29 августа 2025 10:00
Разговоры о вере

«Пост в честь Иоанна Предтечи»: возникновение и значение Орехового Спаса

Какие традиции существуют на Перенесение Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

У Орехового Спаса существует множество названий. Фото: Freepik
У Орехового Спаса существует множество названий. Фото: Freepik

29 августа православные отмечают Ореховый Спас – третий и последний из летних Спасов, завершающий строгий Успенский пост. Этот праздник, также известный как Хлебный Спас или Спас Нерукотворный, сочетает в себе церковные традиции и народные обычаи, связанные с освящением урожая и подготовкой к осени. В этот день в храмах вспоминают перенесение Нерукотворного Образа Христа, а в народе – собирают орехи, пекут хлеб из новой муки и соблюдают особые приметы, определяющие будущий год. Узнайте, какие традиции, запреты и поверья связаны с этим днем и как его правильно провести.

История возникновения Орехового Спаса в православном мире

Ореховый Спас (также известный как Третий Спас, Хлебный Спас или Спас Нерукотворный) – это народно-церковный праздник, завершающий цикл летних Спасов. Его история тесно связана с христианским преданием о Нерукотворном Образе Иисуса Христа и традициями освящения урожая.

Спас Нерукотворный

Праздник восходит к I веку н. э., когда царь Эдессы (Месопотамия) Авгарь V, пораженный тяжелой болезнью – проказой, услышал о чудесах, которые совершал в Палестине Иисус Христос. Несмотря на то что Авгарь никогда не видел Спасителя, он уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

Для доставки письма царь отправил своего придворного художника Ананию, поручив ему не только передать послание, но и написать портрет Иисуса, если тот не сможет прийти лично. Анания прибыл в Иерусалим и увидел Христа, окруженного толпой. Он попытался издали запечатлеть Его образ, но у него ничего не получалось.

Заметив это, Иисус Сам подозвал художника, назвав его по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором похвалил веру царя и обещал прислать своего ученика для полного исцеления. Затем Господь попросил принести воду и полотенце (убрус). Он умыл лицо и отер его тканью, на которой чудесным образом отпечатался Его лик. Этот Нерукотворный Образ вместе с письмом Анания доставил в Эдессу.

Когда Авгарь приложился к плату, он исцелился от проказы (лишь небольшие следы болезни оставались до прихода апостола Фаддея). Потрясенный чудом, царь принял крещение вместе со своими подданными, а образ стал одной из первых христианских святынь. Позже, в 944 году, его торжественно перенесли в Константинополь, что и легло в основу праздника.

944 год – Нерукотворный Образ (Мандилион) был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь 29 августа. В память об этом событии и был установлен праздник.

1204 год – святыня исчезла во время разграбления Константинополя крестоносцами, но ее почитание сохранилось в иконографии.

Surrender_of_the_Mandylion_to_the_Byzantines.jpg
Перенесение Спаса Нерукотворного. Фото: unknown 13th century author. Chronography of John Skylitzes, cod. Vitr. 26-2, folio 131a, Madrid National Library, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7896635

Становление праздника в православии

Изначально праздник был местным константинопольским, но со временем, благодаря почитанию Нерукотворного Образа, стал общецерковным. На Руси он получил народные названия:

  • Ореховый Спас – к концу августа созревают лесные орехи (лещина, фундук) и грецкие орехи.

  • Хлебный Спас – завершалась жатва, и пекли хлеб из зерна нового урожая.

  • Холщовый (Холстный) Спас – в этот день начинали торговать домоткаными холстами.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Также 29 августа по церковному календарю отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя. В народе этот день получил несколько названий:

  • Иван Постный – из-за строгого поста;

  • Головосек – в память о мученической смерти пророка;

  • Иван Полеток – так как считалось, что с этого дня начинается осенний перелет птиц.

В этот день соблюдался особо строгий пост: запрещалось употреблять не только мясные и молочные продукты, но и любые блюда, напоминавшие по форме голову (например, круглые фрукты или хлеб). Это было связано с памятью о том, как Иродиада потребовала голову Иоанна Крестителя на блюде.

В народе верили, что нарушение поста могло навлечь беду, поэтому даже рыбу в этот день не ели.

306_dionisiat.jpg
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фото: Неизвестен. Ruicon.ru, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35646622

Церковные традиции празднования

1. Богослужение в храме

Всенощное бдение – накануне вечером служится торжественное богослужение с чтением акафиста иконе Спаса Нерукотворного.

Литургия – утром 29 августа совершается Божественная литургия, где вспоминают чудо исцеления царя Авгаря и почитают Нерукотворный Образ Христа.

Освящение плодов – после службы верующие приносят в храм орехи, хлеб нового урожая, виноград, следуя древней традиции благодарения Бога за дары природы.

2. Окончание Успенского поста

Ореховый Спас приходится на второй день после окончания Успенского поста. Однако в этот день все равно остается воздержание от мяса, рыбы, молока.

Разрешались пироги, кисель, капуста (но без масла).

