IZHLIFE вместе с газетой «Центр» продолжает рассказывать о профессиях нашего города. Новый выпуск «Моей работы» посвящаем инспекторам ДПС.
Досье
Павел Марков
- Возраст: 30 лет
- Стаж: 3 года
- Звание: лейтенант полиции
- Образование: высшее, «Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)»
- Семейное положение: холост
- Хобби: рыбалка, охота
«Три месяца стажировки и профподготовка»
Павел Марков заочно учился в правовой академии Министерства юстиции. После окончания работал в пожарной охране, служил по контракту, но ничего из этого удовольствия ему не доставляло.
– В 2016 году lрузья посоветовали мне попробовать себя в службе в ГАИ. Я пошел на собеседование, и меня взяли, – вспоминает Павел. – Три месяца у меня шла стажировка: за мной закрепили более опытного сотрудника. Он вводил в курс дела, рассказывал про все тонкости работы, вплоть до того, как ты должен стоять и как себя вести. После была еще первоначальная подготовка в Центре профподготовки МВД по Удмуртской Республике. В это время ты изучаешь правовую базу, тебя закрепляют за оружием и обучают навыкам применения физической силы при задержании. После прохождения первоначальной подготовки меня допустили до первой самостоятельной смены.
«Каждый рабочий день – уникален»
– Когда идешь на работу, не знаешь, какая будет смена, двух одинаковых не бывает, – отмечает Павел. – Смена у нас длится 8 часов. Есть три смены: с 08:00 до 16:00, с 15:00 до 00:00 и ночная с 23:00 до 08:00. Смены чередуются, нет такого, что ты работаешь только днем. Перед наступлением на смену нужно прийти на час раньше, чтобы подготовить к работе все документы (постановления, протоколы), а также привести свой внешний вид в порядок. Все-таки мы общаемся с людьми, нужно выглядеть опрятно в любом случае. Также инспектор должен получить радиостанцию, приборы по измерению тонировки, алкотестеры.
После этой подготовки у сотрудников ДПС начинает развод – «планерка», на которой сотрудникам передается вся оперативная информация по городу и республике в целом, а также определяется, кто и на какие посты заступает.
– После этого состав проходит предрейсовый осмотр у врача. Затем, если нужно, заправляем автомобиль и выходим на линию, – продолжает ижевчанин.
«Хорошего больше»
Павел признается, что, несмотря на то, что его профессия ему очень нравится, у большинства людей отношение к ней негативное.
– Некоторые люди, читая интернет, узнают о нашей профессии только негативные факты. Если кто-то взял взятку, это же не значит, что все инспекторы такие! – рассказывает Павел. – Бывает, что внутри все горит, хочется ответить, но нужно держать себя в руках и отвечать тактично. Хотя хорошего больше, несомненно. Люди всегда готовы прийти на помощь. Например, однажды у нас замерз аккумулятор, люди остановились, помогли, подтолкнули.
«Служба дороже»
Истории, когда «гаишника» поймали на взятке, то и дело мелькают в новостях. Павел говорит, что за время его службы водители ему предлагали «договориться».
– Был как-то случай. Мы остановили водителя, была стандартная проверка. Выясняется, что у него не было при себе страхового полиса, за что предусмотрен штраф 800 рублей. Водитель не хотел привлекаться к ответственности, несколько раз предлагал деньги, никакие просьбы на него не действовали, – вспоминает Павел. – Я и отказывался, и говорил, что видеорегистратор в машине ведет запись, и что за взятку грозит уголовная ответственность. Но человек не понял, поэтому пришлось применить силу: закрыли автомобиль и вызвали следственно-оперативную группу.
Павел признается, что взять деньги – значит лишиться работы.
– Служба дороже, понимаете? Брать 5 000 рублей, например, чтобы потом потерять работу, престижную работу! – говорит Павел. – Сотрудник ведь стоит на дороге не для того, чтобы выписать штраф, как-то пожурить автомобилиста. Наша задача, чтобы ситуация на дороге была стабильной. Водитель должен понимать, что он ответственен не только за себя, но и за других участников движения. И деньги в случае чего человеческую жизнь не заменят.
БЛИЦ
Была ли в вашей практике погоня?
— Да, это была весной 2017 года. Мы с напарником (новичком) оформляли ДТП и заметили машину, которая по каким-то причинам до нас не доехала, решили проверить. Была незначительная погоня. После задержания водителя оказалось, что он был лишен прав, да еще и находился в наркотическом опьянении.
В любом ли случае можно применить табельное оружие?
— Нет, не всегда. Сотрудник ДПС бывает вынужден применить табельное оружие для остановки транспортного средства и только с целью предупреждения более тяжких последствий, например, выстрелить по колесам. Он также должен понимать, что значительное повреждение автомобиля может привести к более тяжким последствиям. Например, едет машина по Удмуртской, погоня, но мы не имеем право применить оружие, так как это общественное многолюдное место.
Есть ли у инспектора обед?
Во время смены мы можем пообедать или купить кофе, но при этом мы обязаны предупредить дежурную часть, чтобы в случае чего нас мог подменить другой экипаж. Просто так покинуть пост и пойти пить чай мы не имеем права.
Доходы
40 000 рублей
Плюсы
- Постоянное общение с разными людьми
- Динамичная работа, при которой не нужно сидеть на одном месте
- Полный соцпакет
- Ежегодный отпуск от 40 дней
- Льготные условия службы (1 год засчитывается за 1,5 года)
Минусы
- Погодные условия. При любой погоде ты не можешь покинуть место, на котором несешь пост