Мы продолжаем наш разговор о христианском понимании смерти со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. Сегодня он расскажет о том, что происходит с душой человека после смерти согласно учению Церкви.
В качестве примера Георгий Харин приводит воспоминания знаменитого богослова Алексея Осипова, который писал о том, как его спасла его же собственная мать.
– Мать Алексея Ильича была при смерти, и он поехал к ней из Москвы, чтобы проститься, но опоздал на транспорт и вынужден был идти пешком, – рассказывает отец Георгий. – По дороге он заблудился, наступила ночь, но вдруг Алексей Ильич увидел свою мать, которая подсказала ему, куда идти. Добравшись до дома, он узнал, что она умерла, причем именно в тот самый день и час, когда явилась ему в лесу. Перед смертью она переживала, что не повидалась с сыном, но после кончины у ее души была краткая возможность не только увидеть его, но и помочь ему.
Посмертные испытания души
С третьего дня, то есть со дня похорон, и по девятый день душа усопшего проходит так называемые воздушные мытарства. Это своего рода испытание, выдержать которое можно только в том случае, если человек жил праведно и старался ограждать себя от зла и искушений.
– Благодаря голливудским фильмам многие привыкли считать, что духи зла обретаются в аду, однако на самом деле они находятся здесь, среди нас, – объясняет отец Георгий. – Духи эти ведут бесконечную борьбу с ангелами за наши души. Для Бога каждый человек ценен, и демоны, чтобы досадить Вседержителю, стараются оторвать, отлучить от Него дорогого Ему человека. В том числе с помощью посмертных испытаний.
– Скажем, если при жизни человек был чревоугодником, то и после смерти не сможет пройти мимо богато накрытого стола, поддастся искушению и окажется плененным этим испытанием, – говорит отец Георгий. – Когда душа наша отделена от тела, то не остается никаких сдерживающих факторов, никакой силы воли. Ты теперь такой, какой ты есть. Если ты привык к греху, то испытания тебе не пройти, и наоборот: душа человека, который старался жить нравственно, соблюдал пост, избегал греховных мыслей, пройдет воздушные мытарства легко.
Почему так важен девятый день?
На девятый день, пройдя все испытания, душа человека, сопровождаемая своим ангелом-хранителем, предстает перед Богом.
– Для кого-то это радостная встреча, а для кого-то – нет, – говорит отец Георгий. – Представьте, что человек, никогда не веривший в Бога и живший самым скотским образом, вдруг сталкивается с пылающей, всеобъемлющей любовью лицом к лицу. Это можно сравнить с супружескими отношениями: например, муж в командировке не пропустил ни одной юбки, а когда вернулся домой, его там встретила жена, искренне, всей душой его любящая. Что он почувствует? Сильнейший стыд. Так же и с Богом, только стыд этот не загонишь глубоко внутрь, не отмахнешься от него, ведь когда твоя душа обнажена, ты ощущаешь этот стыд всем своим существом.
Вот почему девятый день – особенный. В этот день родные усопшего приходят в храм, заказывают панихиду, затем идут на кладбище, чтобы проведать могилу, а потом устраивают поминки.
– Сегодня поминки превратились в какой-то бессмысленный и даже безобразный ритуал, – говорит священник. – Смысл этого дня не в том, чтобы собрать всех родственников и, выпив по рюмке за покойного, начать делиться новостями и обсуждать семейные дела. Наоборот: всегда было принято, чтобы родственники покойного устраивали отдельные поминки – каждый в своем доме.
Более того, этот день посвящали добрым делам: помогали нуждающимся, кормили бездомных, раздавали милостыню и так далее. Когда же родных усопшего за это благодарили, они отвечали: «Мы это делаем за почившего такого-то, помолитесь за него». Сейчас можно поступить так же: сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице или же хотя бы просто купить продуктов малоимущим.
Что такое Страшный суд?
С девятого по сороковой день душа проходит райские обители и адские обители и либо радуется тому, что избежала страшной участи пребывать в аду, либо скорбит о потерянном рае. Сороковой день – день так называемого Частного суда, когда определяется, где именно – в раю или в аду – душа будет ожидать всеобщего Страшного суда. Поэтому в сороковой день также устраивают поминки по усопшему, идут на кладбище, заказывают церковную молитву и особенно усердно молятся сами.
– Страшный суд – это самое ожидаемое событие для каждого верующего, – говорит отец Георгий. – Случится он после Второго пришествия Христа и всеобщего воскрешения к жизни. На Страшном суде у каждого из нас будет возможность, находясь пред лицом Божьим, решить, чего он хочет: остаться с Богом в раю или отринуть Его и отправиться в ад. Если Бог ему не нужен, никто не будет неволить человека, то есть Страшный суд – это акт нашей абсолютной свободы воли.
Как помочь душе усопшего?
Один из главных вопросов, которым задаются родные умершего человека: можно ли как-то помочь его душе, облегчить ее участь, особенно в том случае, если почивший вел не самую праведную жизнь. Отец Георгий объясняет: христианское отношение к почившему можно свести к трем моментам. Это церковная молитва, домашняя молитва и доброделание в память об усопшем.
1. Церковная молитва
Сразу после смерти человека или после отпевания и похорон его родные могут обратиться в любой храм или в несколько храмов, чтобы заказать так называемый сорокоуст. Это сорокадневное поминовение во время службы в церкви, когда священник называет имя усопшего среди других.
