
Может ли бортпроводник дать пощечину паникующему пассажиру? Почему бортпроводников готовят на рейс, как космонавтов? Стюардесса из Ижевска отвечает на интересные вопросы и рассказывает о своей работе.
Досье
Диана Карнаухова
- Возраст: 25 лет
- Образование: ИжГТУ, факультет «Менеджмент и маркетинг»
- Семейное положение: не замужем
- Стаж: 2 месяца
- Хобби: спорт, правильное питание
- Как пришла в профессию: «В 20 лет я впервые летела на самолете и никак не могла оторвать взгляд от стюардесс. После учебы в университете 2 года проработала в офисе, но решила бросить все и осуществить мечту»
«Готовили, как в космос»
– Когда я шла учиться, то думала, что это займет хотя бы год! А в итоге оказалось, что человека, который отвечает за огромную машину и сотни пассажиров, готовят 4 месяца. Для меня это было шоком, – говорит Диана. – Самое сложное в подготовке было пройти медосмотр. У бортпроводника не должно быть никаких хронических заболеваний, мы должны быть в хорошей спортивной форме, уметь плавать. Я не ожидала, что это будет так серьезно – нас готовили, как в космос! В процессе обучения мы досконально изучали авиационную безопасность, воздушное право, аварийно-спасательные работы, технологию и организацию обслуживания, конструкцию воздушного судна, английский язык и многое другое. Все, чему мы научились, мы отрабатывали на специальных тренажерах.
«Первое ЧП произошло уже во время стажировки»
Перед тем как выйти на линию одним, бортпроводники должны «отлетать» 8 стажировочных рейсов. В такие полеты за новичками присматривает инструктор (более старший и опытный бортпроводник), который во всем помогает. Диане «повезло»: в один из стажировочных рейсов произошло ЧП.

– Однажды в самолет села девушка, которая находилась в наркотическом опьянении. Она «отключилась» прямо на борту! – вспоминает Диана. – Мы были обязаны ее ссадить с самолета: в таком состоянии она может вести себя неадекватно, угрожать пассажирам. Кроме того, полет – это перегрузка, ей могло стать плохо, а где искать врача в небе? Благо, в этой ситуации все было на нашей стороне, и мы еще не успели закрыть двери. В целях авиационной безопасности пришлось вызывать сотрудников наземной службы и скорую, чтобы девушку забрали. Первый самостоятельный рейс, насколько помню, был у меня на Кипр, там уже все прошло без ЧП.
Кстати, Диана была уверена, что будет летать только на моря и оставаться там по несколько дней. В реальности же даже если борт и летит на море, то времени на прогулки и отдых в других станах практически нет, – отмечает Диана.
«Мы умрем!»
Несмотря на то что Диана работает стюардессой всего 2 месяца, она уже много чего натерпелась.
– Грубят, да. Чаще всего говорят что-то в отношении компании, но высказывают все мне. Например, скандалят из-за того, что более комфортные места у нас идут с доплатой, что нет еды, но я не воспринимаю это на личный счет, – делится героиня. – А однажды я никак не могла уговорить пристегнуться взрослого мужчину, который почему-то возомнил себя умнее всех и долго спорил со мной. Пришлось вызывать старшего бортпроводника, чтобы разрулить ситуацию.
Множество историй у бортпроводников связаны с зонами турбулентности. Все пассажиры реагируют на них по-разному.
– Одна девушка, например, просто начала кричать на весь салон «Умираем!». Пассажиры начали озираться, и я поняла, что если сейчас ее не успокою, то в салоне начнется паника, – рассказывает Диана. – Я подошла к пассажирке, присела рядом и с ней и, глядя в глаза, ласково начала ей говорить, чтобы она меня послушала, что в этом нет ничего страшного и что турбулентность – это штатная ситуация. Я могу только так успокоить людей, то есть действовать на психику, никаких физических контактов (пощечина, например). После посадки девушка ко мне подошла и поблагодарила, что мы все живы.
«Катастроф не боюсь»
По словам Дианы, каждый месяц у нее может быть разное количество вылетов.
– Главное, чтобы за месяц мы отлетали 80 часов, не более. Это прописано в законе. И эти часы могут «раскидать» как угодно. В прошлом месяце у меня было такое, что я один день летала, два отдыхала, а сейчас почти каждый день у меня есть вылет, – рассказывает девушка. – Перерыв между рейсами должен быть не менее 12 часов. Иногда в день можем сделать 4 вылета: Москва – Ростов, Ростов – Батуми, Батуми – Ростов, Ростов – Москва.

Несмотря на все сложности, у девушки еще ни разу не возникла мысль поменять работу. Диану не останавливают даже авиакатастрофы, которых она совсем не боится.
– Родные спрашивают часто, как я не боюсь после катастроф снова подниматься на борт. Тогда я им привожу статистику, что в ДТП каждый день гибнут сотни людей, а авиакатастрофы все же происходят реже. Я вот когда еду на машине даже по трассе, мне страшно, а на самолете – нет, – говорит Диана. – Кроме этого у нас новый парк самолетов, самому старому – 4 года. Поэтому особого страха нет.
ТОП-6 наивных вопросов пассажиров
Часто ли встречаются дебоширы?
У нас рейсы не чартерные, а регулярные, поэтому контингент более спокойный. На чартерных рейсах дебоширов больше, потому что большинство летят на отдых и многие бывают выпившие.
Какие рейсы для вас самые тяжелые?
Мне очень тяжело летать в Махачкалу, Армению, Ингушетию. Многие люди там никогда не летали на самолете, они даже не знают, как пристегнуться. Приходится буквально как детям показывать все и объяснять.
Часто ли люди хлопают после посадки?
Почти каждый рейс хлопают. Многие бортпроводники почему-то смеются над тем, когда люди после посадки начинают хлопать. А мне, наоборот, это нравится. Приятно видеть, что люди радостные и благодарят тебя за хорошую работу, за легкий полет. Пилоты, конечно, этого не слышат, но я уверена, что им бы тоже было приятно.
Есть ограничения по внешнему виду?
Да, например, прическа должна быть собранная, ногти только натуральных телесных оттенков или френч, нарощенные ресницы не допускаются. По украшениям и часам тоже можно носить только то, что утвердила компания.
Где уже побывали?
В Италии, Кипре, Черногории, Армении, Грузии. В скором времени мы должны открыть направление в Дубай и Израиль.
Правда ли, что все стюардессы должны быть модельной внешности?
Не совсем так. Да, у стюардесс есть требования по росту и весу. Именно в моей авиакомпании принимают на работу с ростом от 165 см, это техническое требование самолета (потому что надо уметь доставать до верхних полок). По весу тоже важно, чтобы девушка не была слишком худой, так как дверь в самолете очень тяжелая и нужно немало сил, чтобы ее закрыть.
Плюсы
- Свободный график работы
- Длинный отпуск (75 дней, можно делить как угодно)
- Корпоративные билеты с большой скидкой
Минусы
- Тяжелое восстановление после ночных рейсов (сбивается режим дня)
- Постоянная усталость в ногах
Доходы
- От 70 000 рублей в месяц
Расходы
- Аренда квартиры: 10 000
- Еда: 10 000
- Одежда, развлечения, прочие траты: 50 000
*Боинг