, мы боимся за своих детей». Пусть Росгвардия и разбирается дальше по всем лицензионным требованиям», – говорит Владимир Старцев. 

Если ЧОП совершает грубые нарушения и к его работе есть серьезные претензии, заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке.  

«Есть 10 дней на исправление нарушений. Если исполнитель никак не реагирует – контракт расторгается. И тогда можно направить документы в ФАС, чтобы внести ЧОП в реестр недобросовестных поставщиков», – комментирует эксперт.

В идеале заказчику стоит заказать экспертизу услуг. В течение месяца эксперт будет наблюдать за работой охранников. По итогам ему необходимо ответить на  вопросы: подлежат ли услуги оплате и нужно ли расторгать договор. 

  • Соответствует ли качество оказанных ЧОП услуг охраны условиям контракта? 

  • Имеются ли основания для досрочного расторжения контракта?

  • В случае несоответствия качества услуг условиям контракта на какую сумму может быть уменьшена оплата услуги?

В последующем эксперт может помочь в суде, если дело дойдет и до этого.