Общественники Ижевска провели очередную проверку качества услуг ЧОПов, охраняющих школы. После недавнего страшного расстрела мирных людей в «Крокусе» проблема безопасности общественных зданий вновь стала критично острой. Хотя для Ижевска, всего полтора года назад пережившего трагедию в 88 школе, она актуальности и не теряла. Изменилась ли ситуация с охраной школ к лучшему и какие проблемы там сохраняются – IZHLIFE обсудил с членом Общественной палаты города и руководителем РООР ФКЦ «УДМУРТИЯ» (объединение работодателей в сфере охраны и безопасности – прим. ред.) Владимиром Старцевым.
«Группа занята или попала в аварию»
Стрельба в 88-й школе Ижевска произошла уже больше полутора лет назад. С тех пор власти города и республики постоянно заявляют об усилении мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений. По мнению Владимира Старцева, в целом, по сравнению с прошлогодней проверкой, качество охраны школ немного улучшилось. В частности, администрация города отчиталась, что во всех образовательных учреждениях 1 категории опасности установлены отдельные КПП при входе на территорию школы (об их проверке мы писали здесь). Также выделены дополнительные сотрудники охраны.
По данным городской администрации, всего в Ижевске насчитывается 225 образовательных учреждений, которые по законодательству должны охраняться силами ЧОПов. Все из них уже заключили договоры на охрану. Однако «продолжает оставаться актуальной проблема нехватки кадров в частных охранных организациях», - говорится в ответе муниципалитета на запрос редакции.
Долгое время не решаются и другие проблемы. Одна из них – это использование групп быстрого реагирования исполнителя (ГБР). При необходимости оказания силовой поддержки (в случае чрезвычайной ситуации, проведения мероприятий по усилению охраны и т. д.) ГБР зачастую либо едут слишком долго, либо не приезжают вообще. Такие случаи выявляются практически при каждой проверке. И на этот раз, когда общественники просили вызвать ГБР, в некоторых школах им отвечали, что группа занята или попала в аварию. А в одно образовательное учреждение вообще приехала группа от другого ЧОПа, у которого нет договора со школой. Хотя это, по словам Старцева, запрещено законодательством. Также некоторые школы не смогли предоставить информацию о сотрудниках и начальниках охраны.
По информации администрации города, все образовательные организации оснащены системой тревожной сигнализации с выводом сигнала на пульт Ижевского отдела вневедомственной охраны. В случае нажатия кнопки тревожной сигнализации на объект выезжает наряд вневедомственной охраны Росгвардии. Частные же ГБР, как говорится в ответе муниципалитета, выезжают на место только «в случае усиления охраны объекта». При нарушении условий договора ЧОПы-нарушители вносят в реестр недобросовестных поставщиков. Как сообщает городская администрация, в течение 2023 - 2024 года в такой реестр внесены следующие охранные организации: ООО ЧОП Эшелон, ООО ЧОО Центурион, ООО ЧОП Гарант защита, ООО ЧОО Боец.
Еще одна распространенная проблема – когда при заключении договора с ЧОПом администрация школы не подписывает акт приемки-передачи объекта и технических средств его охраны исполнителю.
«Этот документ нужен для контроля за работой охранного предприятия, - объясняет эксперт. – Например, после передачи по акту технических средств охраны, таких как системы контроля доступа, видеонаблюдения, кнопки тревожной сигнализации, ЧОП обязан их проверить и использовать».
Доказать, что ЧОП халатно выполняет свои обязанности без такого документа очень сложно.
В городской администрации отвечают, что наличие такого акта контролируется при проверках школ муниципальным управлением образования. В частности, в 2024 году запланированы проверки 71 образовательной организации.
Оповещение при ЧС
Много вопросов у общественников вызывает и несоответствие или отсутствие на объектах образования систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов согласно законодательству. В нем предусмотрено, что такие системы должны быть полностью автономны и не пересекаться, к примеру, с противопожарной сигнализацией. Также желательно, чтобы антитеррористическая система оповещения интегрировалась и выводилась на пульт единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) города. Получив сигнал тревоги, дежурный ЕДДС должен оперативно отправить на место необходимые экстренные службы.
«Сейчас, насколько я понимаю, ЕДДС Ижевска не готова принять дублирующие сигналы. Потому что нет такой технической возможности, а для доработки нужны деньги. Не у каждого региона они есть. Но закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» требует, чтобы в школах была локальная система оповещения о ЧС, которая отправляет сигнал тревоги в уполномоченные органы власти – как государственной, так и муниципальной. Поэтому сигнал в городскую ЕДДС должен поступать в обязательном порядке», – объясняет эксперт.
В городской администрации пояснили, что системы экстренного оповещения об угрозе ЧС постепенно устанавливают в школах. Так в 2023 г. за счет бюджета УР такими системами были оборудованы 30 школ. При этом, отмечают в мэрии, они
не требуют подключения к городской ЕДДС.
Проблемы с иногородними ЧОПами
Система государственных и муниципальных торгов, в том числе и на охранные услуги, выстроена таким образом, что побеждает, как правило, участник, предложивший наименьшую цену. В результате на рынок охраны Удмуртии часто заходят предприятия из других регионов, предлагающих не самые качественные услуги. Например, у иногороднего ЧОПа может вообще не быть в Ижевске ГБР. Той самой, что по договору со школой должна прибывать на место ЧП для оказания силовой поддержки, защиты учителей и учащихся.
В связи с этим РООР ФКЦ «Удмуртия» направила в городское Управление образования предложения по доработке технического задания для ЧОПов, которое они подписывают как приложение к договору со школами. В обновленном варианте техзадания предлагается напрямую указывать, какие документы должны быть на посту охраны, что такое мобильная группа и какое количество сотрудников в ней должно быть и т. д.
«Сейчас предлагаемое нами техническое задание проходит стадию согласования с региональным центром закупок, - рассказывает Владимир Старцев. - Надеемся, что оно будет согласовано с нашими предложениями. Чтобы по этому документу все четко понимали свои права и обязанности – как исполнители, так и заказчики».
Эксперт также отмечает, что республиканским регулирующим ведомствам очень сложно контролировать иногородние ЧОПы. Все, что они могут, - отправлять запросы в регионы, где зарегистрированы эти охранные предприятия. Тогда как местные ЧОПы они могут регулярно проверять «от и до».
Поэтому РООР ФКЦ «УДМУРТИЯ» предлагает регулирующим органам подумать о том, чтобы на республиканский рынок охранных услуг допускались только ЧОПы, которые создали обособленные подразделения на территории Удмуртии. Такая мера позволит не только усилить контроль за ними, но и увеличить поступление налогов в региональный бюджет.
«Впоследствии эти деньги могли бы перераспределиться на социальную сферу или на ту же охрану образовательных учреждений. И при открытии обособленных подразделений иногородние ЧОПы будут находиться под контролем наших регуляторов, таких как налоговая или трудовая инспекции. А значит, качество охранных услуг должно стать лучше», – считает общественник.
КСТАТИ
Опыт ижевских общественников востребован и на уровне страны. Так в январе Владимир Старцев стал одним из докладчиков круглого стола в Общественной палате РФ «Меры противодействия демпингу на рынке частных охранных услуг. Общественный контроль за процедурой проведения конкурсов». А в марте рассказал об ижевском опыте на III Съезде Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур». В его работе приняли участие 143 делегата из 68 регионов России.
За эту работу Владимир Старцев получил Благодарственное письмо заместителя председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборнова «за существенный вклад в развитие института частной охраны и содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка».