
29 августа православные отмечают Ореховый Спас – третий и последний из летних Спасов, завершающий строгий Успенский пост. Этот праздник, также известный как Хлебный Спас или Спас Нерукотворный, сочетает в себе церковные традиции и народные обычаи, связанные с освящением урожая и подготовкой к осени. В этот день в храмах вспоминают перенесение Нерукотворного Образа Христа, а в народе – собирают орехи, пекут хлеб из новой муки и соблюдают особые приметы, определяющие будущий год. Узнайте, какие традиции, запреты и поверья связаны с этим днем и как его правильно провести.
История возникновения Орехового Спаса в православном мире
Ореховый Спас (также известный как Третий Спас, Хлебный Спас или Спас Нерукотворный) – это народно-церковный праздник, завершающий цикл летних Спасов. Его история тесно связана с христианским преданием о Нерукотворном Образе Иисуса Христа и традициями освящения урожая.
Спас Нерукотворный
Праздник восходит к I веку н. э., когда царь Эдессы (Месопотамия) Авгарь V, пораженный тяжелой болезнью – проказой, услышал о чудесах, которые совершал в Палестине Иисус Христос. Несмотря на то что Авгарь никогда не видел Спасителя, он уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.
Для доставки письма царь отправил своего придворного художника Ананию, поручив ему не только передать послание, но и написать портрет Иисуса, если тот не сможет прийти лично. Анания прибыл в Иерусалим и увидел Христа, окруженного толпой. Он попытался издали запечатлеть Его образ, но у него ничего не получалось.
Заметив это, Иисус Сам подозвал художника, назвав его по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором похвалил веру царя и обещал прислать своего ученика для полного исцеления. Затем Господь попросил принести воду и полотенце (убрус). Он умыл лицо и отер его тканью, на которой чудесным образом отпечатался Его лик. Этот Нерукотворный Образ вместе с письмом Анания доставил в Эдессу.
Когда Авгарь приложился к плату, он исцелился от проказы (лишь небольшие следы болезни оставались до прихода апостола Фаддея). Потрясенный чудом, царь принял крещение вместе со своими подданными, а образ стал одной из первых христианских святынь. Позже, в 944 году, его торжественно перенесли в Константинополь, что и легло в основу праздника.
944 год – Нерукотворный Образ (Мандилион) был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь 29 августа. В память об этом событии и был установлен праздник.
1204 год – святыня исчезла во время разграбления Константинополя крестоносцами, но ее почитание сохранилось в иконографии.

Становление праздника в православии
Изначально праздник был местным константинопольским, но со временем, благодаря почитанию Нерукотворного Образа, стал общецерковным. На Руси он получил народные названия:
-
Ореховый Спас – к концу августа созревают лесные орехи (лещина, фундук) и грецкие орехи.
-
Хлебный Спас – завершалась жатва, и пекли хлеб из зерна нового урожая.
-
Холщовый (Холстный) Спас – в этот день начинали торговать домоткаными холстами.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Также 29 августа по церковному календарю отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя. В народе этот день получил несколько названий:
-
Иван Постный – из-за строгого поста;
-
Головосек – в память о мученической смерти пророка;
-
Иван Полеток – так как считалось, что с этого дня начинается осенний перелет птиц.
В этот день соблюдался особо строгий пост: запрещалось употреблять не только мясные и молочные продукты, но и любые блюда, напоминавшие по форме голову (например, круглые фрукты или хлеб). Это было связано с памятью о том, как Иродиада потребовала голову Иоанна Крестителя на блюде.
В народе верили, что нарушение поста могло навлечь беду, поэтому даже рыбу в этот день не ели.

Церковные традиции празднования
1. Богослужение в храме
Всенощное бдение – накануне вечером служится торжественное богослужение с чтением акафиста иконе Спаса Нерукотворного.
Литургия – утром 29 августа совершается Божественная литургия, где вспоминают чудо исцеления царя Авгаря и почитают Нерукотворный Образ Христа.
Освящение плодов – после службы верующие приносят в храм орехи, хлеб нового урожая, виноград, следуя древней традиции благодарения Бога за дары природы.
2. Окончание Успенского поста
Ореховый Спас приходится на второй день после окончания Успенского поста. Однако в этот день все равно остается воздержание от мяса, рыбы, молока.
Разрешались пироги, кисель, капуста (но без масла).
В этот день принято готовить праздничную трапезу с освященными продуктами: хлебом, орехами, медом и фруктами.
3. Народно-церковные обычаи
Крестный ход – в некоторых регионах после литургии совершается шествие к полям с молитвой о будущем урожае.
Освящение колодцев – в память о древней традиции очищения источников воды перед зимой.
Помощь нуждающимся – по христианскому обычаю, в этот день раздают милостыню и угощают бедных освященными дарами.
Духовный смысл праздника
Ореховый Спас напоминает верующим о благодарности Богу за земные блага и о чудесах веры, таких как исцеление царя Авгаря. Он также символизирует переход от лета к осени, подготавливая людей к новому трудовому сезону.

