Разговоры о вере: всегда ли ЭКО – грех?

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 1450

Как Церковь относится к контрацепции, прерывании беременности, пересадке органов и другим возможностям современной медицины

В рубрике «Разговоры о вере» мы продолжаем говорить о важных вопросах, которыми задаются православные верующие. Сегодня – одна из самых сложных тем, раскрывающая отношение Церкви к спорным, с точки зрения религии, возможностям медицины.

В целом православная Церковь только приветствует развитие медицины, ведь это помогает поддерживать здоровье человека, исцелять болезни, облегчать страдания больных. Однако есть ряд спорных нравственных вопросов, связанных с биомедицинскими технологиями, которые, с точки зрения Церкви, являются попыткой поставить человека на место Бога. Это искусственное оплодотворение, аборт, вмешательство в генетику и так далее. Как быть, если верующий столкнулся с одной из этих проблем? Ответы можно найти в документе «Основы социальной концепции РПЦ», где изложена официальная позиция Русской православной Церкви по проблемам биоэтики.

Православная церковь не выступает против искусственного оплодотворения в целом, однако здесь есть ряд нюансов. Подробнее – в тексте статьи Фото: Pixabay

Как быть в случае нежелательной беременности?

Согласно христианской вере, аборт, то есть намеренное прерывание беременности, – это грех, приравниваемый к убийству. Человеческая жизнь является даром Божиим, и всякое посягательство на нее преступно уже с момента зачатия. Кроме того, аборт представляет собой угрозу физическому и душевному здоровью матери. Тех женщин, кто все-таки решился на этот шаг, Церковь призывает к покаянию, молитве, несении епитимии и участию в таинствах. Если же аборт выполняется по медицинским показаниям, когда есть прямая угроза жизни матери, рекомендуется проявлять к женщине снисхождение, но она в любом случае должна исповедоваться и покаяться.

Можно ли предохраняться?

С точки зрения Церкви, грехом является не сам факт предохранения, а именно отказ иметь детей из эгоистических побуждений в ситуации, когда у супругов есть для этого все возможности. При этом отношение РПЦ к применению противозачаточных средств зависит от того, каким действием они обладают. Одно дело – оральные контрацептивы, презервативы и другие методы, которые не дают возникнуть беременности. Их использование не является грехом. Другое дело – медикаменты, которые обладают абортивным действием и часто применяются для экстренной контрацепции. Их использование Церковь приравнивает к убийству.

Что делать, если не получается забеременеть?

Православным верующим, столкнувшимся с проблемой бесплодия, Церковь советует, в первую очередь, помнить о том, что рождение детей – важная, но не единственная цель супружества. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия им не помогают, рекомендуется принять эту ситуацию со смирением. Возможно, для кого-то выходом станет усыновление.

Что же касается искусственного оплодотворения, то официальная позиция Церкви здесь такова: ЭКО допустимо с религиозной точки зрения, если оно принципиально не отличается от естественного зачатия. Это значит, что ЭКО проходит с использованием клеток мужа и жены, а не доноров, а все получившиеся эмбрионы подсаживаются женщине, не замораживаются и не уничтожаются, так как это опять же можно приравнять к убийству. Суррогатное материнство Церковью порицается, даже в тех случаях, когда оно совершается не за деньги.

Суррогатное материнство, по мнению Церкви, разрушает духовную близость между ребенком и его матерью

Вмешательство в гены – грех?

Церковь приветствует усилия медиков, направленные на диагностику и лечение наследственных заболеваний. Однако в РПЦ подчеркивают: целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям.

Что касается дородовой диагностики таких заболеваний у еще не родившегося ребенка, то Церковь советует верующим использовать этот метод с оглядкой. Во-первых, такие исследования не должны представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Во-вторых, выявление заболевания нередко побуждает родителей прервать беременность, что является грехом, с точки зрения Церкви. Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она поможет вылечить болезнь на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке.

Как относиться к пересадке органов?

В целом Церковь оценивает возможности современной трансплантологии очень высоко, однако подчеркивает, что любая пересадка органов должна быть добровольной, а потенциальный донор должен понимать все возможные последствия такого решения – только тогда это будет являться актом любви и сострадания. Что касается изъятия органов после смерти, то здесь важно, во-первых, убедиться, что человек действительно скончался, а во-вторых, узнать у его родственников, соглашался ли он на то, чтобы после смерти стать донором.

Верующий, столкнувшийся с одним из перечисленных в статье вопросов, может обсудить его со священником своего прихода. Но каждый батюшка зачастую выражает свое личное мнение и дает советы, исходя из собственного опыта. Поэтому хорошо, если верующий также прочитает «Основы социальной концепции РПЦ»: в них можно найти подробные ответы на свои вопросы.
Георгий Харин, настоятель храма Георгия Победоносца

Какие медицинские новшества Церковь осуждает?

Клонирование человека. Официальная позиция Церкви такова: человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них личностные характеристики с помощью редактирования генома. «Тиражирование» людей с заданными параметрами – скорее, прерогатива тоталитарных идеологий.

Эвтаназия. Церковь проповедует заповедь «не убивай», а потому не считает нравственными попытки легализации эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных по их просьбе или просьбе родственников. С точки зрения православия, это – тяжкий грех, приравниваемый к убийству или самоубийству.

Смена пола. Нравственно допустимо менять пол лишь в случае, если человек родился с патологией половых органов, которая помешала врачу правильно идентифицировать его пол. В остальных случаях Церковь призывает смириться и не «бунтовать против Творца».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Разговоры о вере: пожертвования на банковскую карту – это нормально

Можно ли спасти семью, если один из супругов задумался о разводе?

Новый храм: вы можете помочь

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: Славянское шоссе, 0/13.

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально значимых проектов «Источник».

Все материалы рубрики читайте на сайте IZHLIFE (16+) в разделе «Разговоры о вере»

Задать вопрос священнику вы можете по телефону в редакции 8 (3412) 94-50-05 или по почте ellende@mail.ru


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus