Top.Mail.Ru
22 мая 2019 17:03
Общество

Проводник ижевского поезда: «Однажды за трое суток спала всего 7 часов»

Дилара Курбангалиева о том, зачем повторно проверять билеты и обязаны ли пассажиры сами убирать постельное белье

Газета «Центр» и портал IZHLIFE продолжает рассказывать о профессиях нашего города. Вместе с ижевчанами узнаем, за что они любят и за что ненавидят свою работу. Новый выпуск «Моей работы» посвящаем проводникам.

Досье

Дилара Курбангалиева

Новороссийск, Анапа, Адлер, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижневартовск, Новый Уренгой – в этих городах успела побывать Дилара за время работы проводником Фото: Диля Ахмадишина
  • Возраст: 23 года
  • Стаж: 2 года
  • Образование: неоконченное высшее, еще учится
  • Семейное положение: не замужем

«В первый рейс ужасно тряслись руки»

Дилара Курбангалиева мечтала быть журналистом, поэтому с легкостью поступила в УдГУ учиться на эту специальность. Летом в составе студенческих отрядов решила поработать проводником и настолько втянулась, что осталась в этой профессии.

– Первые два лета я работала в составе студенческих отрядов, а на 3 курсе, по личным причинам мне пришлось перейти на заочное обучение. Я уже тогда поняла, что работать по специальности я не хочу, – делится девушка. – Решила, что свяжу жизнь с поездами. Тогда это было единственное дело, которое я знала, умела, и которое реально могло принести мне доход даже без образования!

Девушка признается, работать проводником – нелегко, но ко всему можно привыкнуть. Кстати, свой первый рейс еще в качестве студентки она помнит, как сейчас.

Фото: Диля Ахмадишина

– Это был рейс до Адлера. На вагон у нас было два проводника, и оба мы были новенькие. Я сама волновалась, да и еще и напарник попался слабее по уровню знаний и подготовки, и я еще переживала за него, – говорит девушка. – Помню, как стояла у вагона, проверяла билеты и паспорта. Хотя я, по-моему, просто брала их и снова возвращала. Это, конечно, в корне неправильно, но у меня был дикий стресс, руки тряслись.

«Хоть мы и улыбаемся, за этой улыбкой часто скрывается огромная усталость. Единственное, откуда мы можем брать энергию, – это еда и сон»

«Ты отвечаешь за все, что происходит»

Вот уже два года Дилара на постоянной основе работает проводником. Ее основной рейс – Ижевск – Санкт-Петербург.

– Новые города, новые знакомства, новые впечатления и почти никаких забот (проверить билеты и чай принести) – именно так многие пассажиры представляют себе профессию проводника и ошибаются, – делится девушка. – Наша работа это и уборка вагона, и ведение документов строгой отчетности, и обеспечение общественного порядка в вагоне, и обеспечение безопасности движения. Кроме этого, ты должен знать устройство поезда, знать, как вести себя во время каких-то ЧП. Ты отвечаешь за все, что происходит.

Список обязанностей проводника поезда выглядит так:

  1. После того как все пассажиры сели на места, проводники идут на повторную проверку документов. Пассажиры эту процедуру не любят, но Дилара уверяет, что она крайне важна. Бывает, что по паспорту заходит один человек и его сопровождающий. А при повторной проверке выясняется, что тот, на имя которого куплен билет, вышел, а едет другой. Это нужно пресекать.
  2. После повторной проверки документов, проводник раздает белье, предлагает чай, кофе, сладости и т.д. Бытует миф, что у проводников есть план, сколько продукции они должны реализовать. Это действительно так, однако, это не значит, что проводники будут постоянно «втюхивать» этот товар. За невыполнение плана могут пригласить к руководителю и попытаться узнать причины. Все же обеспечение пассажиров продовольственной продукцией и вещами первой необходимости – одна из наших задач в пути.
  3. Затем проводник уходит к себе в купе и заполняет документы строгой отчетности, в которых ведет учет всех пассажиров и наличия у них постельного белья.
  4. По мере необходимости и не менее двух раз в сутки проводник делает уборку в вагоне;
  5. По мере необходимости и не менее четырех раз в сутки проводник делает уборку в санузле;
  6. Каждый час проверяет в туалетах наличие мыла, бумаги, одноразовых бумажных полотенец и т.д.

Кстати зимой список обязанностей по обслуживанию вагона расширяется: поддержка оптимальной температуры в вагоне, чистка тамбуров от снега и ледяных наростов, очистка от снега ходовых деталей поезда на каждой длительной стоянке состава и т.д.

«Однажды за трое суток спала всего 7 часов»

Многих волнует вопрос: «а успевают ли проводники спать и имеют ли на это право?».

