Однажды иеромонах Ефрем Метс после праздной жизни в Москве случайно уехал в монастырь в Абхазии, сам не понимая, для чего – и остался там. Уже 15 лет он служит в Церкви и сейчас является священником в Ризоположенском женском монастыре в удмуртском селе Люк. Отец Ефрем поделился тонкостями жизни в монастырях, рассказал о сложностях и проблемах, о том, как устроена жизнь современного монаха, почему молодежи не нужен Бог и как отличить свои желания от навязанных.
В этом материале:
-
Как в монастыре контролируется светская жизнь для монахов (выбор фильмов, лекций, мероприятий)?
-
Как обрести веру?
Ноги вросли прямо в землю
Эта история начинается с того, что в Москве еще в 2010 году будущий иеромонах Ефрем (Юрий Николаевич Метс – его мирское имя) лишился работы по сокращению. И когда думал, куда пойти дальше, решил посмотреть фильм «Дом солнца» про советскую молодежь.
«Там был эпизод о том, как молодые люди сели в поезд и поехали на юг. Я думаю, а что мне мешает сделать так же? Начал решать, куда ехать. В тот момент я вспомнил, что в Ростовской области у меня есть родственники по бабушке. Позвонил ей и спросил, как мне можно съездить на Азовское море, а она мне: «Чего ты придумал? Не выдумывай ерунду!». И все как-то замялось. Потом вспомнил, как друзья за год до этого ездили в Абхазию и рассказывали, что их приглашали на экскурсию в монастырь в Новом Афоне. У нас в России 900 монастырей, я ни одного тогда не знал», – с улыбкой вспоминает иеромонах.
Тогда отец Ефрем подумал, почему бы не съездить в тот самый монастырь. Но все еще не понимал, зачем он все же туда направляется.
«На таможне меня очень долго «мурыжили». Это был какой-то кошмар! Когда я приехал, был вечер субботы, началась служба. Я стоял в храме в шортах и с рюкзаком и не понимал, что я тут делаю и зачем приехал. В голову с огромной силой начали лезть мысли, даже крики: «Пошел вон! Что тебе здесь надо? Убирайся!» Я пытался творить молитву, но она не действовала. Мысли меня буквально уничтожали с огромной силой».
Тогда он решил, что с него хватит. На обратный проезд до Москвы еще оставались деньги. И как только он попытался повернуться, тут же ноги будто вросли в пол в храме. Он просто не мог сдвинуться с места. Так и простоял три часа на службе. Увидев, что вышел священник, отец Ефрем решил сходить на исповедь впервые в жизни.
Но эту ночь будущему иеромонаху пришлось провести на улице, потому что его не пустили на ночлег.
«Там был паломнический дом. Я расположился на улице в спальнике. Главный в паломническом доме увидел, что я ложусь, и говорит мне: «Я тебя не пущу, у тебя нет благословения». А я ничего не знал, не понимал, к кому подходить и что спрашивать».
Ночью Юрий проснулся от сильного проливного дождя. Вспоминает, что это был какой-то кошмар, и очень тяжело было это переживать – вновь появились мысли уехать в Москву. Утром в воскресенье он снова пошел в храм, где проходила литургия. На ней он был впервые и даже смог причаститься. После службы паломницы пригласили его пообедать, а потом сходить в пещеру, где 2000 лет назад жил один из 12 апостолов Симон Кананит (Зилот). Вместе они читали акафист апостолу.
«В конце они говорят мне, что если я хочу остаться в монастыре, нужно подойти к отцу Палладию, ответственному монаху. Я подошел и так и сказал. Он на меня посмотрел и прямым текстом говорит: «Нет». А у меня в голове весь ужас – ночевка под дождем. Я думал, что больше такого не выдержу. Я ему в ответ говорю: «Я же все бросил, все продал и приехал в монастырь!» И думал-то, что я весь такой уникальный. А он мне в ответ: «Да ты знаешь, сколько таких людей, как ты, приходит сюда?» Меня это так удивило! А Ново-Афонский монастырь, как я впоследствии увидел, – такое место, где много всяких чудаков останавливалось. Это был какой-то перевалочный пункт для них. Был, например, парень, который на велосипеде в Иерусалим поехал. Что я там только не навидался! Я нигде столько странных людей не встречал, как там».
В итоге отец Палладий все же позволил Юрию Метсу остаться. Мама, когда узнала, что он находится в монастыре, сразу же бросилась в плач, вспоминает иеромонах. У нее была даже мысль, что она больше никогда не увидит своего сына. Папа же сказал: «Если он туда ушел, значит, ему надо». Родители, рассказывает он, не были верующими, у мамы даже было какое-то отторжение.
И вот уже 15 лет он живет в монастыре и совершенно не жалеет об этом.
«Года четыре я думал о том, как я попал в монастырь и не мог это принять. Один раз, на второй или третий месяц, было желание уйти, жениться и жить благочестиво. Так и сказал знакомому труднику об этом. Он посмеялся, сказал, что у Силуана Афонского об этом написано. И мысль эта у меня сразу же исчезла. Потом только больше укреплялось желание остаться в монастыре. Очень часто бывает наоборот. У знакомого монаха, который пришел в монастырь по молодости, спустя 10 лет жизни в монастыре, например, начались панические атаки, депрессия, суицидальные мысли. И он ушел».
Проблемы монастырской жизни
Сейчас отец Ефрем служит в Ризоположенском женском монастыре в селе Люк. Служение в себя включает проповедь, Таинства, окормление сестер и прихожан. А перевели его сюда из Тихвинского мужского монастыря удмуртского села Паздеры по той причине, что у предыдущего священника возникли проблемы с сестрами и некоторыми прихожанами.
«Периодически приходят люди с какими-то вопросами. В последний раз ко мне пришла женщина, у которой дочь покончила с собой. Или пришел пожилой мужчина, ему под 60. Проблемы с алкоголем. Рассказывает мне, что смотрел американский сериал, где у мужика тоже были такие же проблемы и он пошел с этим к психологу. Где, говорит, у нас в селе я найду психолога? Поэтому и пришел к тебе. Но я, говорит, атеист, поэтому о Боге со мной не говори. Люди приходят ко мне с повседневными проблемами, чтобы поговорить».
Но изначально отца Ефрема готовили вообще-то в Каменное заделье, где 20 лет назад образовалась буквально секта.
«Я настроился туда. Но там тяжелая обстановка. Живут около 12 монахинь, причем живут беззаконно, фактически они захватили монастырь, но при этом не имеют даже паспортов. Никому не подчиняются. Довели одного нашего священника чуть ли не до психиатрической клиники. Они мастера психологических атак и их точно кто-то консультирует. Они ходят по двойкам, встают чуть ли не в боевые расстановки, провоцируют драки. Некоторые ходят с камерами и записывают – интересно, для кого?»
Когда в монастырях начинается какое-то беззаконие, рассказывает отец Ефрем, они постепенно становятся закрытыми изнутри, чтобы никто не знал, что в них происходит.
«В женском монастыре, так еще с древности прописано, должен быть мужчина-священник, духовник извне, даже если игумения – опытная наставница. Нужно осознавать еще тот факт, что есть как монахини, так и прихожане с ментальными проблемами. Но именно в Церкви людям гораздо легче переживать такие проблемы. Почему? Чтобы было понятно, монастырь – рай. Раем его делает искусство прощения. Если человек умеет прощать и умеет просить прощения, его духовное состояние будет более-менее хорошее. Если будут копиться обиды, агрессия, и он будет транслировать, что это норма и учить этому другого, то будет создаваться нездоровая обстановка».
Все великие подвижники, утверждает иеромонах, учили, что самое важное в духовной жизни – приобрести внутренний мир. А от этого уже и вовне все будет хорошо.
«Могу определенно сказать, что в нашем монастыре хорошая духовная обстановка. Мелкие перипетии и конфликты случаются между сестрами, но все в этот же день мирятся».
Недавно отцу Ефрему рассказывали историю, как молодой человек, послушник, помощник игумена, был настолько идеальным и прекрасным, что ему уже наметили путь в семинарию и все им восхищались. С наступлением праздника Страстной Пятницы, спустя год служения в монастыре, его заметили пьяным с сигаретой. Он лежал около монастыря и ругался.
«Резким переменам в человеке удивляться не стоит. Он такое существо – сегодня один, а завтра другой. Все это понимают. Поэтому есть снисходительность. У нас, например, первое и главное для психического здоровья – откровение помыслов. Открывать свое сердце – первое, чему должны учить в монастырях. Ты должен научиться вербализировать свое внутреннее состояние, определять свои чувства. Это чистая психотерапия. А дальше человека нужно научить, как преодолевать искушения и соблазны, как жить по заповедям. Необходимо самому пройти эти стадии в духовной жизни, тогда и сможешь делиться опытом и помогать тем, кто нуждается. Всякий человек духовно болен и нуждается в искуплении».
Плюсы и минусы жизни в монастыре
Первый и самый важный фундамент, говорит отец Ефрем, – утвердиться, что это именно то место, где ты хочешь находиться. То есть либо ты там оказался случайно, либо на это есть Божья воля.
«Если этого фундамента нет и человек находится в состоянии непонимания, почему он живет в монастыре и что он там делает, то и в жизни все будет не слишком хорошо двигаться. Если же человек спрашивает, жениться ему или пойти в монастырь, то ему точно не нужно идти в монастырь. Это такое место, где у человека не должно быть сомнений».
От монастыря, утверждает иеромонах, требовать многого не стоит.
«Ты сам должен определять, как жить. Вопрос извлечения плюсов и минусов из каждой ситуации должно определяться поиском воли Божьей. Всякая ситуация может чему-то научить. И в каждой тьме можно найти свет».
Монастырь живет только лишь за счет пожертвований. И совсем не за счет того, что прихожане покупают свечки. Но это, признается иеромонах, мелочь.
«У нас, например, в монастыре в Паздерах, прихожане покупали свечи и жертвовали за записки, но этого не хватало даже заплатить за свет. Есть люди, которые периодически помогают. Но монастырь – место, где нужно забыть об этой стороне. Нужно заниматься только духовной жизнью – богослужение и труд. По остальному даже не нужно беспокоиться. Если возникают тревоги и страхи по этому поводу – это плохо. «Не заботьтесь о завтрашнем дне» – смысл в том, что Бог хозяйственную сторону жизни берет на Себя».
Распорядок дня священнослужителя
В каждом монастыре свой устав. В Ризоположенском монастыре такой:
-
Подъем в 5.30
-
В 6.00 начинается утренняя молитва
-
Затем Литургия
-
В 9.30 завтрак
-
После завтрака все отправляются на послушания
-
В 13.00 обед и небольшой отдых
-
В 14.30 снова на послушания
-
В 16.30 богослужение
-
В 19.00 ужин. На этом день окончен
В воскресенье немного другой распорядок, ориентированный на выходной. У отца Ефрема, например, помимо распорядка есть требы: крещение, отпевание, венчание. Сейчас иеромонах еще готовит организацию курсов для монашествующих. В общем, есть чем заняться.
Можно ли уйти из монастыря?
Вообще, рассказывает отец Ефрем, из монастыря можно уйти в любой момент, никто никого не держит. Бывают случаи использования разного рода манипуляций. Например, страхом или виной.
«Один опытный священник написал о том, как к нему подошел послушник и сказал, что хочет уйти из монастыря. Тут возникла трудность – то ли это временное искушение, которое нужно преодолеть, то ли он действительно находится не на своем месте. И как понять, помочь человеку или отправить его из монастыря? Монастырь – не тюрьма. В 90-е годы повсюду было распространено неофитство, священниками, игуменами становились люди, которые только «вчера крестились». Им дали власть и они что попало транслировали. Люди слушали, выполняли. На всех монашеских конференциях говорят, что пропала преемственность. В советское время, к сожалению, монастыри и храмы разрушили, священников и монахов отправляли в тюрьмы, а многих расстреливали».
Поэтому, говорит отец Ефрем, и есть отток людей из монастырей.
Но жизнь в монастыре, рассказывает иеромонах, не сильно-то и отличается от жизни там же лет 200-300 назад. Она по-прежнему состоит из молитвы и труда. Учитывая еще тот факт, что тому богослужебному уставу, по которому служат сегодня, уже больше тысячи лет.
Так, рассказывает отец Ефрем, очень многие, кто пришел в монастырь, открыли для себя что-то, чего раньше не умели. Его знакомый монах, например, еще в миру 10 лет сидел на героине. Одна монахиня помогла ему «слезть с иглы». Он пришел в монастырь и научился всему – шить, строить, готовить, петь. Один раз он даже сшил для отца Ефрема рясу, а в лесу сам построил монашеский скит.
«В монастыре насельникам назначают разные послушания. И хочешь не хочешь, тебе придется всему научиться. В одном скиту был скитоначальник, который только пришедшему труднику сказал: «Завтра ты заступаешь на трапезную, готовишь первое, второе и третье». А тот ему: «Я в жизни всего раз готовил яичницу». Приходим, а у него на столе уже все стоит. Он целый день бегал по монахам и просил их помочь и научить готовить – так и научился. Один молодой монах научился банки закатывать, торты печь. Они открывают для себя что-то новое благодаря жизни в монастыре».
