О том, что в школах существует травля или, как это явление сейчас называют на западный манер, буллинг, знают, наверное, все. В советские годы школьные задиры обижали рыжих и очкариков, в 90-е жертвами чаще всего становились те, кто «не так одет» и «не то слушает». В XXI веке буллинг стал приобретать все более изощренные формы. Он перебрался в соцсети, дети начали снимать издевательства на видео. Один из относительно свежих примеров – то, что произошло в 2019 году в Ижевске. Школьники собрались подальше от посторонних глаз и жестоко избили одноклассницу. Весь процесс избиения и унижения они засняли на видео, после чего выложили на всеобщее обозрение.
Вместе с тем в последние годы травля все реже остается незамеченной. И если раньше взрослые позволяли себе считать ее просто «детскими играми», то теперь к проблеме буллинга стали относиться гораздо серьезнее. О том, откуда берется подростковая агрессия и как не допустить травли в детских коллективах, IZHLIFE спросил у экспертов – уполномоченного по правам ребенка в Удмуртии Ольги Авдеевой и детского психолога, специалиста по семейным и детско-родительским отношениям Натальи Половайкиной.
Виноватых нет
По словам Ольги Авдеевой, буллинг ни в коем случае не нужно путать с конфликтом. Конфликт – это разовое столкновение интересов, а буллинг – регулярное и беспочвенное унижение одного человека другим. Обычно агрессор просто выбирает себе жертву, которая не способна противостоять ему, а предлог для преследования может быть каким угодно.
В отличие от рядового конфликта буллинг – это не две стороны, а три. Третья сторона – это наблюдатель.
«Буллинг всегда происходит на глазах у общественности. И на самом деле все эти стороны – жертвы, даже агрессор. Он ведет себя подобным образом не потому, что он плохой по умолчанию. Просто он испытывает сложности, которые ему никто не помог решить. Наблюдатели в этой ситуации также находятся в состоянии стресса, так как осознают: они могут стать следующими», – поясняет Наталья Половайкина.
Причем буллинг – это не проблема конкретных ребят, а проблема всего коллектива.
Что такое эмоциональный интеллект и почему его нужно развивать
По мнению Натальи Половайкиной, проблема заключается в том, что взрослые не учат детей общаться друг с другом. С 3-4 лет у малышей нужно развивать эмоциональный интеллект, то есть способность осознавать свои чувства и границы, а также понимать и принимать чужие.
«Многие родители не уделяют этому должного внимания. Они отдают чадо в «развивашки», заботятся о том, чтобы ребенок научился читать, писать и считать лучше и раньше других. Но мало кто учит ребенка разговаривать, общаться и правильно воспринимать окружающих. А это тоже навык. Обязательно нужно говорить ребенку, что все люди разные: они по-разному выглядят, говорят, думают, они по-разному одеты. И все они нормальные. В мире нет ненормальных людей», – рассказывает психолог.
И не нужно бояться, что ребенок с развитым эмоциональным интеллектом сам станет жертвой буллинга. Как раз наоборот, имея перед собой широкий выбор взаимодействия со сверстниками, такой ребенок сможет легко обойти опасную ситуацию. А вот дети, эмоциональный интеллект которых не развит, ведут себя как наши далекие хвостатые предки. Они применяют силу для установления иерархии либо позволяют безнаказанно унижать себя тем, кто так поступает. Это и не удивительно. Не имея достаточного жизненного опыта и взрослого мышления, дети часто обращаются к врожденной модели поведения и поддаются эмоциям, даже если они в этой ситуации неуместны. А отвечающие за процессы торможения лобные доли мозга у подростков развиты не более чем на 60%, полноценно контролировать свои реакции люди могут лишь лет с 23. Кроме того, у детей, не имеющих каких-либо реальных достижений и не обученных общаться, агрессия к окружающим нередко становится средством получения внимания. Но в обществе насилие не должно быть нормой.
Дети сами хорошо понимают, кого буллят, – тех, кто не может за себя постоять, несмелых и робких. Они также четко понимают, кто такой буллер, – это ребенок, которому чего-то не хватает.
«Возможно, буллер сам подвергается унижению дома, возможно, даже физическому насилию. В школе он ищет слабого, чтобы отыграться, потому что дома взрослые и у него пока нет сил с ними тягаться. Ключевое слово здесь – «пока». Мы всегда говорим об этом с родителями. Ведь ребенок, который чувствует себя успешным, чувствует уважение к своей личности, не самоутверждается через жестокость к слабым», – объясняет Ольга Авдеева.
Как понять, что ребенка травят в школе
Довольно часто родителям даже невдомек, что у их ребенка есть какие-то проблемы в общении со сверстниками. Как буллеры, так и их жертвы обычно ничего не рассказывают дома. В этом нет ничего удивительного – такие дети, как правило, не имеют со старшими доверительных отношений. Разговор о школе в подобных семьях обычно сводится к нескольким фразам: «как дела в школе?» – «нормально». Родителям нужно наладить с ребенком контакт, иначе они и дальше будут оставаться в полном неведении относительно того, чем он занимается и какие отношения у него в классе.
Есть, конечно, и косвенные признаки, свидетельствующие о возможной травле. Это:
-
Негативное отношение ребенка к школе. Он не хочет ходить на занятия, прогуливает или прикидывается больным, а иногда и правда заболевает – на нервной почве.