В этот день принято готовить праздничную трапезу с освященными продуктами: хлебом, орехами, медом и фруктами.

3. Народно-церковные обычаи

Крестный ход – в некоторых регионах после литургии совершается шествие к полям с молитвой о будущем урожае.

Освящение колодцев – в память о древней традиции очищения источников воды перед зимой.

Помощь нуждающимся – по христианскому обычаю, в этот день раздают милостыню и угощают бедных освященными дарами.

Духовный смысл праздника

Ореховый Спас напоминает верующим о благодарности Богу за земные блага и о чудесах веры, таких как исцеление царя Авгаря. Он также символизирует переход от лета к осени, подготавливая людей к новому трудовому сезону.

DSC03852.jpg
В храмах проводятся богослужения в этот день. Фото: Мария Бакланова

Народные обряды и традиции на Ореховый Спас

  1. Ярмарки и торговля холстами. Продавали домотканые полотна, льняные изделия. Считалось плохой приметой уйти без покупки: «Кто не купит холста – будет беден».

  2. Торговали также орехами, фруктами и медом, а вырученные деньги старались потратить на добрые дела.

  3. Заготовка орехов и оберегов. С этого дня начинали массовый сбор орехов. Первый сорванный орех считался важным: если он был спелым – к удаче, гнилым – к беде.

  4. Ветви орешника наделяли магической силой. Из них делали банные веники (считалось, что они лечат болезни) и обереги для дома от сглаза.

  5. Гадание на орехах: загадывали желание, раскалывали орех – если ядро целое, желание сбудется, если червивое – к неудаче.

  6. Чистили колодцы и источники, запасали воду, которую считали целебной.

  7. Начинали сев озимых и завершали уборку зерновых. Последний сноп украшали лентами и хранили в доме как оберег.

Народные приметы

  • Солнечный день – к сухой долгой осени и поздней зиме. Говорили: «Ясный Спас – полные закрома».

  • Дождь – к щедрому урожаю, но сырой осени и снежной зиме.

  • Туманное утро – к мягкой осени, благоприятной для сбора поздних овощей.

  • Журавли на юг – к ранним холодам.

  • Ласточки не улетели – тепло задержится.

  • Лебеди в небе – к раннему снегу.

  • Гуси летят – к дождливой осени.

  • Чайки кружат – показывают, откуда ждать ветра.

  • Много орехов, мало грибов – к морозной зиме.

  • Много грибов, мало орехов – к теплой зиме с оттепелями.

  • Удачная продажа на ярмарке – к прибыльному году.

  • Полученные деньги нельзя тратить сразу – нужно отложить «на достаток».

  • Найденная монета – к прибыли, но поднимать нужно молча.

  • Споры о деньгах в этот день – к зимней нужде.

  • Покупки для хозяйства – к долгой службе вещей и возврату денег.

Приметы для девушек

  • Если девушка угостит парня домашним пирогом (с грибами или ягодами), это считалось намеком на чувства. Если он съедал все до крошки – симпатия взаимна.

  • Если парень дарил девушке новый платок с ярмарки, это расценивалось как шаг к сватовству.

  • Найти цельный орех – крепкий, без изъянов, означал скорую встречу с суженым. Его хранили до Покрова (14 октября) – под подушкой или в кармане.

  • Случайное знакомство – если молодые люди впервые заговорили в этот день, верили, что их союз будет крепким, как ореховая скорлупа.

  • Ссора в этот день – могла привести к долгой размолвке или окончательному расставанию. Поэтому старались избегать конфликтов.

  • Ласточка у окна – если птица залетала в дом или садилась на подоконник, ждали вестей от возлюбленного.

krasivyi-snimok-lastocki-stoasei-na-starom-oborudovanii-na-razmytom-fone.jpg
Ласточка у окна предвещала известия. Фото: Freepik

Что нельзя делать

На Ореховый Спас существовал ряд строгих запретов, связанных с памятью о мученической кончине Иоанна Крестителя. 

  1. В этот день категорически возбранялось работать в поле и огороде – копать землю, срезать капусту, выдергивать корнеплоды или рвать плоды с деревьев, поскольку эти действия символически напоминали о насильственной смерти святого. 

  2. Особый запрет налагался на использование любых острых предметов – ножей, топоров, кос, игл и даже ножниц, так как они ассоциировались с орудием казни. 

  3. В некоторых регионах верили, что одежда, сшитая в этот день, быстро придет в негодность.

  4. Хлеб разрешалось только ломать руками. 

  5. Любые проявления веселья – песни, танцы, шумные гуляния – считались кощунственными, напоминающими пир Ирода. 

  6. Под запретом были ссоры и сквернословие, так как конфликты в этот день могли надолго рассорить людей. 

  7. Женщинам не рекомендовалось мыть и расчесывать волосы, чтобы избежать их выпадения. 

  8. Также возбранялось поднимать найденные на дороге деньги или вещи, начинать важные дела, нарушать строгий пост. 

Все эти запреты соблюдались в знак уважения к памяти великого пророка и чтобы не навлечь на себя беду.

Изображение от freepik

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее