Как сообщили федеральные СМИ со ссылкой на главу компании «Дом.РФ» Виталия Мутко, срок службы старых лифтов в России собираются продлить еще на пять лет. При этом в связи с требованиями Таможенного союза все лифты, прослужившие 25 лет, планировалось заменить на новые до 15 февраля 2025 года. Однако уложиться в срок вряд ли получится.
В Удмуртии на сегодняшний день остается около 1,3 тыс. старых лифтов. При этом темпы обновления лифтового парка в республике нельзя назвать интенсивными. Так, с 2019 по 2022 год в Удмуртии заменили всего 407 лифтов, а к началу 2024 года эта цифра приблизилась к 700. Что касается планов на 2024 год, то, согласно ранее озвученным данным, заменить собирались порядка 140 лифтов. Чтобы уложиться в срок, придется менять не менее 200 лифтов каждый год, в то время как оборудование будет и дальше устаревать.
Вопросы о замене лифтового оборудования IZHLIFE задал председателю Объединения советов домов Удмуртии, эксперту комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России Александру Евсееву.
Продлят – не продлят?
Как выяснилось, срок службы лифтов пока еще не продлен.
«Окончательных решений пока нет. Это предварительные обсуждения, и их, к слову, уже было несколько на разных уровнях. С юридической точки зрения это решение не Российской Федерации, а межгосударственное. Придется менять регламент Таможенного союза, куда, кроме России, входит еще четыре государства: Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызская Республика. Они должны совместно выработать решение», – объясняет Александр Евсеев.
Что будет, если члены этого союза не поддержат предложение России сместить сроки, – не знает никто. Впрочем, надежду вселяет тот факт, что один раз их уже переносили. Изначально страны собирались заменить старые лифты до 2020 года, но не получилось. Не получается и сейчас.
«Проблема в том, что денежных средств на замену лифтового оборудования в требуемом объеме не нашлось. Соответственно, сейчас у России назрела необходимость эти сроки продлить. Это могут сделать, но если продлевать их бесконечно, есть риск увеличения количества аварий из-за старого оборудования. А это риск травм и даже угроза жизни людей», – говорит эксперт.
Таким образом, продление действительно вероятно. Иначе в 2025 году придется просто отключить более 70 тыс. подъемников по всей стране. Впрочем, еще непонятно, что хуже – тысячи неработающих лифтов или тысячи лифтов, которые могут вот-вот сломаться.
Почему в Удмуртии так медленно меняют лифты
Несмотря на то, что проблема затрагивает все государство, замена лифтов – это ответственность регионов. Лишь один год на эти нужды выделялась федеральная субсидия, сейчас ее нет. В каждом из субъектов РФ своя ситуация. Удмуртия, к сожалению, находится в числе отстающих.
«Темпы замены лифтового оборудования в Удмуртии намного ниже, чем в среднем по России. Уникальность ситуации в Удмуртии заключается в том, что наибольшее количество собственников выбрали для себя способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. В большинстве регионов средства накапливаются на счете регионального оператора, и лифтовое оборудование там меняют в первую очередь», – рассказывает Александр Евсеев.
У домов со спецсчетом в Удмуртии все иначе. Решение о процедуре замены лифта принимается на общем собрании собственниками. Однако стоимость замены одного лифта в среднем составляет около 3 млн рублей, а каждом доме их может быть несколько, в зависимости от количества подъездов. Домов, чьи накопления могут покрыть подобные расходы, крайне мало. Чтобы облегчить ситуацию, в республике предусмотрена субсидия. Если на счете дома уже есть 80% от всей суммы, то 20% доплачивает государство. Если точнее, 6% – муниципалитет и 14% – регион. Только чаще всего на счетах не набирается и этих 80%.
Чтобы не остаться без лифтов, у собственников, как и прежде, есть два варианта. Либо принять на общедомовом собрании решение об увеличении взносов за капремонт, либо найти подрядчика, который согласится дать рассрочку. Например, 50% суммы собственники вносят сразу, а еще 30% платят постепенно.
«Сейчас эта возможность активно используется, многие подрядные организации начали выдавать собственникам рассрочки до пяти лет», – отмечает председатель Объединения советов домов Удмуртии.
Ранее говорилось и о возможности взять кредит на замену лифтового оборудования, однако в Удмуртии за последние 2-3 года таких примеров не было – слишком велика ставка Центробанка.
Кстати, существует и третий вариант, но на него не приходится слишком уж полагаться. Если лифт старше 25 лет, но все еще «неплохо бегает», можно продлить срок его службы по заключению специализированной экспертной организации. Провести комиссию может управляющая компания – и все лифты старше 25 лет проходят эту процедуру с определенной периодичностью (как правило, раз в три года). Но и здесь есть нюанс: продление предусмотрено только до февраля 2025 года, то есть фактически не имеет сейчас особого смысла. Разве что Таможенный союз все-таки примет решения сдвинуть сроки на 2030 год. Тогда «продлить» до этого времени можно будет и 30-летний лифт, если он, конечно, действительно будет в хорошем состоянии.
О сроках и финансах
В 2024 году на замену лифтов в республике из республиканского бюджета выделено более 150 млн рублей. По словам Главы Удмуртии Александра Бречалова, этих средств хватит, чтобы помочь жителям региона поменять 383 лифта. А если желающих окажется больше, то могут быть выделены и дополнительные средства. Проблема в том, что одного желания недостаточно, нужна еще определенная сумма на спецсчете дома. Кроме того, собственникам следует иметь в виду, что размер субсидии рассчитывается, исходя из минимальной стоимости лифта, но большинство предложений будут дороже, и разницу также придется оплачивать жильцам.
Также немаловажно успеть подать заявку в Минстрой. Вернее, собрать деньги и найти подходящего подрядчика (обязательно из реестра квалифицированных подрядных организаций), который эту заявку сделает. Определенных сроков здесь нет. По словам Александра Евсеева, как только в бюджете появляются лимиты, Минстрой объявляет сбор заявок. Информация об этом публикуется на официальном сайте министерства. Когда средства оказываются распределены, опоздавшим собственникам остается лишь заключать договоры с подрядчиками и ждать, когда заявки начнут принимать снова. Так, примерно половина выделенных 150 миллионов на самом деле направлена на замену лифтов, работы по которым начались еще в конце 2023 года.
Сам по себе процесс замены тоже небыстрый. Четкого регламента по срокам нет, длительность работ обычно прописывается в договоре с подрядной организацией. Но тем, кто меняет лифт, следует приготовиться к пешим подъемам по лестнице в течение 1-2 месяцев. Однако это лучше, чем остаться вообще без подъемника.