Из-за пандемии коронавируса десятки тысяч россиян начали отменять свои отпуска, потому что границы с другими странами закрыты, а из-за режима самоизоляции сложно не то что выехать в другой город, даже выйти в соседний двор.
Не все туроператоры оказались готовы (и даже способны) из-за кризиса вернуть людям деньги за сорванные планы. В такой же ситуации оказалась семья ижевчанки Кристины, вложившая в путевку почти сто тысяч рублей. Разбираемся, как можно законно вернуть свои деньги и стоит ли вообще это делать.
Где наши 88 тысяч?
Путевку в Турцию на майские праздники Кристина и ее близкие купили еще в январе. Коронавирус тогда регистрировали, в основном, в Китае, и ни о какой пандемии не было даже мысли. Но когда инфекция стала распространяться по всему миру, семья задумалась о возврате путевки.
– Первый раз хотели вернуть в начале февраля, когда начиналась история с коронавирусом в России уже. Но тогда нас вроде убедили, что все нормализуется, и мы решили не торопиться. Тем более, что штрафы до конца апреля не менялись бы. На днях уже решили точно, что даже если все успокоится к маю, никуда не полетим и лучше вернём деньги, – рассказывает девушка.
Теперь, когда все организации в Ижевске временно закрылись – работу приостановили и туроператоры. Пока они «на удаленке», заявления на возврат средств не принимают. Но обещают, что деньги владельцу вернутся в полном объеме.
В отпуск в этом году семья уже не собирается по понятным причинам. А в условиях кризиса вложенные в тур 88 тысяч рублей для семьи с ребенком лишними точно не будут. Вот только вернутся ли они? В договоре девушки есть пункт о том, что «агентство освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если такое неисполнение произошло вследствие действий обстоятельств непреодолимой силы». Пандемия, как известно, таковым является.
– Но тур наш аннулировали, насколько я понимаю, все равно. И вот возникают вопросы – насколько вообще сейчас реально ждать своих денег, и могут ли они так тянуть и отменять платежи, хотя договоры аннулируются? – спрашивает ижевчанка.
И вроде бы возвращать деньги не отказываются. Но конкретных механизмов не проговаривают. Менеджеры уверяют, что все хорошо и средства вернутся, но Кристина переживает — вдруг это просто уловка, чтобы дождаться, когда сработает тот самый пункт договора. А куда и с какими заявлениями обращаться — не знает.
Утром деньги – вечером отпуск
Понять любое турагентство в такой ситуации можно. Если оно разом вернет всем клиентам деньги, то просто обанкротится. Поэтому даже Федеральное агентство России по туризму предложило прибегнуть к депонированию — когда оператор сохраняет деньги у себя, а вы можете воспользоваться ими в течение, например, года.
А вот ижевчанка Софья не только отменила путешествие в Индию, но и забрала деньги.
— Мы брали путевку в Гоа. В марте Индия прекратила выдачу виз и отозвала все уже выданные. Наш тур аннулировали. Представители турфирмы предупредили нас, что сумма вернется «в порядке очередности», и из нее могут вычесть расходы туроператора. Ждать денег пришлось около двух или трех недель, однако сумма вернулась в полном размере.
Что говорит закон?
Такие «перебросы» денег законодательством не запрещены. По крайней мере, так турфирмы могут спасти себя от банкротства. Но если клиент все-таки решит вернуть деньги – закон будет на его стороне.
– При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, – говорится в ст. 14. ФЗ №132 «Об основах туристической деятельности в России».
Иными словами, возникшая в соседней стране опасность заразиться коронавирусом является достаточным поводом, чтобы расторгнуть договор с турфирмой и вернуть свои деньги. Вне зависимости от того, что написано в этом самом договоре. Адвокат Максим Белоковыльский поясняет – положения договора, даже если он подписан, не могут противоречить законодательству. Поэтому, если деньги возвращать отказываются, можно подавать в суд. Он будет на вашей стороне.
Впрочем, эксперты советуют – если есть возможность не банкротить туроператоров и оставить деньги на их счету – лучше с ними не судиться. В противном случае через год мы рискуем остаться вообще без турагентств.
В любом случае, советует адвокат, если вы решили оставить деньги на счету организации, внимательно читайте новый договор и смотрите, что подписываете. И помните, что предложить задепонировать средства турфирма может, а навязать это как единственный выход – нет. Впрочем, если все станут требовать у компании свои деньги назад, и она обанкротится, то процесс возврата может затянуться на несколько лет.
По тем же самым условиям можно вернуть и авиабилеты (по зарубежным перелетам). Список контактов основных авиаперевозчиков расположен на сайте Ростуризма.
Что с поездками внутри России?
Здесь работают законы России. Ничего не поменялось, кроме тех случаев, когда компания сама решила пойти навстречу клиентам. Например, РЖД из-за коронавируса позволяет вернуть даже невозвратные билеты до 1 июня. Также при возврате всех билетов не будет взиматься так называемый сервисный сбор. Подробности о возврате ж/д билетов можно прочитать здесь.
Вернуть билеты «Ижавиа» тоже можно, однако в этом случае сбор все-таки удержат. С подробностями по возврату можно ознакомиться здесь.