Читатели IZHLIFE порой задают нам различные вопросы, а мы стараемся на них отвечать. Например, ижевчанка Алена интересуется тонкостями начислений за общедомовые траты (ОДН).
«Слышала, что поменялись правила расчета за ОДН и что скоро будет какой-то перерасчет. Мы что, будем теперь платить больше?» – беспокоится женщина.
Разбирались во всех нюансах вместе с председателем «Объединения советов домов Удмуртии» и членом Общественной палаты России Александром Евсеевым.
Что изменилось?
Для начала немного матчасти. Общедомовые начисления, или ОДН, – это расходы, которые тратятся на нужды дома: мытье полов, освещение в подъезде, полив цветов на придомовой территории. К таким ресурсам относятся:
-
холодная вода;
-
горячая вода;
-
водоотведение;
-
электричество.
Отопление, конечно, тоже используется в подъездах. Но обогрев в общих помещениях не выносится в отдельную строку в платежке, а сразу суммируется с потреблением в квартирах.
Что изменилось? Раньше общедомовые расходы начисляли по нормативу, если жители не проголосовали за то, чтобы платить по факту. Сейчас их тоже будут начислять по нормативу, но раз в год придется делать перерасчет на основе данных счетчиков. Если до этого жители выбрали оплату по данным приборов учета, ничего не изменится.
Начисляют плату так: берут показания общедомовых приборов учета (сколько ресурса поступило во все здание) и вычитают из них показания всех счетчиков в квартирах (сколько потратили жители). Разница – это и есть общедомовые расходы. Перерасчет делают в первом квартале года, который идет за расчетным. То есть за 2022 год жители получат корректировку в январе-марте 2023.
Сложно сказать, как перерасчет скажется на платежках. В каждом доме это индивидуальная история. Кому-то придется доплатить, а у кого-то, возможно, корректировка покроет расходы на несколько месяцев
Как сэкономить на общедомовых расходах?
Основных способов экономии, по словам Александра Евсеева, два: обеспечивать передачу показаний во всех квартирах и следить за неучтенными ресурсами. Сейчас расскажем подробнее, что это значит.
Для начала – чтобы лишняя сумма не «уходила» в общедомовые расходы, все жильцы должны передавать показания счетчиков. Иначе неучтенные данные ложатся на плечи остальных. Конечно, уследить за каждым сложно, но можно найти решение проблемы. Например, совет дома может обходить каждую квартиру и подавать данные организованно. А можно создать систему «умный дом», чтобы показания уходили сами.
«Конечно, систему дистанционной передачи обычно делают, когда уже не требуются другие работы в доме. Это дорогостоящий вопрос. Но я лично знаю один пятиэтажный дом на Буммаше, который в свое время смог отремонтировать и крышу, и сети, а деньги при этом продолжали собирать. Поскольку деньги имеют свойство обесцениваться, лучше их вкладывать в жилье. И тогда они решили создать систему дистанционной передачи показаний», – рассказал Александр Евсеев.
Если забыть передать данные счетчиков в квартирах, это может перейти в общедомовые расходы
Второй важный момент, который поможет сэкономить, – это наблюдать за расходами соседей. К сожалению, бывают следующие ситуации:
-
в квартире прописан один человек, а живут пять, счетчиков нет. В таком случае жильцы платят по нормативу за одного, а за остальных доплачивают соседи;
-
сосед, чтобы сэкономить на ресурсах, вмешивается в работу счетчика;
-
человек, который платит по нормативу, расходует слишком много ресурсов (например, ставит майнинговую ферму).
Во всех этих ситуациях из-за недобросовестных соседей страдают другие жильцы.
«Неучтенные траты сильно влияют на общедомовые расходы. Если есть такие подозрения, нужно выходить с управляющей компанией и выявлять несанкционированные подключения», – говорит председатель «Объединения советов домов Удмуртии».
Что делать, если нет общедомовых счетчиков?
Если нет общедомовых приборов учета, то и перерасчета по факту раз в год, соответственно, не будет. Но счетчики можно установить.
В случае, если речь идет об электроэнергии, достаточно просто обратиться в управляющую компанию. Там сделают заявку в сетевую организацию, и прибор появится в доме в течение полугода.
Если нет общедомовых счетчиков на воду и водоотведение, нужно принять решение об их установке на общедомовом собрании. Деньги можно взять из средств на текущий ремонт. Если у дома спецсчет, то можно воспользоваться средствами из капитального. После этого управляющая компания решает вопрос.
А когда счетчики установлены – остается только следить за тем, чтобы дом не расходовал слишком много ресурсов, чтобы все данные были учтены, и тогда получится сэкономить.