Top.Mail.Ru
19 апреля 2024 10:01
Афиша

То самое далеко: в чем фильм «Сто лет тому вперед» лучше советской «Гостьи из будущего»

Благородные пираты, Тимоти Шаламе местного разлива и та самая музыка – чем порадует картина Александра Андрющенко

Алиса Селезнева в фильме тоже носит короткую стрижку, но волосы теперь цветные. Фото: Кинопоиск
Алиса Селезнева в фильме тоже носит короткую стрижку, но волосы теперь цветные. Фото: Кинопоиск

18 апреля в прокат вышел фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» (6+). Журналист IZHLIFE расскажет, какой получилась посвежевшая «Гостья из будущего» и в чем современное кино выигрывает у советской экранизации Кира Булычева. 

Со скоростью полного метра 

Быстренько вспомним сюжет. Мальчик Коля случайно попадает в будущее. Там он знакомится с Алисой Селезневой и ввязывается в передрягу с космическими пиратами, которые ищут его. Им нужна штуковина с особым свойством, дающим сверхспособность, а она как раз у Коли. На первый взгляд концепция не особо поменялась, но это ложное ощущение. 

Продолжаем вспоминать. «Гостья из будущего» (6+) – советский мини-сериал, который стал культовым сразу на выходе. Это подтверждали даже опустевшие дворы: вся ребятня бежала смотреть новую серию. Оно и понятно, история с космическим масштабом и путешествиями во времени была тогда в новинку и казалась уже близким будущим.

«Сто лет тому вперед» (6+) – это один фильм, который идет два с половиной часа. И успевает он показать за это время гораздо больше, чем пятичасовая «Гостья». Это не только потому, что советская экранизация была довольно нерасторопной. Просто Андрющенко совсем по-другому выстроил темп и ритм истории. Бесполезно сравнивать ритмику сериала и полного метра, но само повествование чувствуется бодрее. И это то, что нужно для современного и, что важнее, юного зрителя. 

Знакомые сюжетные линии обросли деталями, которые были необходимы. Теперь все берется во внимание: путешествия во времени – не аттракцион, у всего есть последствия, а представление «прекрасного далеко» стало более приземленным и экологичным. Мило и занятно смотреть, как советский человек 1984 года представлял 2084 год. И очень приятно и ценно, что авторы новой экранизации вообще не пытались снять ремейк и показали, как 2024 может отозваться спустя сто лет с учетом современных нравов и тенденций. Историю не просто осовременили, а актуализировали. 

И формат полного метра заставляет историю идти без лишней раскачки, хотя есть утомляющие эпизоды, когда суть вроде передана, а сцена продолжается и продолжается. По итогу нам дают глобальный пазл, который в один момент путает зрителя, но красиво складывается в конце. 

Пираты, киберпанк и другие осколки 

В «Сто лет тому вперед» история о Коле Герасимове и Алисе Селезневой стала на порядок глубже. И это очень хорошо демонстрирует пиратский дуэт Глота (в исполнении Юры Борисова) и Весельчака У (в исполнении Александра Петрова). Плохиши стали персонажами, которые существуют отдельно и не всегда работают вместе – у каждого есть своя цель.

петров.jpg
Наконец-то Александру Петрову попался нетипичный для него образ. Насколько удачно он с ним справился, пишите в комментариях. Фото: Кинопоиск

Устройство для чтения мыслей миелофон стал космионом – сгустком энергии для перемещения во времени. И ставки в новой экранизации в разы повысились, потому что скакать туда-сюда во времени теперь никто не может, кроме обладателя космиона, как это было в советском сериале. Из-за этого временные линии переплетаются в единой системе, где каждое действие в прошлом отражается на будущем. Зрителя будут бережно, иногда чуть топорно, но вводить в курс дела. 

В целом, все персонажи стали совсем другими. Они говорят как нынешнее поколение, живут тем бытом, который у нас сейчас. Поэтому вечные конфликты школьного времени также на месте, но проживают герои их по-современному. И это не скатывается в голые акценты, когда, например, авторы добавляют пару сленговых словечек в речь героев, и такие: «Ну вот, стильно, модно, молодежно!». 

Между Колей и Алисой чувствуется химия. Она откровенная и яркая. И это неплохо. Советский сериал в этом плане, кстати, выглядит очень… целомудренным. Коля (в исполнении Марка Эдельштейна) выглядит как отечественный Тимоти Шаламе: весь из себя такой герой, но при этом раздолбай. Новая Алиса же – волевая, бойкая девушка. На фоне свежих образов советские школьники выглядят робкими и детскими.

шаломе.jpg
Приятно, что в фильме не стесняются использовать приемы повествования, которые вроде и банальные, но одновременно с этим очень к месту. Например, герой может обратиться напрямую к зрителю либо время застывает, чтобы дать вам передышку и объяснить, что вообще происходит. Фото: Кинопоиск

А вот музыка – то, что действительно соединяет обе экранизации, оба времени. Вам дозированно будут выдавать «Прекрасное далеко» в новой аранжировке, отчего пойдут мурашки. 

Итак, «Сто лет тому вперед» (6+) – научная фантастика с бюджетом, который чувствуется визуально (дизайн футуристических локаций и спецэффекты там на очень хорошем уровне), и комфортной современной подачей. Для семейного просмотра – самое оно. 

Тут не нужно спорить и доказывать, что раньше трава была зеленее. Так и было, правда. Просто сейчас у нас есть отличный зеленый газон, который тоже нужно беречь и не давать ему гнить только лишь из-за чувства ностальгии. А прекрасную «Гостью из будущего» вы можете вспомнить в нашем кинотесте.

«Сто лет тому вперед» (6+) показывают в Алмаз Синема в «Матрице», Киномаксе в «Талисмане», Империи Грез в «Сигме». Билеты можно купить по Пушкинской карте.