Антимонопольщики несколько лет добивались того, чтобы компанию «Ижавиа» разделили на две отдельные – аэропорт (здание, инфраструктура, посадочная полоса) и авиакомпанию (самолеты), так как это, по мнению УФАС, ставит под угрозу конкуренцию (другим авиакомпаниям сложно зайти в Ижевск). Сейчас решение о разделении принято, о чем заявил 12 января глава Удмуртии Александр Бречалов. Итоги такого разделения будут значимыми.
Плюсы
В ремонте нуждается само здание аэропорта, особенно взлетно-посадочная полоса. Сейчас из-за своего состояния она не может принимать самолеты иностранного производства, и часть перевозчиков не работают с республикой по техническим причинам. Кстати, в УФАС считали, что компания целенаправленно не ремонтировала полосу и не повышала ее пожарную безопасность во избежание конкуренции. После разделения аэропорт больше не будет принадлежать авиакомпании, и власти смогут отдать его в концессию.
При этом «Ижавиа» является достаточно привлекательной компанией: в 2017 году пассажиропоток превысил 300 тысяч человек.
– В первую очередь необходима реконструкция аэродромной инфраструктуры, которая была сделана в 70-80-е годы прошлого века. Мы обсудили ряд предложений, которые бы позволили обеспечить инвестиционную привлекательность, поднять ее на тот уровень, когда бы в республику пришел системный инвестор, вкладывающий средства в развитие аэропорта как с точки зрения терминальной инфраструктуры, так и развития аэродрома, – прокомментировал министр транспорта России Максим Соколов.
Кстати, в России есть сразу несколько аэропортовых холдингов, которые занимаются развитием региональных перевозок. Например, «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, «Новапорт» Романа Троценко, «Базел Аэро» Олега Дерипаски. Так, компания Вексельберга готова выступить концессионером для модернизации аэропорта Нового Уренгоя в ЯНАО. Планируемый размер инвестиций – около 7 млрд рублей.
Минусы
– После разделения аэропорт уже не будет держаться за свою авиакомпанию. Самое главное для него – портовые сборы, – говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Чем больше самолетов он привезет, тем больше заработает. Симбиоз «компания-аэропорт» губителен, прежде всего, для аэропорта.
А вот авиакомпания может оказаться в плачевном состоянии.
– Разделение в таких случаях всегда неравное. Самые дорогие активы обычно отходят аэропортам, поскольку это намного более перспективное направление, а авиакомпании получают остатки и в итоге разоряются. В случае «Ижавиа» пока нельзя делать однозначные выводы, но ясно одно: аэропорт будет дальше жить и развиваться, а авиакомпании будет очень тяжело. Либо региональные власти будут поддерживать субсидиями для сохранения социальных функций (например, рабочие места), либо обанкротят, – продолжает эксперт.
По мнению Романа Гусарова, в худшем случае ситуация с авиаперевозками останется на существующем уровне, в лучшем – в Удмуртии наконец-то появится больше рейсов, направлений. Другим перевозчикам станет проще работать в республике. Вполне вероятно, что конкуренция позволит снизить стоимость билетов, как это было, когда осенью 2017 года в республику пришли «Саратовские авиалинии».