Top.Mail.Ru
19 октября 2020 16:00
Криминал

Труп подростка на ипподроме и преступники, заявившие о пропаже близких: какие дела раскрывали криминалисты из Удмуртии

Следователи рассказали о технике, которая помогает раскрыть преступления

Амир Закиров
Амир Закиров

19 октября следователи-криминалисты отмечают свой профессиональный праздник. В честь этого IZHLIFE рассказывает о самых интересных и громких делах, которые случались в практике криминалистов. Среди них — убийство двухмесячного малыша и изнасилование бабушки. Специалисты рассказали и показали нам, как они работают на месте преступления. 

«Сложнее всего работать с преступлениями против детей»

Следователь-криминалист Зульфия Фархутдинова Фото: Амир Закиров

Следователь-криминалист Зульфия Фархутдинова работает следователем с 2009 года, с 2013 — в отделе криминалистики. В профессию пришла благодаря отцу, который был следователем в милиции. Девушка признается, что сложнее всего работать с преступлениями против детей. Как мать она понимает, что хуже всего в эти моменты родителям. 

— Бывает, что в отношении детей совершают действия сексуального характера. Тогда ребенка очень сложно разговорить. Его уже подвел взрослый, которому он доверял, он не будет просто так открываться незнакомому человеку. Поэтому допрашивать детей сразу нельзя. Как-то мы с девочкой сидели три часа. Она рисовала, мы с ней говорили о школе. Это нужно, чтобы ребенок доверился и дал показания, — говорит Зульфия Фархутдинова. 

В практике у нее было немало преступлений против детей. Например, в 2016 году в Камбарке отец заявил о пропаже двухмесячного малыша. Его мать, по официальным данным, гадала на трассе. Отцу часто приходилось оставаться с ребенком. Он рассказал, что младенца похитили вместе с коляской. 

— Отец начал путаться в показаниях, и мы предположили, что он причастен к исчезновению мальчика. Подключили даже поисковиков. В итоге следователь увидел на берегу реки недалеко от дома, что почва в этом месте выглядит странно. Оказалось, там захоронен малыш. У него были телесные повреждения, — говорит криминалист. 

Следствие пришло к выводу, что «отец» (оказалось, мужчина ребенку был неродным) убил младенца. При этом мужчина пытался сделать вид, что он к этому непричастен: сам обратился в полицию, увез коляску, постучался к соседке и рассказал, что кто-то похитил сына. А потом рассказывал правоохранительным органам, что малыш сам упал.

Закопал на ипподроме после ссоры

Был в практике следователя и другой случай, связанный с исчезновением ребенка. 29 сентября 2019 года в Ижевске пропала 16-летняя Алена (имя изменено. — Прим. ред.) Девочка часто уходила из дома на несколько дней. Поэтому ее мама подняла тревогу только 2 октября. С помощью специальной техники следователи изъяли из телефона Алены ее переписку. Оказалось, что с ней во «ВКонтакте» познакомился взрослый мужчина. Она с ним встретилась и больше не выходила на связь.  

Это устройство помогает извлекать содержимое телефона, даже если он заблокирован или не работает в принципе Фото: Амир Закиров

Мужчина работал конюхом на ипподроме. Ранее был судим, но его характеризовали как исполнительного и ответственного сотрудника. В день исчезновения Алены он внезапно уволился и уехал в деревню на сельхозпредприятие. Там его нашли оперативные работники. От неожиданности конюх признался в убийстве девочки и показал следователям место на ипподроме, где закопал тело.

Оказалось, что мужчина поссорился с девочкой и задушил ее шарфом. Одежду девочки и шарф отправили на молекулярно-генетическую экспертизу, чтобы доказать вину конюха.  

Как нашли виновного во взрыве газа на Удмуртской, 261?

Следователь-криминалист Кирилл Лапин Фото: Амир Закиров

Кирилл Лапин раньше работал спасателем, но всегда мечтал стать следователем. Поэтому окончил юридический факультет, отработал общественным помощником в Индустриальном районе и с 2009 года стал следователем. В отделе криминалистики служит с 2015 года. За это время специалист отработал множество громких дел. Среди них — взрыв газа на улице Удмуртской.

— Самое главное в расследовании — смекалка. Когда произошло ЧП на Удмуртской, мы сразу же предположили по видео, что мог взорваться газ. Взрыв произошел на втором этаже. Мы осмотрели место происшествия. В одной из квартир увидели, что вентиль открыт и шланга нет. Просто так шланг отсоединиться не мог. Установили, кто жил в квартире и нашли подозреваемого, — говорит Кирилл Лапин. 

Добывали улику необычным способом

Иногда следователю приходится добывать улики нестандартными методами. Например, в одном из районов Удмуртии мужчина совершил насильственные действия сексуального характера в отношении женщины. При этом он угрожал ей пилой. Женщина сбежала и взяла с собой орудие преступления. По пути она выкинула его в мелкую речку. Во время расследования надо было добыть пилу, но с этим возникли проблемы.