-
Плохое настроение после школы, слезы без видимой причины.
-
Односложные ответы на вопросы о школьной жизни.
-
Порванные или грязные рюкзак и одежда, сломанные школьные принадлежности.
В отличие от родителей учителя травлю видят. Но, согласно опросам, дети редко ждут от педагогов поддержки. Уполномоченный по правам ребенка называет подобное недоверие очень плохим знаком, который свидетельствует о равнодушии некоторых учителей. Кто-то из них не знает, как решить сложную ситуацию, поэтому не делает замечаний. А кто-то осознанно позволяет сверстникам «проучить» неудобных для учителя детей.
Как бороться с буллингом
Классическая, казалось бы, схема «развести по углам» с буллингом не работает. Еще хуже, когда учитель, не разобравшись, решает наказать «зачинщика». Нередко попытки защититься просто путают с агрессией, и влетает не зачинщику, а жертве.
«Но если учитель предложит помощь не в формулировке «я найду и накажу виновных», а в формулировке «я помогу вам разобраться и поступить правильно», неужели дети не обратятся к такому педагогу?» – рассуждает Наталья Половайкина.
Еще одна ошибка взрослых – приказывать ребенку дружить с тем, с кем он не ладит. Это подмена понятий. Ребенок не обязан ни с кем дружить, а вот уважать чужие чувства и интересы он должен научиться.
Дать сдачи – тоже крайне плохой совет. Он может привести к ужасным последствиям. Ребенок должен понимать, что действовать можно не только кулаками.
Как же взрослым поступить правильно? В первую очередь, разобрать с ребенком все происходящее. Почему одноклассник лезет в драку? Что у него не так в жизни? И как можно отреагировать на его поведение, чтобы никому в итоге не было плохо?
При этом следует объяснить ребенку, что если агрессор не понимает слов и продолжает свои нападки, следует все-таки позвать учителя. В такой ситуации родители также должны пообщаться с педагогом и родителями другого ребенка – спокойно, без претензий.
«С родителями и детьми мы говорим об ответственности. Унижение и угроза физической расправой – это уголовная статья. И фраза «ему всего 10 лет» – не аргумент. У нас есть центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей, который не пустует. Туда попадают по решению суда. Самому юному воспитаннику там сейчас семь лет. Мы объясняем родителям, что это учреждение, подведомственное МВД, а не Минобразованию, там решетки на окнах и все люди в форме. И попадание в такое учреждение так или иначе накладывает негативный отпечаток на будущее ребенка. Родители это, как правило, понимают», – говорит Ольга Авдеева.
Вместе с тем ребенка важно поддержать – это может сделать педагог или психолог. Главное, чтобы это был взрослый, который сможет понять, чего именно ребенку не хватает и как эту пустоту в его жизни заполнить, не причиняя никому ущерба.
Что делать, чтобы буллинга не было
Уполномоченный по правам ребенка в Удмуртии Ольга Авдеева признает, что оценить масштабы буллинга в регионе сложно. Что такое буллинг, знают практически все. И каждый второй ребенок утверждает, что наблюдал подобное в своем окружении или даже являлся жертвой. О том, что их травили в школе, также сообщили более 51% участников нашего анонимного опроса. Еще более 10% опрошенных сами в детстве являлись буллерами, и лишь 35% с травлей не сталкивались.
«Мы никогда не скажем, что у нас школы без буллинга, но сейчас этой проблемой стали активно заниматься. Мы не даем закрывать на нее глаза. Безусловным достижением является тот факт, что в 2022 году в органы полиции не поступило ни одного сообщения, тогда как в прошлые годы единичные резонансные случаи все-таки были. Отмечу, что реакция в тех ситуациях была мгновенная и правильная. Я считаю, что по отношению к буллингу должна быть позиция непримиримости», – говорит Ольга Авдеева.
Сейчас очень важно, чтобы учителя реагировали на травлю в классе и действовали правильно. Письменной инструкции по урегулированию таких ситуаций нет прежде всего потому, что каждая из них индивидуальна. Тем не менее у педагогов сформировано четкое представление о том, что делать, если один ученик преследует другого.
Помимо общения учителей с детьми и родителями существует еще одно средство – службы медиации или примирения. Они должны работать во всех школах, но, к сожалению, созданы пока не везде.
«Прежде всего это обучение детей бесконфликтной коммуникации. Например, на занятиях разыгрываются разные ситуации, и дети узнают, как себя в них вести. Есть медиативные службы на уровне муниципалитетов. Как пример мы часто приводим Игру. Там успешно функционирует такая служба. Если происходит конфликт, стороны садятся за стол переговоров, проговаривают причины того, что происходит, и вместе разрабатывают план выхода из ситуации», – объяснила уполномоченный по правам ребенка в Удмуртии.
Кстати, в последние годы доверие к школьным психологам существенно повысилось. Исчезло устоявшееся мнение, что тот, кто ходит к психологу, – это «псих». Также важной частью профилактики буллинга в детских коллективах стали совместные проекты и командообразующие мероприятия. Создавая для детей здоровую психологическую среду, мы помогаем им учиться общению и эмпатии. В таких коллективах просто нет места травле.