Просьбу помолиться об усопшем можно также передать в монастырь – сегодня это несложно сделать через официальные сайты обителей. Главное, не нарваться на мошенников, которые могут также через интернет собирать деньги якобы на какие-то церковные услуги.
Есть и более простое церковное поминовение, когда на панихиде кто-то из священнослужителей или из благочестивых мирян просто помянет имя усопшего. Кроме того, можно заказать поминальную службу, которая длится не 40 дней, а больше, например, год.
2. Домашняя молитва
Это чтение Псалтыри родными усопшего: регулярно, искренне, от души. И не стоит забывать, что домашняя молитва своими словами – это единственная возможность помолиться за умершего, если тот не был крещен, так как заказывать церковные службы и ставить свечи в память о некрещеных нельзя.
3. Доброделание
Хорошо, если родные и близкие почившего будут делать в память о нем и от его лица те или иные добрые дела, бескорыстно и искренне. Это не только помогает душе человека пройти посмертные испытания, но и приносит живым душевное облегчение. Духовный мир тесно связан с земным: когда мы делаем что-то хорошее в память о почившем, он этому радуется, а мы чувствуем эту радость, и она приносит нам покой и позволяет умерить скорбь.
Какие предрассудки связаны со смертью?
– Похороны и поминки часто окружены множеством предрассудков и примет, которые Церковь решительно не приветствует, – говорит отец Георгий. – Не нужно ставить на стол фотографию усопшего, наливать ему водки и класть хлеб – душа его не пьет и не ест. Не нужно оставлять на могиле еду – это чистой воды язычество, да и самим возле могилы лучше не есть. Не нужно верить в то, что в доме, где лежит покойный, нельзя открывать форточки, наоборот, их надо открывать, чтобы воздух не застаивался и не было запаха. И зеркала мы закрываем не потому, что там может поселиться дух, а потому, что смотреть на себя в зеркало в это время – грех праздности.
Нет никакого смысла и в других ритуалах, таких, например, как «заземление» покойника, когда его проволокой привязывают за палец к батарее. Не нужно класть ему за уши яйца, чтобы потом их раздать. И уж тем более не нужно заставлять маленьких детей потрогать усопшего за ногу, «чтобы потом он их не пугал». Это бессмысленное действие напугает их куда больше.
Вопрос-ответ
Сны об умерших и отношение Церкви к кремации
– Мой сын умер несколько лет назад, и мне часто снится сон, в котором он страдает от холода и словно бы сражается с кем-то на войне. Как мне помочь ему?
Нина Николаевна
– Я бы посоветовал в такой ситуации усерднее молиться за сына, дома и в храме, делать добрые дела в память о нем, например, раздать его вещи бедным, помочь кому-то из соседей и так далее. Хорошо бы и самой что-то сделать: сходить на исповедь, причаститься святых тайн. Наконец, огромное духовное значение в этом смысле имеет именно церковная молитва – например, сорокоуст. Заказать ее можно даже по прошествии нескольких лет со дня смерти. Приведу пример из еще дореволюционной книги протоиерея Григория Дьяченко «Невидимый мир». Он рассказывает о благочестивой паре: у них трагически скончался сын, который вел образ жизни предосудительный, и родители скорбели, что он умер не как христианин, без покаяния. Они обратились в один из монастырей, чтобы им помогли узнать посмертную участь сына. И старцу было видение: огромная огненная река, и в ней множество пылающих тел, среди которых – сын этой пары. Он рассказал старцу, что всегда находится в огне и страдает, кроме одного дня в году. Старец передал его слова родителям, и оказалось, что их сын не страдает только в день своей кончины, потому что каждый год в это время его мать и отец приходили в храм, чтобы заказать о нем поминальную службу. Поэтому сорокоуст, соборная молитва, имеет очень большое значение и, как и домашние молитвы и добрые дела, служит залогом дальнейшего устроения души в ином мире.
– Как православная церковь относится к кремации?
Евгения
– Христианство в целом и православие в частности к кремации относятся отрицательно. Во-первых, эта традиция берет начало в языческих обычаях, которые были характерны для нехристианских стран. Во-вторых, мы верим во всеобщее воскрешение, верим в то, что человек был взят от земли, земля его всю жизнь кормит, а значит – он должен после смерти вернуться в землю. Как сказано в чине погребения, «яко земля еси, и в землю отыдеши». Хотя здесь нужно оговориться: само по себе сожжение не влияет на душу – это касается, например, тех трагических ситуаций, когда человек погиб на пожаре.
– Отец Георгий, как вы относитесь к роскошным похоронам? Нужно ли стараться подобрать самый красивый и дорогой гроб, установить на могиле дорогой крест, и так далее? Или лучше скромные похороны?
Наталья
– Это, безусловно, личное дело каждого. Но, на мой взгляд, все-таки лучше провести похороны более скромно, иначе есть опасность впасть в тщеславие с мыслями о том, чтобы у вас все было «лучше, чем у других». Многие святые, благочестивые христиане особо просили перед своей смертью, чтобы их похоронили по-простому, без роскоши. А оставшиеся средства лучше пустить на добрые дела.
Задать свой вопрос Георгию Харину вы можете здесь, в комментариях, по телефону в редакции (3412)94-50-05 или по электронной почте ellende@mail.ru
Ижевчане собирают деньги на строительство храма
Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.
Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».