27 августа 2025 18:10
Культура

Лучшая драматическая роль Андрея Миронова, «Слово пацана» эпохи Перестройки и Инна Чурикова кинодива: вспоминаем выдающиеся российские фильмы, почти ушедшие с экранов

В день Российского кино вспоминаем выдающиеся, но почти забытые фильмы. Фото: Кинопоиск
В день Российского кино вспоминаем выдающиеся, но почти забытые фильмы. Фото: Кинопоиск

За последние 100 отечественный кинематограф подарил нам сотни выдающихся фильмов. Часть из них нам регулярно по праздникам показывают по телевизору, другие – получили иностранные кинопремии и давно входят в различные списки лучших из лучших.

В то же время в российском кино есть тонкая прослойка фильмов, поставленных именитыми режиссерами, со всеми любимыми артистами в ролях, но без широкой известности. По какой-то не совсем объяснимой причине эти картины не нашли своего зрителя: их редко показывают по телевизору, не включают в подборки обязательных к просмотру и не величают «классикой».

27 августа, в День российского кино, редакция IZHLIFE подготовила для любителей кинематографа подборку российских фильмов, обделенных вниманием зрителя, но точно заслуживающих его.

«Мой друг Иван Лапшин»

Мой друг Иван Лапшин.jpg
За три года до смерти Андрей Миронов сыграл одну из главных ролей в своей карьере в картине «Мой друг Иван Лапшин». Фото: Кинопоиск

В 1984 году Алексей Герман, один из главных русских режиссеров, выпустил на экраны свой третий полнометражный фильм – «Мой друг Иван Лапшин» (12+). 1935 год, вымышленный провинциальный город Унчанск. Отдел местного уголовного розыска ведет кропотливую работу по поимке банды головорезов. Начальник местной милиции (Андрей Болтнев) между тяготами службы и мечтами о социалистическом рае успевает влюбиться в актрису провинциального театра (Нина Русланова). Харизматичная артистка, в свою очередь, влюблена в заезжего журналиста Ханина (лучшая драматическая роль Андрея Миронова), но тот тяжело переживает смерть жены и задумывается о самоубийстве.

Завязка фильма обещает зрителю напряженный детективный триллер, ну или хотя бы любовную драму. Но в итоге «Лапшин» предстает точным полотном, описывающим одной из самых страшных эпох в истории нашей страны. Герман дробит свой фильм на серию микроэпизодов, помещает зрителя с помощью своего киноязыка почти в центр повествования. Обрывки фраз и снующая в душных интерьерах коммуналок камера создают сильный эффект присутствия, а очищенные от любого налета театральности диалоги героев лишь дополняют его.

При этом упрекнуть Германа в мифотворчестве сложно. Фильм основан на повести «Лапшин», которую написал в 1937 году отец режиссера, писатель Юрий Герман. В основу истории легли рассказы друга писателя, сотрудника Ленинградского угрозыска Ивана Будунова, и дело серийного убийцы Тюрина.  

 «История Аси Клячкиной, которая любила, да так и не вышла замуж»

Ася кличкина.jpg
Ия Саввина в роли Аси Клячиной. С такой грациозностью играть деревенских простушек могла только такая кинодива. Фото: Кинопоиск

Андрей Кончаловский, позже успевший поработать в Голливуде и обласканный десятками наград международных кинофестивалей, начинал свою карьеру в советском кино со скрипом. В 60-х годах прошлого столетия выбор тем для фильмов молодых режиссеров был невелик – Великая отечественная война, трудовые подвиги рабочих и колхозников. «История Аси Клячкиной, которая любила, да так и не вышла замуж» (12+) как раз рассказывает о жатве в колхозе в Нижегородской (тогда еще Горьковской) области. В центре сюжета – любовный треугольник. Деревенская хромоножка (Иа Саввина) влюблена в местного красавца, водителя грузовика, и ждет от него ребенка. Взаимными эти чувства назвать сложно, возлюбленный Аси не признает отцовство, держится отстраненно и вообще, как сейчас бы сказали, сплошной «редфлаг». В то же время Асю зовет замуж выбравшийся из деревни, обзаведшийся квартирой и даже стиральной машиной, взрослый односельчанин. Но свои чувства он может выразить единственной фразой: «Кому ты такая нужна, кроме меня».

Кончаловский не был бы великим режиссером, если бы согласился играть по правилам. Он передумал воспевать трудовые подвиги советских колхозников на фоне любовной истории. В картине играют всего три профессиональных актера, все остальные попадающие в объектив люди – жители села Кадницы Нижегородской области. Во время уборки урожая второстепенные герои за обедом или перекуром как бы между делом начинают рассказывать истории из своей жизни, вспоминают эпизоды войны, исправительные лагеря. Диалоги и монологи написаны так, будто их не касалось перо сценариста, а непрофессиональные актеры оживляют сценарные строчки, будто зритель подслушал случайную историю на остановке, а не услышал ее в художественном фильме.

