В штабе городских проектов «ЛИФТ» состоялся круглый стол, где общественники и представители охранных предприятий обсудили меры борьбы с недобросовестными ЧОПами. По итогам обсуждения участники круглого стола подготовили обращение к Главе Удмуртии.
«По сути занимаются махинациями»
Как правило, к числу недобросовестных относятся ЧОПы из других городов. Они выигрывают конкурсы по охране школ и других социальных объектов за счет занижения цен (демпинга), а затем предоставляют некачественные услуги. Например, практически при каждой общественной проверке системы безопасности образовательных учреждений выявляется проблема, когда группы быстрого реагирования (ГБР) приезжают с большим опозданием или не приезжают вообще. Были случаи, когда на вызов приезжала группа вообще от другого юридического лица, хотя это запрещено законом.
«Они изначально знают, что у них нет необходимой технической базы на территории Удмуртии. Но вводят заказчиков в заблуждение, что могут выполнять все необходимые услуги. А потом демпингуют, то есть опускают цены на 30 - 60% и забирают этот рынок. По сути занимаются махинациями», - говорит член Общественной палаты Ижевска и руководитель РООР ФКЦ «УДМУРТИЯ» (объединение работодателей в сфере охраны и безопасности – прим. ред.) Владимир Старцев.
Кроме того, зарегистрированные в других регионах ЧОПы не платят налоги в республиканский бюджет, как это делают местные охранные предприятия. А эти средства могли бы пойти на те же технические средства охраны или другие подобные цели.
«Неоправданное снижение расценок приводит к неуплате установленных законом налогов и сборов, использованию персонала без соответствующей квалификации и статуса частного охранника. Снижая расценки, руководители компаний-демпингеров, пытаясь уложиться в оставшиеся суммы, выплачивают персоналу заработную плату так называемым «черным налом», не оформляют охранников в штат организации, не заключают с ними трудовых договоров, зачастую необоснованно применяют упрощенную систему налогообложения, уклоняясь от уплаты налога на добавленную стоимость, - говорится в обращении в адрес Александра Бречалова. - Бюджет недополучает с собственных денег, потраченных на закупку охранных услуг, положенных отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, а также иных налоговых отчислений. Мало того, получая справку с заниженным доходом работники таких организаций зачастую обращаются в государственные органы социальной поддержки с целью получить льготы по оплате жилья, электроэнергии и т.п.».
Для выявления недобросовестных ЧОПов проводится удаленный мониторинг. Но он, по мнению эксперта, малоэффективен.
«Для качественной проверки необходимо выезжать на объекты. Мы регулярно проводим их по линии Общественной палаты города. И за счет этого уже многого добились и выявили целый ряд недобросовестных компаний, - объясняет Владимир Старцев. - Но у отраслевых объединений права проведения таких проверок сейчас нет. И это серьезно ограничивает возможности по проверкам и контролю работы ЧОПов».
Владимир Старцев также отметил, что по результатам проверок выявлено пять предприятий, которые занимаются демпингом, из них четыре уже внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Занижение цен
Еще одна проблема отрасли, на этот раз со стороны заказчиков (то есть самих школ или детсадов) - это занижение начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Она должна рассчитываться на основании Приказа Росгвардии от 15 февраля 2021 года № 45. Но по факту, по словам Владимира Старцева, заказчики зачастую снижают эту стоимость, ссылаясь на недостаточное финансирование. «Что заведомо приводит к тому, что руководители ЧОО лишаются возможности выплачивать работникам даже элементарный МРОТ и осуществлять выплату налогов и сборов в соответствующие бюджеты» - говорится в обращении.
В документе предлагаются следующие меры для решения описанных проблем:
-
принять изменения в региональное законодательство, чтобы при проведении конкурсов на охрану объектов стоимость услуг определялась на основании Приказа Росгвардии №45 и составляла не более 258,763 тыс. рублей в месяц на один объект;
-
создать рабочую группу по координации деятельности исполнительных органов Удмуртской республики с частными охранными организациями с участием представителей РООР ФКЦ «УДМУРТИЯ»;
-
предусмотреть финансирование охраны образовательных учреждений в муниципальных бюджетах. Сейчас на эти цели используется межбюджетные трансферты из республиканского бюджета, которых, по всей видимости, недостаточно для полноценной оплаты охранных услуг.
IZHLIFE будет следить за развитием событий.