Top.Mail.Ru
17 мая 2024 20:30
Автомобили

Не Китаем единым: как в Ижевске возрождают производство автомобилей

И какие планы у «ИжАвто» на будущее

Первые за последние годы коммерческие автомобили Ижевского автозавода. Фото: Мария Бакланова
Первые за последние годы коммерческие автомобили Ижевского автозавода. Фото: Мария Бакланова

15 мая на Ижевском автозаводе торжественно запустили производство универсала LADA Largus. Событие примечательно для автолюбителей (Largus входит в первую десятку продаж в РФ за последние 10 лет), но рядовое для остальных. Знаковым для Ижевска его делает полноценное возвращение местного автозавода к жизни.

Последние годы автозавод переживал не лучшие времена. Весной 2022 году из-за нехватки иностранных комплектующих завод приостановил работу. Позже «АвтоВАЗ» и вовсе перенес производство LADA Vesta из столицы Удмуртии в Тольятти. Завод в Ижевске оказался в шаге от закрытия.

На пути к докризисному уровню

В последние 2 года Ижевский автозавод производил в основном комплектующие для автомобилей, которые собирались на других предприятиях «АвтоВАЗа». Завод покинули многие сотрудники, а некоторые его площади начали сдавать в аренду предпринимателям.

Схожая ситуация сложилась с LADA Largus из-за недостатка иностранных комплектующих. В сентябре прошлого года с официального сайта LADA даже пропали цены на эту модель. Largus мог стать историей. 

Кузов.jpg
Большинство деталей кузова LADA Largus производятся в Ижевске. Фото: Мария Бакланова

Выход из кризиса был найден при участии Правительства России. «АвтоВАЗ» привлек заемные средства и перезапустил Largus в Ижевске. 

«Денис Мантуров (первый зампред правительства РФ) настоял на сохранении производства в Удмуртии. Автомобили «Москвич» и LADA Vesta уже стали частью истории Ижевска, и эту уникальную историю надо сохранить вместе с людьми и их особой компетенцией», – заявил на церемонии открытия производства Largus Глава Удмуртии Александр Бречалов.

В прошлом году в Ижевск с тольяттинского завода перевезли 1 200 единиц оборудования, в том числе несколько роботизированных установок. Завод начал активно набирать и обучать персонал. Если в конце прошлого года на автозаводе трудились 1 500 сотрудников, то в мае штат «ИжАвто» составлял уже 2 400 сотрудников.

Ученик.jpg
Молодая сотрудница Ижевского автозавода обучается новому ремеслу. Фото: Мария Бакланова

«Было непросто пережить этот период. Многие думают, что Китай нас обеспечит автомобилями. Но я считаю, это не правильно. Нужно развивать и свой автопром», – заявил Бречалов на церемонии запуска Largus.

Новый Largus стал почти полностью российским

LADA Largus в Ижевске пока выпускается только в варианте Classic. Автомобиль в минимальной комплектации оборудован электростеклоподъемниками, подушкой безопасности, кондиционером и другими функциями, обеспечивающими необходимый минимум. В авто установлен 8-клапанный мотор на 1,6 литров мощностью 90 лошадиных сил.

Директор продуктовых программ и проектов «АвтоВАЗа» Олег Груненков называет двигатель главной «фишкой» автомобиля. По его словам, его мощность позволяет водителям чувствовать себя комфортно как в городском потоке, так и на загородных трассах.

Сборка двигателя.jpg
Largus оснащен 8-клапанным мотором на 1,6 литров мощностью 90 лошадиных сил. Фото: Мария Бакланова

Главным отличием ижевской LADA Largus стала ее локализация.

«Largus, который выпускался до 2022 года, был скорее импортным, чем российским. В нем было более 800 (55%) иностранных комплектующих. Сейчас в Largus 1 400 (почти 90%) деталей российского производства», – заявил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов.

Большинство из этих деталей производят в Ижевске. В частности, на Ижевском автозаводе изготавливают все лицевые панели кузова. Некоторые компоненты автомобиля продолжают выпускать в Тольятти, но в будущем их производство планируют освоить в Ижевске. Груненков уточняет, что в Largus осталось лишь 140 иностранных деталей – в основном это мелкие крепежи. Их поставляют из «дружественных» стран.

Сборка дверей.jpg
В LADA Largus остались 140 иностранных деталей (около 10%). Фото: Мария Бакланова

Еще одна маленькая, но значительная особенность обновленного Largus – новая опора со стопорным кольцом. Она позволит менять шаровые опоры без замены передних рычагов подвески.

Рекомендованная цена на новую LADA Largus – 1 660 000 рублей. На 10 тыс. рублей дороже обойдется грузовой вариант автомобиля.

Что ждет Ижевский автозавод дальше

В ближайших планах «ИжАвто» – возвращение к докризисному штату сотрудников (тогда на автозаводе трудились более 3 тыс. сотрудников). Новые руки заводу нужны неспроста.

К осени на автозаводе планируют начать выпуск LADA Largus в комплектации Comfort. До конца года на предприятии намерены выпустить в общей сложности 50 тыс. автомобилей LADA Largus, в 2024 году – 100 тыс. автомобилей. 

Линия сборки.jpg
Уже сейчас Ижевский автозавод может производить один автомобиль за 3 с половиной часа. Фото: Мария Бакланова

По словам Максима Соколова, темпы производства будут зависеть от спроса на модель. Производственные мощности уже сейчас позволяют собирать один автомобиль за 3 с половиной часа.

Еще одной вехой в истории Ижевского автозавода станет начало серийного производства полностью локализованного электромобиля LADA e-Largus. Первые образцы электрокара на заводе продемонстрировали в конце 2023 года.

Бречалов и Соколов.jpg
Александр Бречалов и Максим Соколов. Фото: Мария Бакланова

Борьба за возвращение автозавода к привычной жизни проходила не только в цехах, но и в кабинетах. Власти Удмуртии намерены получить от Правительства России дополнительные преференции, которые повысят конкурентоспособность ижевских автомобилей. В частности, реализовывать LADA e-Largus планируют по госпрограмме для высоколокализованных отечественных автомобилей. Благодаря господдержке ижевский электромобиль может получить 30% скидку.

Некоторые меры господдержки уже действуют. До конца 2024 «АвтоВАЗ» освободили от уплаты утилизационного сбора на всю продукцию Ижевского автозавода.