Истории обычных людей, их фактурные лица, короткие эпизоды мимолетной радости во время саморазрушительного колхозного труда и есть главная изюминка фильма. Кончаловский почти в документальной манере запечатлел быт советской деревни и защитил его от мишуры соцреализма. За это картина после премьеры в 1967 году была наказана и легла на полку. В широкий прокат «История Аси Клячкиной» вышла только через 20 лет.

«Письма мертвого человека»

1986 году ученик Андрея Тарковского Константин Лопушанский начал свой длинный цикл фильмов о конце света. Первый из них получил название «Письма мертвого человека» (12+).  Все события картины происходят в бункере и его окрестностях в условиях ядерной зимы где-то в США. Ученый Ларсен (Ролан Быков) ухаживает за своей умирающей от лучевой болезни женой и пишет письма пропавшему сыну. В бункере живут и другие люди, но все вместе они напоминают уже не людей, а блеклые тени.

Письма мертвого человека.jpg
Вышедшая на экране вскоре после чернобыльской катастрофы картина «Письма мертвого человека» попала в нерв эпохи. Фото: Кинопоиск

О гибели цивилизации сняты сотни фильмов и сериалов. Их герои обычно руководствуются не моралью, а инстинктами – добыть или отнять еду, защитить близких, добраться до безопасного места. Герои Лопушанского даже не до конца уверенные, что же произошло за стенами бункера, наоборот, пытаются отрефлексировать гибель человечества с моральной точки зрения. Одни вспоминают жизнь до катаклизма, другие – пишут моральный кодекс будущей цивилизации, и все пытаются понять, остаются ли они все еще людьми в философском смысле этого слова. Монологи актеров иногда напоминают бред умирающего в агонии человека. И это куда страшнее, чем показанное в других фильмах о конце света насилие.

«Письма мертвого человека» вышел вскоре после аварии на Чернобыльской АЭС. Работа Лопушанского наполнилась новыми смыслами, получила множество наград международный фестивалей и заслуженное место в списке главных картин о конце цивилизации.

«Начало»

Все мы любим Инну Чурикову. Все мы видели ее на экране десятки раз в разных образах. Но от широкого зрителя почти ускользнул фильм «Начало» (12+), после роли в котором за Чуриковой заслуженно закрепилось звание великой актрисы.

Начало.jpg
Фильм «Начало» будто бы предсказал богатую карьеру в кино Инны Чуриковой. Фото: Кинопоиск

Картина рассказывает историю ткачихи из города Реченск Паши Строгановой. В перерыве от работы она исполняет роль Бабы Яги в детском спектакле. Пашу замечает столичный режиссер и предлагает ей главную роль в фильме о Жанне д’Арк. Коллеги режиссера не понимают, как некрасивая простушка может воплотить на экране образ орлеанской девы. Тут еще сама Паша влюбилась в замужнего мужчину Аркадия (Леонид Куравлев). Любовные метания явно мешают главной героине подготовиться к роли.

«Начало» поставил известный режиссер Глеб Панфилов, муж Инны Чуриковой. В молодой актрисе, прославившейся отрицательной ролью в сказке «Морозко» (0+), он смог рассмотреть потенциал и специально для нее подготовил серьезную драматическую роль. Проходя через муки творчества, Паша Строганова превращается из провинциальной дурнушки в кинодиву. Точно также Инна Чурикова, не отличавшаяся красотой по сравнению с другими звездами экрана, влюбила в себя миллионы зрителей.

«Пацаны»

Перестроечное кино навсегда вошло в наш культурный код. Классику кинематографа умирающей советской эпохи знают даже те, кто родился после 2000-го года. И если «Интердевочка» (18+) и «Курьер» (18+) не сходят с экранов и добрались даже до TikTok, то не менее выдающийся фильм «Пацаны» (18+) Динары Асановой почти забыт. 

Пацаны Асанова.jpg
«Пацаны» – почти документально размышление о подростковой преступности. Фото:Кинопоиск

Одна из последних работ Асановой посвящена подростковому насилию. Главный герой картины, выдающийся спортивный тренер Паша (Валерий Приемыхов), вместо построения спортивной карьеры ходит по судам и уговаривает судей передать малолетних преступников ему на перевоспитание. Паша отвозит потенциальных уголовников в трудовой лагерь, разбитый где-то в глуши, и с помощью труда, спорта и грубого, но мудрого слова пытается вырастить из них достойных людей. Воспитанники трудового лагеря не подарок, поэтому моральных сил у Паши для своей миссии остается все меньше.

«Пацаны» исследует проблему подростковой преступности комплексно. В других подобных фильмах акцент обязательно делался на проблемах в семье, недопонимании близких, шатких моральных ориентирах общества (как, например, в недавнем хите «Слово пацана» (18+). Но авторы таких фильмов обычно находили для зрителя утешительные выводы из жестокого поведения детей.

Асанова в этом вопросе бескомпромиссна. Во всех бедах главных героев «Пацанов» виноваты все и никто одновременно. Хорошего финала и уж тем более неуместного морализаторства не будет. Общий дух картины впитал в себя безысходность «сытых» 80-х годов прошлого столетия в преддверии социальной катастрофы.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее