Выставка «В моей комнате» (6+) мультидисциплинарной художницы Марии Перкинс, о которой мы уже писали на IZHLIFE, проходит в ВЦ «Галерея» в Ижевске с 19 декабря по 18 февраля. Ее поп-сюрреализм работ погружают зрителя в пространство, в котором реальность переплетается с внутренними страхами, мечтами и ощущениями. Вот только эти внутренние дети затерялись в лабиринтах взрослой жизни. Журналист IZHLIFE Лиза Четверикова побывала на выставке и рассказала, чем ее на этот раз удивили работы Марии Перкинс.
Погружение в мир внутреннего ребенка
Мария Перкинс, создающая свои работы в стиле поп-сюрреализма, обращается к теме психологии внутреннего ребенка и создает грустно-иронические сказки. В их основе лежит идея о главной теме современности – эскапизме. Человек уходит от жестокой реальности с ее проблемами и страхами в мир фантазий, иллюзий и приятных дел. Так на время он отвлекается от тревожных мыслей, заглушая негативные эмоции.
Благодаря заполняющим все пространство сотням альтернативных миров грань между действительностью и фантазией полностью стирается, переплетаясь с внутренними страхами, ощущениями, мечтами. Вот только затеряны они в лабиринтах взрослой жизни. А каждый шаг – путешествие в глубины внутреннего «я». В этом мире эмоции ребенка – страх, желание спрятаться и надежда на чудо – скрыты. И эти дети – уже повзрослевшие мы.
Среди оживших картин и персонажей Марии Перкинс внутренний ребенок вырывается наружу, пытаясь убежать от грустной реальности, плача и спеша, пробираясь сквозь дом, сад и густой лес. Но в жестоком реальном мире ребенок не такой – его лицо вымазано шоколадом, поэтому его не покажут гостям. Ребенок – чучело, которое не соответствует ожиданиям родителей. Он должен быть прилежным, но все, что его окружает – гайки, закрученные из взрослых ожиданий.
Мы – дети, которые живут в оковах этой взрослости. И взрослый ты возвращаешься к себе маленькому, смотришь на себя, переоцениваешь, можешь отнестись к себе критически, но потом протягиваешь руку помощи и утешения. Взрослый ты смотришь на себя со стен своей детской мрачной комнаты, которая будто стала частью тебя – твоей плотью, кровью, мыслями. Тобой. И как далеко ты не пытался бы от нее бежать, сквозь сады, леса, мимо сказки, ты все равно когда-нибудь вернешься обратно.
«Куда бы ты не шел,
Ты, снова сделав круг,
Вдруг в комнату войдешь,
Которую забыл.
Ты из нее бежал,
Ты плакал и спешил,
Но эту комнату из сердца не сотрешь.
Она – и плоть, и кровь,
И слезы, и любовь,
Она как моря дно.
Как чаша, как чертог.
Ты здесь боготворил,
И умирал, и выл.
Ты до сих пор живешь в ней между строк.
Как маленький зверек,
Что в клетке обречен
Найти свой тихий смысл,
Проснуться и заснуть…
Оденься, выпей чай
А после выбирай.
Идти на дно иль плыть».
Это стихотворение Анны Поповой, в точности передающие эмоции от картин, стало заглавным в выставке. Его, рассказывает Мария Перкинс, Анна создала в процессе работы над проектом «В моей комнате».
«Я обратилась к Анне, а она вдохновилась картинами и создала шедевр. Все было в одно время. Сам проект я создала около двух лет назад для московского центра современного искусства «Марс», задумав его как иммерсивную выставку с полным погружением. За кадром я озвучила аудиоспектакль, где идет повествование по сюжетам каждой картины. Также я делала покадровую анимацию для каждой картины за весь период моего творческого пути. Это тот самый видео арт, который представлен на стене «Галереи».
Комната внутри комнаты – убежище, где можно посидеть на маленьком стульчике, побыть наедине со своими мыслями, посмотреть видео-арт и при желании написать на стене послание своему внутреннему ребенку. Так художница приглашает вглубь себя, своего сознания – вглубь своего внутреннего ребенка, где прошлое и настоящие принимают совершенно новые формы.
Картины Марии Перкинс будто несут ощущение полета по вымышленному миру. В них есть мечты и созидания, которые рушатся из-за этой «взрослости», оставляя следы от ранений и травм воспоминаний. В понятный взрослому образ мышления вмешивается свой же внутренний ребенок, глубочайшее «я», которое хочет веселиться, быть в сказке, есть шоколад и удивляться, внося в размеренную жизнь свои коррективы. Оно связано с воспоминаниями о детстве, которые проявляются во взрослой жизни. А эта детская комната – пространство, которое нас формирует. Ведь детство – определяющий источник для человека, художника, посыл которого будет всплывать во взрослой жизни. И нужно научиться взаимодействовать со своим внутренним ребенком, ведь он есть в каждом из нас.
Этот внутренний ребенок, рассказывает художница, не просто образ, он – ее компас, указывающий на искренность и свободу. Он тот, кто способен видеть мир без фильтров и ограничений. Она ищет его в своих персонажах, обращаясь к темам, которые вроде бы знакомы каждому, но часто забываются с взрослением.
«Я работаю в направлении метамодерн и сюрреализм, поскольку они открывают возможность строить мосты между реальностью и фантазией, сочетать осознанную иронию с искренностью. Так мое искусство пытается чувствовать и думать одновременно. А сюжеты в картинах – попытка пробудить внутри нас всех что-то давно забытое. Как будто мы находим старую игрушку или дневник и вспоминаем. Это такой сюрреалистичный сон, который поставили на паузу. Это мир забытых детей, запертых внутри конструкций из ложных установок взрослой жизни, скованных усталыми телами и расчетливыми умами. Мы и есть эти дети. А чтобы встретиться со своим внутренним ребенком, зрителю нужно будет погрузиться в мир образов, чувств и эмоций».
В этом проекте Мария Перкинс не давала детальных описаний картин, чтобы оставить пространство для рассуждений самому зрителю.
«Дети на картине выглядят взрослыми, но сохраняют что-то детское в своих выражениях и облике. Это мое желание показать внутреннего ребенка, который уязвим, чувствителен и раним. Образы кажутся хрупкими, что говорит о возможных психологических травмах, связанных с детством. Несмотря на то, что персонажи изображены вместе, их взаимодействие минимально, а выражения лиц немного отчужденные. Это символизирует чувство изолированности, недопонимания или невозможности выразить свои эмоции».
Розовые очки на одном из персонажей – метафора наивности, иллюзий или попыток скрыться от реальности. Цветы – символы хрупкости и роста. А, возможно, и попытки сохранить красоту в мире, который кажется небезопасным.
«Сюрреалистическая атмосфера – способ преодоления боли. Я выбрала этот стиль, чтобы создать дистанцию между реальностью и своими переживаниями. Это мой способ выразить свои чувства через фантазию. Атмосфера дождя и спокойного поля создает настроение грусти, размышлений и эмоциональной глубины. Эта картина – как способ выразить невысказанную печаль или ностальгию по утраченному».
Внутренний ребенок уязвим и нуждается в трепетном отношении нашего внутреннего взрослого. Но с возрастом мы будто стесняемся проявлять свое глубочайшее «я».