— Мы изучили весь водоем, вызывали водолазов, бросали магнит, но нигде не могли найти пилу. Тогда мы решили найти такую же и посмотреть, как она поведет себя в воде. Для этого пришлось обойти все гаражи, потому что такие пилы сейчас не продают. В конце концов нашли, привязали к ней веревку и кинули в реку. Она закрутилась и отплыла на несколько метров. Там же нашли орудие совершения преступления, — говорит Кирилл Лапин.  

Следователям приходится изучать по несколько томов уголовных дел Фото: Амир Закиров

Поиск насильника по запаху

Для сбора доказательств следователи используют специальное оборудование и результаты экспертиз. Например, Кирилл Лапин очень любит назначать запаховые экспертизы. 

— Запах человека всегда один, потому что он исходит изнутри. И в 20 лет, и в 70 человек будет пахнуть одинаково. Духи запах не изменят, — говорит эксперт. 

Однажды к 70-летней бабушки в гости пришел 40-летний сосед. Они вместе выпивали, а потом поссорились. В результате мужчина ее изнасиловал и убил. В доме было очень много крови потерпевшей, а кровь выступает в качестве консерванта запаха. Подозреваемого нашли оперативники, и запаховая экспертиза подтвердила его вину. 

Наличие биологических следов определяют с помощью тест-полосок. Например, на фото «Гемофан». С его помощью можно установить, что в красных пятнах на стене содержится гемоглобин, а значит, это кровь Фото: Амир Закиров

Помогают вспомнить детали преступления

Недавно Кирилл Лапин общался с подозреваемым. Тот с удовольствием бы все рассказал, но сам ничего не помнит, потому что был пьян. 

— В таких ситуациях включаем голову. Например, нож чистый. Скорее всего, его мыли в ведре под раковиной. «Гемофан» дает реакцию на кровь в ведре. На месте преступления есть стиральная машина. Мог подозреваемый положить туда нож? Да, и «Гемофан» снова дает реакцию, — говорит следователь-криминалист. 

Потом восстановленную картину рассказывают подозреваемому, и он сам вспоминает новые детали.    

«Порой не спим всю ночь»

Следователь-криминалист Антон Злобин Фото: Амир Закиров

Следователь-криминалист Антон Злобин попал в профессию, как и многие: выучился на юриста, отработал общественным помощником, и с 2013 года стал следователем. В отделе криминалистики работает уже пять лет. 

Мужчина признается, что часто приходится не спать по ночам. Порой следователи не спят по полтора дня. Пока правоохранители не добьются результата, они не уходят с работы. Этим летом, например, следователю пришлось работать всю ночь под ливнем по делу о пропаже женщины. 

— Днем к нам обратились сестры пропавшей. Женщина жила с мужчиной в частном доме, характеризовалась положительно, никогда надолго не уходила из дома. Тем более ждала сына из армии и собиралась устроить праздник, — говорит Антон Злобин.

О пропаже родственникам сообщил сожитель, он же и показал смс от второй половинки, где та сообщила, что уходит от него.

Сотрудники приехали к ней домой. Все было аккуратно, но атмосфера вызывала подозрение: на стене обнаружились маленькие замытые пятна крови. 

Сожителю стало плохо и его увезли в больницу. При этом он плакал, хотя в принципе, по рассказам близких, был не очень эмоциональным человеком. 

С помощью мобильного источника криминалистического света следователи могут увидеть замытые следы крови, спермы и других биологических жидкостей Фото: Амир Закиров
Использовать мобильный источник криминалистического света нужно в очках, чтобы не повредить глаза Фото: Амир Закиров

По камерам сотрудники увидели, как мужчина выносил огромный мешок.Поэтому следователи разделились: часть отправились на полигон за мусоровозом, часть пошли под ливнем прочесывать частный сектор.

На одном из домов обнаружили еще одну камеру. По записям правоохранители увидели, как бежал мужчина с огромным свертком.

— В стороне, куда бежал мужчина, было место работы сожителя. Мы отправились в ту сторону. Там находились поля, а на полях заросший овраг. Сотрудники увидели, что ветки сломаны. Они спустились туда и увидели на дне тело женщины, — рассказывает следователь-криминалист. 

По пути правоохранители подобрали самый обычный платок, который лежал в грязи. Оказалось, что именно с его помощью сожитель задушил женщину. На платке обнаружили его генотип. 

Подозреваемый находился в коме, оказалось, что он специально напился таблеток. Когда врачи спасли его, мужчину удалось допросить. Оказалось, что он был ранее судим. Об этом узнала сожительница и сказала, что им нужно расстаться. Ночью мужчина задушил ее и отнес тело в овраг. В тот же день собрал постельное белье, на котором ее убил, и выбросил. Его найти на полигоне не удалось. Мужчина написал себе с ее телефона смс: «Дорогой, я пошла гулять с подружкой». Со своего телефона ранним утром от ответил: «Милая, ты где? Я переживаю». 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Истязание детей, банда цыган и инспектор-взяточник: 4 дела ижевских следователей

Разбирал завалы на Удмуртской, 261 и эвакуировал людей при взрывах в Пугачево: откровения спасателя из Ижевска

Машинист поезда из Ижевска: «За малейшее превышение скорости нас могут понизить в должности»