
С 14 по 27 августа 2025 года православные христиане соблюдают Успенский пост – самый короткий, но один из самых строгих в церковном году. Он посвящен Пресвятой Богородице и предваряет великий праздник Успения (28 августа). В эти две недели верующие воздерживаются не только в пище, но и в развлечениях, уделяя больше времени молитве, покаянию и добрым делам. Узнайте, какие традиции связаны с этим постом и как правильно его соблюдать.
История возникновения Успенского поста
Успенский пост – один из четырех многодневных постов в православии. Его установление связано с праздником Успения Пресвятой Богородицы, который начал формироваться в V веке. Первые упоминания о посте перед Успением встречаются в источниках IX–X веков, но окончательно он был закреплен на Константинопольском Соборе 1166 года, где патриарх Лука Хрисоверг утвердил его сроки – с 1 по 15 августа (по юлианскому календарю).
Святой Симеон Солунский (XV век) писал, что пост учрежден в подражание Богородице, которая, узнав о своем скором успении, усиленно молилась и постилась, хотя и не нуждалась в очищении. Некоторые святые отцы также связывали пост с двумя праздниками: Преображением Господним (19 августа) и Успением (28 августа) 16.
Изначально пост был частью более длительного летнего воздержания, но со временем сократился до двух недель. В XII веке его продолжительность была окончательно определена, хотя в некоторых уставах (например, греческих монастырских) он упоминается лишь с XVI века.

Значение Успенского поста для православного мира
Успенский пост – это время духовного сосредоточения, когда верующие, подобно Богородице, готовятся к переходу в вечную жизнь. Смерть в христианстве воспринимается как «успение» (сон), а праздник Успения символизирует победу над смертью через Воскресение Христа.
На пост приходятся два «Спаса»:
-
Медовый (14 августа) – освящение меда,
-
Яблочный (19 августа) – освящение плодов.
Через два дня после его окончания следует еще один:
-
Ореховый (29 августа) – благословение урожая.
Эти обычаи подчеркивают единство духовного и земного труда.
Как подчеркивают святые отцы, пост – не просто диета, а время борьбы со страстями, усиленной молитвы (например, чтения канона Параклисис Богородице) и дел милосердия.

Традиции Успенского поста
Успенский пост – это особое время духовного делания, когда верующие стремятся подражать Пресвятой Богородице в Ее молитвенном подвиге перед Успением.
Основные духовные традиции включают:
1. Молитвенное правило
Чтение канона Параклис (молебного канона Божией Матери) ежедневно вечером. Этот канон особенно читается в монастырях, но и мирянам рекомендуется включить его в свое молитвенное правило.
Усиленное чтение Псалтири – многие верующие стараются прочитывать за пост хотя бы одну кафизму в день.
Акафист Успению Пресвятой Богородицы – читается в преддверии праздника (с 20 по 27 августа).
2. Церковные богослужения
Всенощное бдение на праздник Преображения (18 августа вечером) – особо торжественная служба.
Утренние и вечерние службы в храмах совершаются чаще и продолжительнее.
Литургия Преждеосвященных Даров (в некоторые будние дни) – как и в Великий пост.
3. Таинства и духовная жизнь
Исповедь – рекомендуется исповедоваться хотя бы один раз за пост.
Причастие – желательно причаститься в праздник Преображения (19 августа) и в день Успения (28 августа).
Духовное чтение – особенно рекомендуются творения святых отцов о Богородице (например, свт. Димитрия Ростовского).
4. Дела милосердия
Помощь нуждающимся – особенно важна в пост.
Посещение больных – в духе подражания Богородице, посещавшей праведных.
Примирение с ближними – перед праздником Успения особенно важно простить всех.
5. Подготовка к празднику Успения
Последняя неделя поста (с 20 августа) – время особого сосредоточения.
Соборование (таинство, которое помогает исцелить духовные и телесные недуги, а также простить забытые грехи) – в некоторых храмах совершается перед праздником.
Духовная радость – несмотря на строгость поста, верующие готовятся к светлому празднику.

Что нельзя делать в Успенский пост
-
Употреблять скоромное (мясо, молочное, яйца)
-
Переедать даже постной пищей (пост – не диета, а воздержание)
-
Пить алкоголь (кроме вина в субботу/воскресенье и на Преображение)
-
Ссориться, ругаться, осуждать
-
Участвовать в шумных развлечениях (дискотеки, пьяные вечеринки)
-
Злоупотреблять супружеской близостью (по согласию супругов)
-
Пропускать воскресные службы без причины
-
Венчаться и играть свадьбы (в пост браки не совершаются)
-
Гадать, заниматься оккультизмом
-
Начинать ремонты/стройки (если не срочно)
-
Затевать переезды/путешествия (кроме необходимых)
-
Чрезмерно увлекаться заготовками (не превращать пост в «кулинарный марафон»)
Особые случаи:
-
Для больных, беременных, детей пост смягчается по благословению священника
-
Если день рождения/юбилей – лучше перенести празднование или отмечать скромно без излишеств
-
Работающим – стараться не назначать на это время командировок/корпоративов
Главное правило: Пост – это не просто запреты, а время духовного роста. Лучше съесть кусок мяса, но помириться с врагом, чем строго поститься, но осуждать ближних.

Как и что есть в Успенский пост
По своей строгости пищевые ограничения Успенского поста приравниваются к Великому посту. В этот период полностью исключаются из рациона:
-
мясо и все мясные изделия
-
рыбная продукция и дары моря
-
яйца и любые молочные продукты
Согласно древним монастырским традициям, питание распределяется следующим образом:
-
В первые, третьи и пятые дни недели (понедельник, среда, пятница) предписывается употребление невареной пищи – сырых овощей, фруктов, орехов и хлеба.
-
Во вторые и четвертые дни (вторник, четверг) допускается термически обработанная пища, но приготовленная без использования растительных жиров.
-
В выходные дни (суббота и воскресенье) разрешается горячая пища с добавлением растительного масла.
-
Особое послабление делается 19 августа, когда церковь отмечает Преображение Господне. В этот праздничный день верующим разрешается:
-
включать в меню рыбные блюда
-
использовать растительное масло при приготовлении пищи
-
употреблять небольшое количество церковного вина
Для мирян (обычных верующих, не принадлежащих к монашеству или духовенству) допускаются некоторые послабления. В частности, они могут не придерживаться строгого сухоядения, сохраняя при этом основные ограничения поста.