Top.Mail.Ru
11 февраля 2020 16:50
Культура

Скульптор Павел Медведев: «Представители Великобритании инкогнито приезжали в Ижевск, чтобы увидеть памятник Юрию Гагарину»

Автор памятника Крокодилу рассказал мистические истории, связанные с его работами

– Когда мы создавали копию памятника Юрию Гагарину в Люберцах, работали над эскизами, к нам приходил мальчишка, класс, наверное, пятый. Он у нас каждый день был. Ходил, проверял, фотографировал. Говорил: «Я к бабушке приду, доложу, что все в порядке», – делится воспоминаниями знаменитый ижевский скульптор Павел Медведев.

Фото: архив редакции

8 февраля он встретился с жителями города в Музее Ижевска в рамках проекта «Дерябинские ассамблеи. Межрегиональный форум городов Урала и Поволжья «Город-завод: взгляд в будущее». И рассказал, как и почему памятник Гагарину оказался в Лондоне и какие мистические истории связаны с памятником Серафиму Саровскому.

СПРАВКА IZHLIFE

Павел Кириллович Медведев родился в 1956 году, выпускник художественно-графического факультета УдГУ. Автор памятников Юрию Гагарину, Петру Можарову, скульптур «Ижевские оружейники», «Ижевский крокодил», «Собака Звездочка», ангел на Михайловской колонне. Член Союза художников России с 1989 года, лауреат премии МВД России в области литературы и искусства, заслуженный деятель искусства Удмуртии, лауреат Госпремии Удмуртии.

«У памятника Гагарину в Лондоне было два открытия»

Главной темой встречи стала работа Павла Медведева над памятником Юрий Гагарину, который открыли в Лондоне в 2011 году. Как признается художник, это не авторская работа, а лишь копия скульптуры Анатолия Новикова, установленной в 1984 году в подмосковных Люберцах.

– Эта история довольно странная. Началась она в 2010 году. Я сотрудничаю с заводом «ЛИТ» (завод, где был отлит первый памятник Юрию Гагарину в Люберцах. – Прим. ред.), и нам поступил звонок, что мы выиграли конкурс на памятник Гагарину, при этом мы ничего не знаем: что за конкурс, откуда он, что за памятник.

В итоге оказалась, что это Роскосмос объявил конкурс на памятник Гагарину в Лондоне. На дворе октябрь, а он в апреле должен стоять уже в столице Великобритании. То есть времени полгода, причем мы должны не создать новое произведение, а сделать точную копию
Павел Медведев, скульптор

Инициатором установки памятника в Лондоне была советник королевы Великобритании Андреа Роуз, директор отдела визуальных искусств Британского совета. Скульптура должна была появиться в апреле 2011 года, когда праздновали 50-летие первого полета человека в космос. За помощью обратились к Владимиру Поповкину, который тогда возглавлял Роскосмос.

Оказалось, что никто в стране не взялся за такую работу, потому что не было сроков и четких рамок

Осенью 2010 года заказчики нашли 40-50 образцов памятника Гагарину в России. В итоге их выбор пал на небольшую работу рядом с училищем в Люберцах, где на мастера-литейщика учился космонавт.

Фото: rutraveller.ru

– Выбор пал именно на этот памятник. <…> Нужна была не просто копия, а идеальная. Это значило, что необходимо взять основные фрагменты: лицо, руки и так далее один в один. В октябре нужно уже было произвести работы, а финансирования нет. Мы с директором сидим, он спрашивает: что будем делать? Я говорю, единственный способ – сейчас ехать в Люберцы и пытаться снять копию, потом будет зима и ничего мы не сделаем. Это конец проекту и нашей странной победе в конкурсе. Расстрел, мягко говоря.

В результате деньги нашли и отправились в Люберцы.

В Люберцах мы никого не знаем. На страх и риск собрали мы целый автомобиль с материалами. И даже гипс мы взяли свой. Приезжаем в Люберцы, центральная улица, встречаем ребят, а они спрашивают: «Вы зачем приехали?». Мы говорим: «У нас вот такая беда!»
Павел Медведев, скульптор

Оказалось, что вначале планировали забрать памятник из города и увезти на некоторое время в Лондон. Но узнавшие об этом местные жители вышли на демонстрацию со словами: «Мы памятник Гагарину никуда не отдадим. Вы его не трогайте – он наш!». В итоге скульпторы попросили разрешение у министерства культуры провести работы по изучению металла и снятию копии.

– Нас поселили в каком-то детском садике, хорошо тут училище рядом. Погода не очень хорошая была, мы сделали навес, пленочкой затянули, нельзя показывать, что мы делаем. Люди беспокоятся, мы им сказали – реставрация. Все равно заходят и спрашивают: а что вы тут делаете?

В итоге скульпторы не только сняли копию, но и отреставрировали памятник и почистили от грязи, директор училища даже поблагодарил ижевских мастеров. После возвращения в Ижевск сделали гипсовую модель, из которой и был отлит второй вариант для Лондона.

За процессом был очень жесткий контроль со стороны Великобритании

С инспекцией в Россию прибыл главный скульптор Лондона, он посетил Москву, потом Набережные Челны, где изготавливались модели, а затем и Ижевск, где были сделаны гипсовые части памятника. По словам Павла Медведева, он высоко оценил работу и дал разрешение на создание памятника. В декабре 2010 года окончательный вариант работы принимала Андреа Роуз.

