Для начала — немного терминологии. Агрегат, который мы называем «автоматической коробкой» имеет три, а точнее — четыре принципиально разные конструкции, которые объединяет лишь то, что водителю не требуется переключать скорости для движения вперед:
1) гидроавтомат — классическая АКПП, которая ставится на подавляющее большинство машин;
2) вариатор — бесступенчатый «автомат», он же CVT;
3) «робот» — обычная механическая КПП с приводами сцепления и переключения передач;
4) DSG/PowerShift — тот же «робот», но по сути объединяющий в себе две механические коробки с одним (на самом деле, двумя, один в другом) входным валом, далее будем называть его DSG. Особенности каждого из этих видов рассматривать в этой статье не будем.
Наш автоэксперт Андрей Зисман, директор магазина «Drive», ответил на вопросы наших читателей.
1. Стоит ли на светофорах переключать коробку на «паркинг» или «нейтраль» с целью сберечь ресурс «автомата» или сэкономить бензин?
Можно, но смысла в этом нет. На вариаторе никакой экономии не будет, на «роботах» имеет смысл с целью экономии ресурса привода сцепления, на некоторых современных гидроавтоматах коробка сама включает «нейтраль», водитель этого не замечает, на остальных экономия настолько незначительна, что не будет заметна на общем фоне.
2. Можно ли переключать в Parking до полной остановки авто?
КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ на всех типах коробок. Ломается блокиратор выходного вала, который удерживает автомобиль в неподвижном состоянии в режиме P.
3. Можно ли переключать в движении режим с D на N и обратно?
Да, можно, на состоянии коробки не отразится, хотя большого смысла в этом нет. Кроме того, из D можно на ходу переключаться режимы 3, 2, L, S и обратно, а также в режим ручного выбора передач.
4. Нужно ли использовать стояночный тормоз на автомобилях с АКПП?
Да, нужно и я настаиваю на его использовании, хотя многие владельцы автомобилей с автоматами этого не делают. Результат — закисшие тросы «ручника», свернутые и туго отключаемые блокираторы выходного вала, износ опор силового агрегата, порванный трос селектора или сбитая его регулировка.
5. Вреден ли для АКПП старт с повышенных оборотов?
Иногда водители для резкого старта удерживают тормоз левой ногой, одновременно увеличивают обороты педалью газа, а затем отпускают тормоз. Подобный стиль на гидроавтоматах вреден, если злоупотреблять этим режимом в жару. На «роботах» и DSG — да, вреден, сцепление изнашиваются значительно быстрее. На вариаторах лучше не практиковать вообще.
6. Можно ли тормозить двигателем?
Можно и нужно.
7. Можно ли буксировать авто с АКПП и в каком режиме?
Только в крайнем случае. Читаем инструкцию по эксплуатации. Как правило, буксировка допускается на расстояние до 50 км и со скоростью до 50 км/час. Это относится к гидроавтоматам. По вариаторам — ограничения жестче, некоторые модели буксировать нельзя вообще, только эвакуатор. По «роботам» ограничений нет.
8. Нужно ли менять жидкость в АКПП и как часто?
В гидроавтоматах и вариаторах жидкость (ATF и CVT Fluid) меняется первый раз при пробеге 60-70 тысяч км при нормальных условиях эксплуатации, можно без замены фильтра. В дальнейшем замена производится каждые 40 тысяч км с фильтром. В «роботах» и DSG применяются масла для механических КПП (как правило, GL4/5 SAE 75W-90), меняются раз в 150-200 тысяч км.
Рекомендуем не следовать современным инструкциям некоторых производителей автомобилей, вообще не регламентирующих замену ATF!
9. Сколько ATF заливается в гидроавтомат?
Зависит не только от модели автомобиля и коробки, но и от метода замены. Менять жидкость можно тремя способами: сливом (сколько вылилось из картера — столько и залили, в среднем 3-5 литров); частичной заменой (слили — залили, еще раз слили — залили, меняется 75% ATF, 5-10 литров); и методом вытеснения на специальном оборудовании (меняется 100%, 7-15 литров)
10. Какую жидкость применять для замены?
Смотрите допуски и тип жидкости по инструкции к автомобилю, а для Mercedes и VAG — по оригинальным каталогам по VIN-коду. Оригинальные жидкости имеет смысл применять далеко не всегда: в большинстве случаев существуют высококачественные продукты ведущих производителей масел.
11. Можно ли вытягивать застрявшие автомобили машинами с автоматическими коробками, буксировать прицепы?
На гидроавтоматах допускаются любые действия. Очень нежелательно буксировать прицепы машинами с вариатором: приведет к раннему износу ремня (основной элемент вариатора). На «роботах» — можно буксировать, но крайне аккуратно вытягивать застрявших товарищей, можно сжечь сцепление. Смотрим инструкцию по эксплуатации автомобиля. В любом случае, во всем хорош здравый смысл, небольшое кратковременное превышение штатной нагрузки никак не отразится на состоянии коробки.
12. Насколько вредно для автомобилей с АКПП «ползти в пробках»?
Действительно, в условиях ижевских пробок режим движения «полминуты стоим — два метра едем» вполне обычен. Однако если для гидроавтоматов и вариаторов подобное передвижение абсолютно нормально и никак не влияет на их техническое состояние, то для автомобилей с обоими типами «роботов» оно болезненно отражается на износе сцепления.
Еще одна часто встречающаяся ситуация сродни описанному — удержание автомобиля на наклонной поверхности газом, без нажатия на тормоз. Гидроавтоматы и большинство вариаторов (кроме Audi и Honda) справляются с этой задачей играючи; на роботизированных механиках и DSG подобные фокусы категорически запрещены.
13. Можно ли на машинах с АКПП «раскачать» застрявший автомобиль?
Да, можно. Единственный безопасный способ для любых типов коробок следующий. Естественно, колеса не должны впустую «шлифовать» без какого-либо намека на движение — в этом случае сразу зовите помощь. Если же автомобиль хоть немного двигается, то раскачивать его необходимо точно так же, как и машины с «механикой», но фиксируя автомобиль в крайних точках тормозом. Выглядит это так: включили R — газ — машина сдвинулась назад — нажали тормоз — переключили на D — газ — машина сдвинулась вперед — нажали тормоз — переключили на R… и так далее до победного конца или провала всей операции. Семь секретов, как выехать из снежного плена.