– Перед каждым рейсом нам составляют графики работы и отдыха в рейсе. Там по часам и минутам расписано, когда проводник отдыхает, когда дежурит, – рассказывает девушка. – Но по инструкции в часы своего отдыха я должна реагировать на ЧП. Например, у нас в инструкции четко прописано, что при возникновении пожара должен делать дежурный проводник, а что – отдыхающий.

Фото: Диля Ахмадишина

По словам Дилары, был случай, когда за трое суток ей удалось поспать всего 7 часов!

– Я не спала в первую ночь рейса (ночь – обозначено время отдыха. – Прим. ред.), потому что при приемке вагона было много недочетов, которые мы устраняли вместе с напарником. Потом пришлось сразу заступать на дежурство, – рассказывает Дилара. – Следующую ночь я не спала потому, что у нас случилось ЧП: под поезд бросилась бабушка, состав экстренно остановили. В таких ситуациях начальник поезда вместе с помощником машиниста принимают меры по оказанию помощи пострадавшему. Бабушка осталась жива, но, скорее всего, инвалидом на всю жизнь. Тогда я обслуживала штабной вагон (вагон, где едет начальник поезда), всю ночь не могла прилечь, так как от шока начальнику поезда (это была женщина) было нехорошо. В следующую ночь у нас была очень серьезная проверка, потому мы готовились к ней – снова не спали.

В месяц у Дилары около 4 рейсов

Такие истории, по словам Дилары, бывают нечасто, хорошего все равно больше.

– Девушкам-проводникам часто дарят шоколадки. Я считаю, что если ты не любишь людей, то проводник – это не твоя профессия. Для меня главный показатель в моей работе, это когда человек прибыв в нужный город, выходит из вагона и с особой благодарностью говорит: «Спасибо, до свидания!», – говорит Дилара.

БЛИЦ

1. Обязан ли пассажир сдавать белье сам?

Пассажир не обязан, должен убирать проводник. Но многие пассажиры сами несут белье проводнику, даже если тот не просит. Если честно, мы этому радуемся, потому что бывает, что на какой-то промежуточной станции выходит много людей, и на их места на этой же станции должны зайти столько же. Бывает, что просто не успеваешь снять все наволочки, пододеяльники.

2. Проверяют ли вагоны-рестораны и вкусно ли там кормят?

За все отвечать не могу, но те рестораны, с которыми работала бок о бок, всегда были в приличном состоянии. Мы временами тоже там питаемся, у нас есть что-то вроде скидки для сотрудников. Рестораны тщательно проверяют как перед отправлением в рейс, так и в пути следования. Причем бывают внезапные проверки, так что им тоже некогда расслабляться.

3. Могут ли проводники сами выбрать направление?

Проводник может «выбрать» направление из существующих, внести предложение на рассмотрение руководства. Там уже как решит руководитель, но чаще прислушиваются.

Советы пассажирам от проводника

  • Всегда проверяйте свои билеты, не отходя от кассы. Чаще всего бывают ошибки в именах и фамилиях, паспортных данных, а также люди путают месяцы отправления.
  • При покупке билетов обращайте внимание на класс обслуживания в вагоне. Где-то есть кондиционер и биотуалет, где-то нет. В некоторых можно провозить животных, а в каких-то нет.
  • Берите в поездку переносные зарядные устройства. Несмотря на то что в новых вагонах есть зарядки, пассажиров бывает очень много и каждому бывает нужно зарядить не только телефон, но и планшет и ноутбук. Кстати, пользоваться удлинителями в поездке категорически запрещено.

Плюсы

  • Постоянное общение с разными людьми
  • Возможность сесть и уехать на другой конец страны

Минусы

  • Тяжелый физический труд. Ты все время на ногах. Зимой, например, проверять билеты приходится в юбке, так как это униформа. Это тоже может обернуться разными заболеваниями.

Доходы

28 000 рублей

– Если поедешь в дополнительные поездки, то, естественно, больше. Плюс есть различные надбавки, что тоже влияет на конечную цифру.

Расходы

  • Аренда жилья, счетчики, интернет, связь: 7 500
  • Продукты и вещи первой необходимости: 9 000
  • Подготовка к рейсам (закупка продуктов, например): 3 000 в месяц

Сокращения, которыми пользуются проводники

  • ЛНП – линейный начальник поезда
  • ПЭМ – поездной электромеханик
  • Электронка – ведомость пассажиров, прошедших электронную регистрацию
  • ЛУ-шка (от ЛУ-72) – бланк учета населенности вагона и расхода постельного белья
  • УКЭБ – устройство контроля электронных билетов
  • Чайка – сокращенно от «чайная продукция»