Фото: fototelegraf.ru

– Все это происходило инкогнито, никто тут из властей не знал. Сказали: «Ребят, никому из властей не рассказываем, что к нам едет консультант ее величества». Мы Андреа встречали на вокзале, было -28°С.

Кстати, нам пришлось добиваться идеального цвета памятника, как в оригинале, пришлось патинирование и тонирование дополнительно сделать. Она все посмотрела и сказала: «Все хорошо, я довольна!». Попросила всех рабочих, кто участвовал в проекте, а это порядка 30 человек, собрать, со всеми сфотографировалась
Павел Медведев, скульптор

Готовому памятнику предстояло преодолеть около 5 тысяч километров до Лондона в специальном контейнере. Когда памятник довезли до Москвы, его установили на специальную подставку на ВДНХ. Там неизвестный мужчина на самое видное место наклеил монетку, в итоге рядом с Гагариным пришлось выставлять охрану.

В Лондоне памятник экспонировался несколько месяцев неподалеку от Трафальгарской площади, на его открытии была дочь первого космонавта

Позже скульптуру перенесли в музей обсерватории Гринвича, где в честь российского космонавта названа аллея. Там состоялось второе открытие памятника.

«Рассказал, что Чайковский родом из Воткинска»

Кстати, во время визита Андреа Роуз в Удмуртию Павел Медведев успел показать ей памятник Звездочке и рассказал, что Удмуртия – родина Петра Чайковского. Этот факт очень удивил советника королевы, ведь она была уверена, что великий композитор родился в Клину!

– Заезжаем в Воткинск, в музее света нет. Мы там барабаним по дверям, сторож выходит и говорит, что ничего не работает, разрешения нет. Позвонили начальнику, он дал добро открыть музей. Но надо же экскурсию провести, а никого нет. Тут к нам выходит мужчина лет 60 и проводит прекрасную экскурсию по музею. Мы потом спрашиваем: «А вы кто?». Оказалось, что мужчина был инженером по технике безопасности. Он в музыкальной школе тут учился, еще с детства все знает. Андреа была в шоке.

«На заводе у памятника Серафиму Саровскому треснула голова»

Еще одна необычная история произошла с другой работой скульптора – памятником преподобному Серафиму Саровскому. Его установили 2 августа 2013 года на проспекте Калашникова в Ижевске у храма на деньги прихожан.

Памятник Серафиму Саровскому возвели в год 180-летия со дня его кончины и 110-летия со дня прославления преподобного. Он выполнен из бронзы: высота – 3,6 м, вес – 500 кг

Первоначально планировали сделать копию памятника, установленного в Сарове, авторства Вячеслава Клыкова. Но скульптор с таким предложением не согласился. Работу планировали выполнить из дерева, но пожарные не подписали экспертизу.

Фото: Эдуард Карипов

– Я сделал им порядка 40 эскизов, созвучных с памятником в Сарове. Объяснял, доказывал свою точку зрения, что делать его просто другим нужно. Никак они не соглашались. В итоге уже взял масштаб и сделал на камне. И его повезли показывать владыке Николаю (в те годы – митрополит Ижевский и Удмуртский. – Прим. ред.), он посмотрел и благословил с ходу мою идею.

Для Павла Медведева это был первый опыт работы с памятниками для духовенства

Чтобы сделать основу, нужен был хороший камень, массивный, вытянутый. Нашли подходящий в Карелии через полгода, но немного меньше по размерам, чем хотелось. Для придания необходимой формы его обрабатывали месяц.

– Когда сделали камень, обработали фигуру, подгоняли, чтобы он стоял на камне. Отец Александр (настоятель храма. – Прим. ред.) спросил: «Ты камень видел настоящий у памятника в Сарове?». Он достает фотографию – и наш камень, и тот на фото – один в один. Хотите верьте, хотите нет. С этим памятником происходят чудеса, которые я не могу объяснить, – отметил скульптор.

Были трудности и с созданием одежды. Например, священнослужители говорили, что Серафим Саровский ходил в шубе, валенках или чуньках. Но по благословению духовенства Павел Медведев «одел» святого в рясу, подпоясанную широким поясом. От обуви отказались, сейчас Саровский стоит босыми ногами на камне. Лицо преподобного создавали по иконам, а вот шевелюру Павел Медведев срисовал со своего знакомого.

Еще один мистический случай произошел уже во время отливки головы.

– Вдруг с завода мне звонок. Говорят: «У нас беда – голова треснула!». Быть не может! По технологии она простая, голова большая, никакой тонкой шеи нет, она должна отливаться легко и никаких проблем. А тут трещина сзади по темечке. Ладно, ничего страшного, заварим, зачистим, все сделали. Думаю, никому не говорить, пусть будет тайной. Но я потом сам отцу Александру все же рассказал, когда на заводе еще до тонировки приезжал посмотреть. Показал снимок. Он сказал: «А ты знаешь, что у него в истории было событие, когда на него напал разбойник и топором ударил по голове. И памятник треснул в том самом месте, где ему ударили. Знак свыше!». Хотите верьте, хотите нет!

Кстати, по задумке автора поднятые руки Саровского – торжество веры. И ранним утром в его руках светится золотой крест, а когда солнце садится – оно светится в его руках. Правда, это случается в определенное время года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Что связывает Ижевск с полетом Юрия Гагарина?

Малоизвестные памятники Ижевска: комсомолец Александр Матросов и паровоз по прозвищу «Эхо»