
Доверие к учителю падает, а тревожность родителей растет. Кто виноват в конфликтах и как наладить диалог, который пойдет на пользу детям? Во втором выпуске программы «Родительский чат» на радио «Гордость» (92.8 FM 12+) эксперт с многолетним стажем Надежда Заварзина разбирает острые вопросы современного образования и дает практические советы семьям.
Треугольник сил: родитель, учитель, ребенок
Вторая беседа в рамках «Родительского чата» на радио «Гордость» была посвящена, пожалуй, самой болезненной теме — взаимоотношениям между учителем, родителем и ребенком.
Почетный работник общего образования РФ, народный учитель Удмуртии Надежда Заварзина сразу обозначила главную проблему: классический треугольник потерял равновесие.
«Каждый участник образовательного процесса должен иметь меру ответственности и быть защищенным в своих правах. Он должен уверенно стоять на своих гранях и никого нельзя исключать из него», — считает эксперт.

Однако на практике это равновесие часто нарушается. Родители, перегруженные информацией и собственными тревогами, стали меньше доверять и школе, и педагогам. Они все чаще критикуют учебные программы и методы преподавания, требуя вернуть «традиционный» подход.
Критика вместо сотрудничества
Как отметила Заварзина, современное поколение родителей зачастую сосредоточено не на знаниях и развитии ребенка, а на формальных показателях — оценках. В любой проблеме немедленно ищут виноватого, и этим виноватым все чаще оказывается учитель.
«Родители пытаются уличить педагогов в некомпетентности, — констатировала Надежда Заварзина. — Жалобы часто строятся по принципу «ты виноват уже в том, что я так считаю».
Особенно остро это проявляется, когда встает вопрос о смене учителя. Эксперт отметила, что такое решение лучше принимать вместе с детьми, в интересах всего класса, а не на основе требований только самой активной группы родителей. Вмешательство, основанное на эмоциях, может нарушить права других детей.
Молодые кадры и закон педагогики
Еще один камень преткновения — молодые педагоги, которые не всегда соответствуют завышенным ожиданиям родителей. Надежда Заварзина отметила, что педагогические вузы не всегда выпускают хорошие кадры.
«Последнее время, чаще всего туда поступают те, кто не набрал высокие баллы на ЕГЭ», — говорит Надежда Заварзина.
Однако она призывает уважать профессию и не делать поспешных выводов, даже если учитель молодой.
«Вмешательство родителей часто нарушает весь учебный процесс. Неуважение родителей к учителю, даже молодому, — прямой путь к конфликту, последствия которого почувствует на себе ребенок», — подчеркнула она.
Важно помнить и о «законе педагогики»: ее результаты часто отложены во времени. Требовать сиюминутных успехов — значит не понимать самой сути воспитания и обучения. Доверие к школе и тактичное формулирование вопросов, а не ультиматумов, способны значительно облегчить учебный процесс для всех.
Манипуляции и ответственность: кто кого воспитывает?
Отдельно в беседе затронули тему детских манипуляций. Ребенок может искусно играть на противоречиях между родителями и учителями, создавая конфликты там, где их нет. Надежда Заварзина напомнила: если ученик пропустил материал, это в первую очередь зона его ответственности и ответственности семьи.
«Воспитание начинается в семье и должно продолжаться в школе, — заявила эксперт. — Семья формирует основы поведения. Гендерные стереотипы, например, не должны оправдывать плохое поведение мальчиков».
Школа дает знания, но фундамент — основы поведения, ценности, умение расставлять приоритеты и нести ответственность — закладывается дома. Успех возможен только при объединении усилий.
Что почитать и как действовать
В качестве помощи родителям Надежда Заварзина рекомендовала несколько книг. Среди них — работы классика педагогики Шалвы Амонашвили, оставившего «добрые советы о взаимоотношениях родителей и детей», притча Михаила Казиника по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» и практическое руководство Нины Зверевой «Семья: что надо, как жить счастливо с самыми близкими».
Что касается действий, то алгоритм в конфликтной ситуации должен быть таким:
-
Не спешить. Услышав от ребенка жалобу на учителя, не бросаться сразу в бой.
-
Выяснить причины. Выслушать все стороны — и ребенка, и педагога.
-
Анализировать, а не обвинять. Дети могут манипулировать, преувеличивать или неверно интерпретировать события.
«Учителя должны выстраивать человечные отношения с родителями и детьми, а уважение к ребенку — это основа», — резюмировала Заварзина.
В завершение программы прозвучали теплые поздравления учителям с наступающим профессиональным праздником. Но главным итогом эфира стал простой, но важный посыл: только в треугольнике «родитель-учитель-ребенок», где все стороны уважают и слышат друг друга, возможно настоящее образование. Образование, которое учит не только формулам и правилам, но и жизни.
Тема следующей беседы
Следующий эфир пройдет 5 ноября. Тема: как правильно мотивировать школьника, чтобы и учеба давалась легко и домашние дела выполнялись без лишних напоминаний. Свои вопросы вы уже можете отправлять в личные сообщения группы ВК или голосовыми сообщениями в телеграм-канал радио «Гордость».
Изображение от freepik