Когда смотришь очередной детективный сериал, кажется, что криминалисты могут буквально все: установить по одному волосу преступника и определить время гибели человека по траектории удара в голову. Так ли это на самом деле, IZHLIFE выяснял в экспертно-криминалистическом центре МВД по Удмуртии.
Лабораторию ДНК открыли только два года назад
Центр находится в здании бывшей школы милиции в поселке Машиностроителей. Здесь до сих пор учатся студенты, но часть помещений занимают лаборатории. Тут проводят дактилоскопические исследования, изучают следы, документы, почерк, огнестрельное и холодное оружия, портреты, проводят исследования в области физики, химии и медицины.
– Многие, насмотревшись фильмов, думают, что ДНК-тесты сейчас делают чуть ли не на коленке в каждом отделении полиции. Оказывается, лаборатория ДНК в Удмуртии появилась только два года назад. Благодаря ей в последнее время стали раскрывать тяжкие преступления прошлых лет, – рассказал заместитель начальника экспертно-криминалистического центра МВД по республике, подполковник полиции Виталий Машковцев.
В прошлом году появилась радиотехническая лаборатория. Таких по всей стране всего семь.
Что делают в радиотехнической лаборатории?
Здесь исследуют технические средства, с помощью которых совершали преступления. Среди таких средств – скрининги, которые вставляют в банкоматы для «снятия» данных пользователей, или «ключи» для взлома автомобилей.
– У устройства есть память. Ее данные были получены и проанализированы. Микросхема у брелока та же самая, что и у ключа от машины. Но туда был записан другой программный код, – поясняет Всеволод Фанов, эксперт отдела технических экспертиз.
Как отличить мужской череп от женского?
Об этом могут рассказать в лаборатории биологических и медико-криминалистических экспертиз. На входе журналистов встречают сразу три черепа, один из них – сильно почерневший от хранения в неподходящих условиях – стоит на подставке. Еще два лежат на столе. Как раз над ними сейчас работает главный эксперт отдела биологических и медико-криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра МВД по Удмуртии Станислав Блинов.
– Этот череп мужчины извлечен из реки Кама. Смерть наступила в результате утопления. Труп был скелетирован. По черепу я определил, что это мужчина в возрасте 50-60 лет. Я сделал реконструкцию лица. Здесь наиболее достоверно отображены форма и черты лица, положение глазных щелей, размер носа, ширина, положение рта. Приближенно – форма глаз, брови, кончик носа, – объясняет эксперт.
Среди черепов есть и уникальный – в нем совместились 11 достоверных признаков мужчины. Такое встретишь редко. Только вот кому он принадлежит, до сих пор неизвестно.
– Мужской череп больше, тяжелее. У мужчин более развитые углы у челюстей: так сложилось исторически. Но у некоторых женщин, особенно деревенских, тоже такое встречается. Наверное, они едят много мяса.
С помощью подобной экспертизы находят пропавших людей. Если есть фотографии или рентгеновские снимки пропавших, их сличают с черепом в специальной программе. Если все совпало, то можно считать пропавшего найденным.
Когда человека идентифицируют, его либо отдают родственникам для захоронения, либо хоронят за государственный счет.
Зачем использовать для экспертизы коллекцию оружия?
У экспертов-баллистов есть примерно 70-80 единиц оружия – от маленького дамского револьвера до карабина. Все это нужно, чтобы по гильзе определить, из чего стрелял потенциальный преступник.
– Была банда, которая гастролировала по всей России. Она ограбила банк в Ижевске и прострелила голову охраннику. Он остался жив. На месте преступления изъяли пулю. Потом, в том числе благодаря экспертизе, банду удалось задержать. На них было много эпизодов, – делится Павел Никитин, старший эксперт отдела криминалистических экспертиз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Было – стало: как изменилось здание бывшего кинотеатра «Дружба» после реконструкции
Грузовик с подогревом и пылесос для луж: как ремонтируют аварийные участки на дорогах Ижевска?
65-летняя ижевчанка попала в мировой топ блогеров-пенсионеров