Как обустроено жилье монахов?
Отец Ефрем провел нам экскурсию не только по всему монастырю, но и по прилегающей к нему хозяйственной территории. Там курицы, собаки и, естественно, огород. Повсюду монахинями высажены цветы. На улице стоит беседка и есть небольшой семейный парк, где до сих пор ведутся ремонтные работы – выкладываются тропинки. А еще есть небольшой прудик с имитацией лебедей и семейное дерево с колокольчиками и именами семей прихожан.
По рассказам иеромонаха, его небольшой жилой домик состоит всего из двух комнат размером с половину уличной беседки. Внутри стол, стул, шкаф, туалет и душевая кабина. И все. Так и живут монахи.
Чем питаются в монастыре
Когда мы приехали в монастырь, после экскурсии отец Ефрем накормил нас вкусным овощным рагу с хлебом. Мы попали на постный день – пятницу.
Обычно в монастыре есть свой устав. Если у православного христианина постные дни только в среду и пятницу, то в монастыре это еще и понедельник. Получается, что из 365 дней в году примерно 270 – постные. Мясо в монастырях не едят совсем. А в непостные дни могут приготовить рыбку.
«Я бы не сказал, что в монастырях кормят хорошо или плохо. Но есть крайности. Помню, жил в Заиконоспасском монастыре в Москве, там очень плохо кормили! Братия не ходила есть. Готовила одна прихожанка, которая нерафинированное масло заливала литрами во все блюда. Я все не мог понять, почему по вкусу борщ не отличается от пюре. Потому что все было со вкусом масла. Когда я приехал в Новоспасский монастырь к другу монаху, он привел меня поесть к ним в трапезную. А там все очень вкусно и даже шикарно. Он рассказал, что многие из братий не приходят, потому что уж слишком хорошо. Соблазн. Так праздник превращается в будни. Все-таки важно соблюсти меру».
Контролируется ли как-то использование смартфонов в монастырях?
Вопрос об использовании смартфонов в монастырях стоит, скорее, в том ключе, мешает ли он как-то исполнять свои обязанности. И это очень острая проблема современного монашества, да и всего мира в целом, считает отец Ефрем.
«К сожалению, и мы попадаем в эту ловушку. Если пытаешься побороть уныние с помощью игр или сериалов, то оно только усиливается. Я наблюдал печальные примеры, в том числе и за собой. Есть еще такая проблема как распознавание желаний. Есть желания мои, а есть – навязанные. Принцип навязанных желаний в том, что на них нет силы для реализации. Получается, что тут, в монастыре, то же самое. Сначала ты живешь в эйфории, потому что все новое. Потом, когда она спадает, ты не можешь найти под собой почву и задаешься вопросом: «А точно ли ты на своем месте?» И если человек не слушает себя и остается вопреки своим желаниям, его придавливает, начинается срыв».
Фото: предоставлено отцом Ефремом
Практикуется ли исихазм в монастыре?
Исихазм (попытка добиться непрестанной внутренней молитвы) – это то, на что монах дает обет. Достигнет ли он таких состояний или нет, зависит не от него. Не у всех получается этого достичь из-за своей рассеянности, а современные технологии еще дальше уводят нас от этого. И все последние монашеские конференции как раз на эту тему: как жить в современном мире и не быть им поглощенным.
Как в монастыре контролируется светская жизнь для монахов (выбор фильмов, лекций, мероприятий)?
Монах или монахиня живет по благословению игумена. У иеромонаха в женском монастыре, например, больше свободы и меньше контроля.
«Митрополит будет только рад, если кто-то из монахов проявляет активность, потому что это большая редкость. Тем более Удмуртия славится своей пассивностью. Здесь сложно организовать какие-то активные движения, видимо, из-за психотипа нашего удмуртского менталитета. Меня сейчас часто приглашают на разного рода мероприятия с какой-нибудь беседой или лекцией. На светские иногда я прихожу сам, если есть интерес. Когда не знаешь, идти или не идти куда-то, начинаешь молиться, чтобы Господь положил уверенность на сердце».
Так, признается отец Ефрем, смотрят по плодам. Если человек стал активным и достигает успехов, значит, есть вероятность, что его место служения страдает, и он там редко появляется. Успех, утверждает он, – всегда искушение. Нужно быть очень внимательным к себе и прислушиваться к близким людям. Успешный человек часто самонадеян и высокомерен, а это уже не очень хорошо.
«Большая редкость, когда человек много где активен и при этом сохранился. Должна быть духовная гигиена. Если каждый день ты выступаешь с лекциями, в любом случае нужен период молчания. Если говорение овладеет тобой, то уже не ты будешь контролировать этот процесс, а говорение будет контролировать тебя. А отсутствие контроля – это всегда хаос. Тогда уже тебя понесет. Те, кто занимаются миссионерством, часто забывают об этой стороне. Потому неудивительно, что часто падают те, кто высоко поднялся».
«Удмуртии не нужны старцы»
В Удмуртии, признается отец Ефрем, нет духовно-опытных старцев, потому что у христиан нет в них потребности. Происходит это по той причине, что отношение к образу Бога стало другим. Сейчас Христа воспринимают как психотерапевта. Как сказал один священник – это психотерапевтический деистический Бог. Он стал Тем, к Кому придут, выскажутся и получат одобрение, но ни в коем случае не критику. Человек не хочет впускать Христа в свою жизнь, потому что ему страшно менять ее, как и мысли, и поведение.
«Запрос на старцев исчез в Удмуртии. Они просто никому не нужны. Бог воздвигает старца там, где есть потребность. Даже если он появится, его не заметят. В 90-е запрос был больше. И настоящие старцы действительно были, например, протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Иоанн Крестьянкин и архимандрит Кирилл Павлов. К ним вся Россия шла. Но много было и тех, кто только притворялся старцами, многих людей они ввели в заблуждение. Каждый неофит, каких тогда было много, особенно начитавшихся монашеской литературы, обязательно считал, что у него должен быть старец. А сегодня, наоборот, старцы никому не нужны».
Нужен ли Христос молодежи?
В последнее время, говорит отец Ефрем, у молодежи нет потребности в Боге. Им это просто не нужно, ведь у них есть свои земные мечты, а вечные вопросы уходят на задний план.
«У только выпустившегося школьника есть мечты – поступить в вуз, заработать деньги или сразу стать блогером-миллионником. Но если говорить о Христе, то это всегда разговор о смысле жизни, о смерти, добре и зле. Есть ли запрос у молодежи на эти вечные темы? Бог на этом этапе не нужен. Молодежь не интересуют нравственные вопросы. Это период гедонизма, максимального удовольствия. В этом и смысл. Бог для них скорее будет препятствием или даже врагом. Некоторые священники на приходах пытаются организовать для молодежи походы на байдарках, лагеря, что-то веселое. Но сам вход в Церковь, Евангелие им часто неинтересны. Для них это все скорее развлечение. Сможем ли мы из проповеди Евангелия устроить шоу?»
В чем смысл жизни монаха?
Тот путь, который определен Евангелием, говорит отец Ефрем, – смысл жизни – соединиться с Богом и усыновиться Ему. Но должно быть желание и решительность.
«Тут уже можно говорить не о монашестве, а о самом православии, которое говорит: «Ищите прежде Царствие Божие, все остальное приложится вам». Внутренне человек создан для радости, счастья, любви. Это вещи, которые человек не может обрести вне себя. Но если есть потребность, значит, они где-то должны быть. Один миссионер говорил, что самое лучшее доказательство существования воды – жажда у человека. Если есть потребность жизни в вечности, радости и любви, значит, они есть».
Как человеку обрести веру?
Недавно к отцу Ефрему приходил человек лет 40, который вышел из комы. В последний раз он упал с высоты 15 метров, до этого с ним случались и другие беды. Даже врачи говорили ему, что после таких травм не живут. Он пришел поговорить о вере, хотел изменить жизнь, покаяться в прежних многочисленных грехах и начать новую жизнь с Богом.
«Часто говорят, что только скорби приводят человека к вере, тут важно отметить, что именно они лишают человека иллюзий. Если ты молод, здоров и богат, то, конечно, ты можешь считать себя победителем по жизни. Но все это меняется, и человек вновь знакомится с самим собой, ищет почву под ногами. Впоследствии оказывается, что, кроме Бога, никто тебе не может помочь. Если человек искренне ищет Бога, то надо прямо в молитве и обратиться к Нему: «Господи, если Ты есть, то откройся мне».
А чтобы ближе познакомиться с Богом, отец Ефрем рекомендует начать читать Священное Писание.