
19 августа православные христиане отмечают Яблочный Спас – праздник, в котором переплелись церковное торжество Преображения Господня и древние народные традиции встречи осени. В этот день в храмах освящают плоды нового урожая, а в народе следят за приметами, гадают на будущее и вспоминают усопших. Откуда пошла традиция не есть яблоки до Спаса? Почему в этот день нельзя ссориться и отказывать в милостыне? Разбираемся в истории, смысле и обычаях одного из самых любимых летних праздников.
История возникновения Яблочного Спаса в православном мире
Яблочный Спас – один из самых любимых народных праздников, тесно переплетающийся с церковным торжеством Преображения Господня. Его история уходит корнями в глубокую древность, соединяя библейские события, христианские традиции и народные славянские обычаи.
Библейские истоки праздника
Исторической основой праздника является евангельское событие, описанное у трех евангелистов – Матфея, Марка и Луки. За 40 дней до своих крестных страданий Иисус Христос взошел на гору Фавор с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы произошло чудесное преображение: «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:29). В этот момент явились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Христом о предстоящих страданиях, а с неба раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мф 17:5).
Это событие стало важнейшим откровением о божественной природе Христа и прообразом будущего преображения всего творения. Как отмечал святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился, «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего».

Установление церковного празднования
Праздник Преображения Господня начал отмечаться в IV веке, когда святая царица Елена построила на горе Фавор храм в честь этого события. Первоначально дата празднования не была фиксированной – его отмечали за 40 дней до Пасхи, в соответствии с евангельской хронологией. Однако позже, чтобы праздник не попадал на время Великого поста, его перенесли на 6 августа (19 августа по новому стилю).
В православной традиции Преображение стало одним из двунадесятых (двенадцати важнейших) праздников. Его богослужение отличается особой торжественностью – священники облачаются в белые одежды, символизирующие «фаворский свет», а после литургии совершается освящение плодов нового урожая.

Почему именно яблоки?
Обычай освящать плоды в день Преображения имеет ветхозаветные корни. В иудейской традиции существовала практика приносить первые плоды урожая в храм в знак благодарности Богу. Эта традиция перешла и в христианство – в регионах, где праздник отмечался изначально (Палестина, Греция), освящали виноград, который как раз созревал к августу.
На Руси, где виноград был редок, его заменили яблоками – главным фруктом местных садов. Так появилось народное название «Яблочный Спас». Интересно, что в Типиконе (церковном уставе) сохранилось правило для монахов воздерживаться от вкушения винограда до его освящения на Преображение, что отражает принцип «сначала Богу – потом нам».
Другие церковные традиции празднования Преображения Господня
Праздничное богослужение. Читаются евангельские отрывки о Преображении Христа (Мф. 17:1–9, Мк. 9:2–9, Лк. 9:28–36). Поется тропарь и кондак праздника, прославляющие явление Божественной славы Христа.
Поминальные традиции. Освященные яблоки приносят на кладбище и оставляют на могилах усопших, поминая их.
В некоторых регионах принято раздавать фрукты бедным и детям как милостыню.
Постный день (есть небольшие исключения, если праздник выпадает на среду или пятницу). Хотя Преображение – великий праздник, если оно приходится на среду или пятницу, разрешается рыба и вино, но мясо и молочное остаются под запретом.

Народные обряды и традиции на Яблочный Спас
Яблочный Спас (19 августа) – это не только церковный праздник Преображения Господня, но и важный день в народном календаре славян. Он знаменует переход от лета к осени и связан с множеством обрядов, примет и обычаев. Вот самые интересные из них:
Гадания и заговоры
На судьбу: первый съеденный освященный плод предсказывал будущее: сладкое – к счастью, кислое – к трудностям.
На любовь: девушки загадывали желание, откусывая яблоко, или делили его с возлюбленным – если он съедал свою часть, чувства были взаимны.
На замужество: очищали яблоко одной полоской кожуры и бросали в огонь – если кожура скручивалась, это сулило скорую свадьбу.
Обряды с яблоками и природой
Очищение дома: разрезали яблоко пополам, в одну половину ставили свечу, обходили дом с молитвой, затем закапывали плод подальше от жилья – чтобы отвести беды.
Проводы лета: на закате выходили в поле, пели песни и «провожали солнце», встречая осень.
Защита урожая: в виноградниках (на юге) забивали жердь с освященными цветами, чтобы следующий год был плодородным.
Народные приметы
-
Дождь в праздник – к неурожаю («После Второго Спаса дождь – хлебогной»)
-
Ясная погода – к солнечной осени и морозной зиме
-
Холодные ночи после праздника – признак ранней осени
-
Северный ветер – предвестник ранних заморозков
-
Пыльный вихрь накануне – к снежной зиме
-
Затяжная сушь – к долгой, но неурожайной осени
-
Звездная ночь – к ясной холодной осени

Что нельзя делать
-
В праздник избегали любой работы до обеда, особенно полевой. Хотя уборка урожая продолжалась, крестьяне старались сначала отдать должное празднику, приступая к делам лишь во второй половине дня и только по необходимости.
-
Запрещалось ссориться и проявлять гнев. Этот светлый праздник требовал особого душевного состояния – считалось, что конфликты в этот день могут принести разлад на весь год.
-
Сквернословие и брань воспринимались как тяжкий грех, нарушающий святость дня Преображения.
-
Строго запрещалось употреблять плоды нового урожая до их церковного освящения. Особенно трепетно к этому относились родители умерших детей, веря, что нарушение запрета лишит их детей райских плодов.
-
Отказ в милостыне или в угощении яблоками считался большим грехом. Народная мудрость гласила: «На Второй Спас и нищий яблочком разговляется». Щедрость в этот день была обязательной.
-
Требовалось особое внимание к природным изменениям. Любые погодные перемены в этот день рассматривались как важные предзнаменования будущих сезонов, и пренебрежение этими знаками считалось недопустимым.