Top.Mail.Ru
6 декабря 2019 13:06
Криминал

Как один из лучших сотрудников уголовного розыска Ижевска оказался на скамье подсудимых?

Мужчина получил шесть лет и девять месяцев лишения свободы

Сергей Грачёв
Сергей Грачёв

Шесть лет и девять месяцев лишения свободы получил 34-летний экс-заместитель начальника отдела полиции №4 Станислав Сабир за превышение должностных полномочий и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Почему сотрудник правоохранительных органов оказался на скамье подсудимых?

Из лучшего по профессии в фальсификатора

Казалось бы, Сабир был на хорошем счету: в 2007 году вошел в число лучших сотрудников уголовного розыска Ижевска по итогам городского конкурса «Лучший по профессии», занимал достаточно высокий пост. Но в 2016 году, по версии следствия, он захотел улучшить показатели служебной деятельности возглавляемых им оперативных подразделений отдела полиции и получить дальнейшее продвижение по службе. И ради этого мужчина пошел на преступление.

В 2015 году он познакомился с неким Агаевым – «выявил противоправную деятельность по даче взятки», как прокомментировали на условиях анонимности «КоммерсантЪ-Удмуртия» в следственном отделе по Устиновскому району Ижевска Следственного управления СК России по Удмуртии. А в 2016-м Станислав Сабир решил фальсифицировать доказательства в отношении Агаева по ст. 228 («Хранение наркотических средств») и ст. 228.1 Уголовного кодекса России («Сбыт наркотических средств»).

Бывший сотрудник МВД организовал тайник в лесопосадке по улице Барышникова в Ижевске более килограмма марихуаны, а потом вместе с двумя своими сослуживцами, которые не знали о его плане, задержал потерпевшего якобы по подозрению в сбыте наркотика. При личном досмотре у Агаева обнаружили более 10 г марихуаны.

По версии следствия, Сабир лично подкинул в одежду потерпевшему наркотики

В результате мужчину арестовали и возбудили уголовное дело за хранение и сбыт наркотиков. Однако позже сотрудники ФСБ выявили факты о фальсификации. Дело прекратили, Агаева в конце 2016 года реабилитировали. Как сообщили в пресс-службе МВД по Удмуртии, полицейского уволили 6 октября 2016 года за совершение проступка, порочащего честь сотрудника внутренних дел.

Апелляции с обеих сторон

После увольнения уголовное преследование началось уже в отношении самого Сабира. Дело рассматривалось дважды. В первый раз обвинительный приговор отменили по результатам апелляции и отправили в суд для рассмотрения по существу. По результатам второго рассмотрения экс-полицейского приговорили к семи годам лишения свободы в колонии общего режима и лишили права занимать определенные должности сроком на два года и шесть месяцев.

Но второй приговор тоже обжаловали в Верховном суде Удмуртии – как сам осужденный, так и потерпевший с помощником прокурора.

Апелляционное определение вынесли 31 октября 2019 года

Согласно опубликованному документу, Станислав Сабир частично признал вину – в части фальсификации. Но вот превышение должностных полномочий и хранение наркотиков признавать отказался.

Кроме того, в апелляционной жалобе адвокат осужденного указал, что суд неверно квалифицировал действия Станислава Сабира, проигнорировал некоторые показания свидетелей и не учел того, что обнаруженная и изъятая в лесопосадке марихуана отличается по растительному составу от обнаруженной и изъятой из кармана куртки у потерпевшего.

Со стороны защиты были и другие претензии: якобы суд нарушил право подсудимого на защиту, дал неправильную оценку исследованным доказательствам, а некоторым обстоятельствам и вовсе не дал оценку, например, не проверили версии о том, что наркотик потерпевшему в одежду положил не бывший полицейский, а в лесу марихуану оставил кто-то из родственников потерпевшего, которые ранее «занимались наркотиками».

Экспертиза подтвердила принадлежность следа, оставленного в лесополосе, обуви потерпевшего, но суд решил, что тот туда даже не заходил

В результате Сабир просил оправдать его по п. «в» ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса России («Превышение должностных полномочий»), ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса России («Приобретение и хранение наркотиков»), срок наказания по ч. 4 ст. 303 Уголовного кодекса России («Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности») снизить, а также уменьшить сумму процессуальных издержек в размере 200 тысяч рублей, взысканных в пользу потерпевшего за услуги адвоката.

Кстати, расследования в отношении Агаева и Сабира вел один и тот же следователь

А вот потерпевший и его адвокат напротив посчитали меру наказания чрезмерно мягкой и просили взыскать с экс-полицейского 1 миллион рублей в счет возмещения морального вреда и 1,05 миллиона рублей в счет возмещения процессуальных издержек, понесенных на оплату услуг представителя.

Гособвинитель разделил точку зрения по мягкости наказания и даже просил отменить приговор и направить уголовное дело на рассмотрение в ином составе суда.

В результате Верховный суд сохранил обвинительный приговор, но смягчил наказание с семи до шести лет девяти месяцев лишения свободы, лишил права занимать определенные должности сроком на два года три месяца, а также обязал возместить потерпевшему расходы в сумме 200 тыс. руб. на оплату вознаграждения своего представителя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: