Обильные снегопады обрушились на Ижевск, и многие автовладельцы оказались заложниками неубранных дорог, дворов и парковок. Портал izhlife.ru собрал приемы по управлению автомобилем, которые помогут преодолеть снежную кашу.
1. Проверьте «аварийный чемоданчик»
Проверьте содержимое багажника, в такую погоду там обязательно должны быть:
- Трос
И не обычный ленточный. Лучше использовать корабельный или канатный (он ненамного дороже - рублей на 100). Также обратите внимание, какую нагрузку выдерживает трос. Если машина весит 2 тонны, то он должен быть рассчитан на 3-4 тонны. Ведь, если вы завязнете в снегу, тросу нужно выдержать не только вес машины, но и сопротивление снежного плена.
Не берите дешевый трос. Производитель мог сэкономить и поставить некачественные карабины. Если такой отлетит во время буксировки, может прилететь по кузову вам или тому добряку, который вызвался помочь. Кстати, поэтому многие советуют брать трос вообще без карабинов, но тогда учитесь вязать правильные узлы, иначе затянет так, что придется снимать канат вместе с проушиной.
- Проушина
Или крюк для буксировки. Заранее посмотрите в книжке по эксплуатации, куда в вашем автомобиле он вкручивается и где находится.
- Насос или компрессор
Для выезда из рыхлого снега рекомендуется немного спустить колеса, после выезда на дорогу их нужно будет накачать до оптимального значения, иначе это грозит недостаточным сцеплением и заносами.
- Домкрат
Поможет поднять машину, чтобы убрать снег из-под днища (подробнее ниже).
- Лопата
А лучше две: саперная - для сколки льда и большая автомобильная - для уборки снега. Вторую лучше брать с длинной ручкой. Оцените, когда будете убирать снег из-под днища.
- Трап противоскольжения
Набор специальных сборных подкладок под колеса автомобиля.
- Цепи противоскольжения
2. Выезжайте враскачку
В теории все мы о нем знаем, но вот получается... Проблема в том, что неопытному водителю сложно почувствовать автомобиль. И вместо того, чтобы раскачать машину, она закапывается глубже. Ведь достаточно чуть-чуть перегазовать - и пробуксовка зароет машину.
А на машинах с коробкой «автомат» это происходит еще быстрее. Передачи там переключаются в зависимости от скорости вращения колес, поэтому легко, оставаясь на месте, «свистеть» колесами на 2-й или 3-й передаче. А - повторимся - чем быстрее в рыхлом снегу вращаются колеса, тем меньше шансов, что они зацепятся за твердую поверхность, и больше вероятность «закопаться» и «сесть на брюхо».
Вот несколько советов, как правильно «раскачаться»:
1. Выйдите из автомобиля. Осмотритесь. Проверьте пространство под автомобилем и, если «сели на брюхо», сначала как можно больше отройте снег из-под машины, а также из-под ее колес. Пока машина будет стоять на днище, пытаться ее раскачать бесполезно, надо копать.
2. Чуть спустите колеса. Давление в шинах снизится, увеличится площадь сцепления колес с дорогой.
3. Если автомобиль заднеприводный, передние колеса должны стоять прямо. Даже небольшой угол отклонения создаст сопротивление. Если автомобиль переднеприводный, то положение передних колес не столь значимо. Некоторые, наоборот, рекомендуют покрутить рулевое колесо вправо-влево - есть вероятность, что колеса найдут за что зацепиться.
4. Для движения вперед трогаемся на первой передаче, назад - на задней.
5. Раскачиваем автомобиль сцеплением. Играем педалью на грани «трогания» и отпускания сцепления. Важно НЕ давать колесам буксовать. Автомобиль обязательно должен тронуться, хоть на пару сантиметров! Приведя его в движение, нужно плавно добавлять газ.
6. Если все сделано правильно, машина будет раскачиваться вперед и назад, во-первых, укрепляя снег под колесами, во-вторых, получая инерцию, которой может хватить, чтобы потихоньку продвинуться вперед и проскочить зыбкий участок.
Отключать ли при этом ассистенты, которые препятствуют возникновению пробуксовки, единого мнения нет. Кто-то считает, что они мешают выбраться из снега, так как приостанавливают буксующие колеса. Кто-то уверен: наоборот, помогают, тем, что не дают сорваться в пробуксовку.
Для коробки-«автомат»:
Сложность раскачки с АКПП - надо почувствовать ту точку отката вперед или назад, где вы можете остановить автомобиль, удерживая его педалью тормоза.
1. Для раскачки авто используем коробку передач, переключая ее то в режим D («драйв») то - R («Reverse» - задний ход).
2. Правую ногу ставим на педаль газа, левую - тормоза. В самых верхних точках ямки «ловим» машину педалью тормоза.
3. Газом действуем очень аккуратно, стараемся не перегазовать (обороты нужно держать на уровне 2500 об/мин).
3. Используйте цепи противоскольжения/грунтозацепы
Автомобильные цепи противоскольжения - подобие сменного протектора, дающего возможность превратить обычную шину в шину для гололеда. Они подразделяются на два основных класса: «мягкие» и «жесткие». У «мягких» функцию поперечин выполняет сама цепь, а у «жестких» эта функция отведена армированным резиновым «грунтозацепам». Выбирая жесткость цепей, нужно принимать во внимание профиль колес. «Жесткие», например, не подходят для низкопрофильных шин менее 50 дюймов - для таких протекторов существуют различные варианты мягких цепей.
Лайфхак:
Если комплекта цепей противоскольжения нет, то можно воспользоваться толстой веревкой или буксировочным тросом. Можно обмотать веревкой/тросом покрышки, пропустив через колесный диск. При этом в зоне протектора трос следует хорошо перекрутить, чтобы получить максимально рельефный и твердый «рисунок».
4. Поднимите машину домкратом
Автомобиль можно приподнять с помощью домкрата, который следует устанавливать строго на твердую поверхность. Для перестраховки, поддомкратив автомобиль, подложите под порог запасное колесо. Затем лопатой начинаем откапывать автомобиль по кругу. В первую очередь убираем снег вокруг ведущих колес. Затем под находящиеся на весу колеса кладем трапы противоскольжения. Это позволит колесам почувствовать «твердую землю».
Лайфхак:
Если трапа противоскольжения нет, то подойдут автомобильные коврики (лучше всего для этих целей подойдут ворсовые, резиновые будут проскальзывать и забиваться в арку, есть риск даже повредить кузов).
5. Используйте рычаг
Если рядом с застрявшей машиной есть крепкое дерево/столб. Необходимо обернуть буксировочный трос вокруг ствола, а оба его конца закрепить на буксировочной петле автомобиля. Найти крепкую длинную палку или монтировку, вставить ее между концами троса примерно по центру и закручивать трос этим импровизированным рычагом. Длина троса будет сокращаться, и машина сдвинется. Снова отвязываем и натягиваем трос, как струну. Главное - это безопасность, потому следите за тем, чтобы все было крепко привязано, трос не оборвался, а дерево не треснуло под натяжением. Привязывая его к дереву, постарайтесь подложить под него какую-нибудь подкладку, чтобы не испортить кору своего живого «спасителя». Не крепите веревку к столбам, чья прочность вызывает у вас сомнения.
6. Сугробы штурмуйте сходу и прокатывайте колею
Въезжать в сугроб для парковки желательно сходу, но на невысокой скорости, с ровно поставленными передними колесами, не отпуская газ, пока машина движется. Проедьтесь пару раз вперед и назад, чтобы накатать себе колею и утром выехать беспрепятственно.
Если будете заезжать слишком быстро, есть вероятность «сесть на брюхо», когда сцепление с дорогой будет еще меньше, из-за того, что машина стоит днищем на снегу. И тогда придется сначала убрать снег из-под машины.
7. Разворачиваясь или въезжая в рыхлый снег, оставляйте ведущие колеса на накатанной дороге
Не надо на переднеприводном автомобиле въезжать передом в снежную кашу, попробуйте сдать задним ходом. Даже если завязнете, у вас больше шансов выехать, так как ведущие колеса останутся на твердом снегу.