Народные обряды и традиции на Ореховый Спас
-
Ярмарки и торговля холстами. Продавали домотканые полотна, льняные изделия. Считалось плохой приметой уйти без покупки: «Кто не купит холста – будет беден».
-
Торговали также орехами, фруктами и медом, а вырученные деньги старались потратить на добрые дела.
-
Заготовка орехов и оберегов. С этого дня начинали массовый сбор орехов. Первый сорванный орех считался важным: если он был спелым – к удаче, гнилым – к беде.
-
Ветви орешника наделяли магической силой. Из них делали банные веники (считалось, что они лечат болезни) и обереги для дома от сглаза.
-
Гадание на орехах: загадывали желание, раскалывали орех – если ядро целое, желание сбудется, если червивое – к неудаче.
-
Чистили колодцы и источники, запасали воду, которую считали целебной.
-
Начинали сев озимых и завершали уборку зерновых. Последний сноп украшали лентами и хранили в доме как оберег.
Народные приметы
-
Солнечный день – к сухой долгой осени и поздней зиме. Говорили: «Ясный Спас – полные закрома».
-
Дождь – к щедрому урожаю, но сырой осени и снежной зиме.
-
Туманное утро – к мягкой осени, благоприятной для сбора поздних овощей.
-
Журавли на юг – к ранним холодам.
-
Ласточки не улетели – тепло задержится.
-
Лебеди в небе – к раннему снегу.
-
Гуси летят – к дождливой осени.
-
Чайки кружат – показывают, откуда ждать ветра.
-
Много орехов, мало грибов – к морозной зиме.
-
Много грибов, мало орехов – к теплой зиме с оттепелями.
-
Удачная продажа на ярмарке – к прибыльному году.
-
Полученные деньги нельзя тратить сразу – нужно отложить «на достаток».
-
Найденная монета – к прибыли, но поднимать нужно молча.
-
Споры о деньгах в этот день – к зимней нужде.
-
Покупки для хозяйства – к долгой службе вещей и возврату денег.
Приметы для девушек
-
Если девушка угостит парня домашним пирогом (с грибами или ягодами), это считалось намеком на чувства. Если он съедал все до крошки – симпатия взаимна.
-
Если парень дарил девушке новый платок с ярмарки, это расценивалось как шаг к сватовству.
-
Найти цельный орех – крепкий, без изъянов, означал скорую встречу с суженым. Его хранили до Покрова (14 октября) – под подушкой или в кармане.
-
Случайное знакомство – если молодые люди впервые заговорили в этот день, верили, что их союз будет крепким, как ореховая скорлупа.
-
Ссора в этот день – могла привести к долгой размолвке или окончательному расставанию. Поэтому старались избегать конфликтов.
-
Ласточка у окна – если птица залетала в дом или садилась на подоконник, ждали вестей от возлюбленного.

Что нельзя делать
На Ореховый Спас существовал ряд строгих запретов, связанных с памятью о мученической кончине Иоанна Крестителя.
-
В этот день категорически возбранялось работать в поле и огороде – копать землю, срезать капусту, выдергивать корнеплоды или рвать плоды с деревьев, поскольку эти действия символически напоминали о насильственной смерти святого.
-
Особый запрет налагался на использование любых острых предметов – ножей, топоров, кос, игл и даже ножниц, так как они ассоциировались с орудием казни.
-
В некоторых регионах верили, что одежда, сшитая в этот день, быстро придет в негодность.
-
Хлеб разрешалось только ломать руками.
-
Любые проявления веселья – песни, танцы, шумные гуляния – считались кощунственными, напоминающими пир Ирода.
-
Под запретом были ссоры и сквернословие, так как конфликты в этот день могли надолго рассорить людей.
-
Женщинам не рекомендовалось мыть и расчесывать волосы, чтобы избежать их выпадения.
-
Также возбранялось поднимать найденные на дороге деньги или вещи, начинать важные дела, нарушать строгий пост.
Все эти запреты соблюдались в знак уважения к памяти великого пророка и чтобы не навлечь на себя беду.