Top.Mail.Ru
11 июля 2018 13:10
Разговоры о вере

Священник Георгий Харин – о том, куда душа человека попадает после смерти

Расскажем, какое значение в христианстве имеют 3-й, 9-й и 40-й дни после кончины, а также о том, как правильно поминать усопших

Мы продолжаем наш разговор о христианском понимании смерти со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. Сегодня он расскажет о том, что происходит с душой человека после смерти согласно учению Церкви.

Согласно церковному опыту душа, разлучившись с телом, первые три дня находится в тех местах, где человек любил бывать при жизни, причем переносится из одного места в другое мгновенно, одной лишь силой мысли. Поэтому мы, бывает, видим усопшего в его же доме, рядом с теми, кто был ему дорог.
Георгий Харин, священник

В качестве примера Георгий Харин приводит воспоминания знаменитого богослова Алексея Осипова, который писал о том, как его спасла его же собственная мать.

– Мать Алексея Ильича была при смерти, и он поехал к ней из Москвы, чтобы проститься, но опоздал на транспорт и вынужден был идти пешком, – рассказывает отец Георгий. – По дороге он заблудился, наступила ночь, но вдруг Алексей Ильич увидел свою мать, которая подсказала ему, куда идти. Добравшись до дома, он узнал, что она умерла, причем именно в тот самый день и час, когда явилась ему в лесу. Перед смертью она переживала, что не повидалась с сыном, но после кончины у ее души была краткая возможность не только увидеть его, но и помочь ему.

Третий, девятый и сороковой дни считают со дня смерти, причем день кончины – первый в этом ряду Фото: архив редакции

Посмертные испытания души

С третьего дня, то есть со дня похорон, и по девятый день душа усопшего проходит так называемые воздушные мытарства. Это своего рода испытание, выдержать которое можно только в том случае, если человек жил праведно и старался ограждать себя от зла и искушений.

– Благодаря голливудским фильмам многие привыкли считать, что духи зла обретаются в аду, однако на самом деле они находятся здесь, среди нас, – объясняет отец Георгий. – Духи эти ведут бесконечную борьбу с ангелами за наши души. Для Бога каждый человек ценен, и демоны, чтобы досадить Вседержителю, стараются оторвать, отлучить от Него дорогого Ему человека. В том числе с помощью посмертных испытаний.

С 3-го по 9-й день душе умершего предлагаются всевозможные искушения: пустословие, блуд, прелюбодеяние, чревоугодие, зависть, злоба и т. д. Всего 20 испытаний

– Скажем, если при жизни человек был чревоугодником, то и после смерти не сможет пройти мимо богато накрытого стола, поддастся искушению и окажется плененным этим испытанием, – говорит отец Георгий. – Когда душа наша отделена от тела, то не остается никаких сдерживающих факторов, никакой силы воли. Ты теперь такой, какой ты есть. Если ты привык к греху, то испытания тебе не пройти, и наоборот: душа человека, который старался жить нравственно, соблюдал пост, избегал греховных мыслей, пройдет воздушные мытарства легко.

Фото: Pixabay

Почему так важен девятый день?

На девятый день, пройдя все испытания, душа человека, сопровождаемая своим ангелом-хранителем, предстает перед Богом.

– Для кого-то это радостная встреча, а для кого-то – нет, – говорит отец Георгий. – Представьте, что человек, никогда не веривший в Бога и живший самым скотским образом, вдруг сталкивается с пылающей, всеобъемлющей любовью лицом к лицу. Это можно сравнить с супружескими отношениями: например, муж в командировке не пропустил ни одной юбки, а когда вернулся домой, его там встретила жена, искренне, всей душой его любящая. Что он почувствует? Сильнейший стыд. Так же и с Богом, только стыд этот не загонишь глубоко внутрь, не отмахнешься от него, ведь когда твоя душа обнажена, ты ощущаешь этот стыд всем своим существом.

Вот почему девятый день – особенный. В этот день родные усопшего приходят в храм, заказывают панихиду, затем идут на кладбище, чтобы проведать могилу, а потом устраивают поминки.

Решающее значение все-таки имеет не обряд как нечто внешнее, а внутренние переживания тех, кому усопший был близок и дорог. Самое важное – не потерять внутренней связи с этим человеком, не забывать его, делать что-то доброе в память о нем.
Георгий Харин, священник

– Сегодня поминки превратились в какой-то бессмысленный и даже безобразный ритуал, – говорит священник. – Смысл этого дня не в том, чтобы собрать всех родственников и, выпив по рюмке за покойного, начать делиться новостями и обсуждать семейные дела. Наоборот: всегда было принято, чтобы родственники покойного устраивали отдельные поминки – каждый в своем доме.

В день поминок в память об усопшем нужно сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице

Более того, этот день посвящали добрым делам: помогали нуждающимся, кормили бездомных, раздавали милостыню и так далее. Когда же родных усопшего за это благодарили, они отвечали: «Мы это делаем за почившего такого-то, помолитесь за него». Сейчас можно поступить так же: сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице или же хотя бы просто купить продуктов малоимущим.

Что такое Страшный суд?

С девятого по сороковой день душа проходит райские обители и адские обители и либо радуется тому, что избежала страшной участи пребывать в аду, либо скорбит о потерянном рае. Сороковой день – день так называемого Частного суда, когда определяется, где именно – в раю или в аду – душа будет ожидать всеобщего Страшного суда. Поэтому в сороковой день также устраивают поминки по усопшему, идут на кладбище, заказывают церковную молитву и особенно усердно молятся сами.

Фото: Диля Ахмадишина

– Страшный суд – это самое ожидаемое событие для каждого верующего, – говорит отец Георгий. – Случится он после Второго пришествия Христа и всеобщего воскрешения к жизни. На Страшном суде у каждого из нас будет возможность, находясь пред лицом Божьим, решить, чего он хочет: остаться с Богом в раю или отринуть Его и отправиться в ад. Если Бог ему не нужен, никто не будет неволить человека, то есть Страшный суд – это акт нашей абсолютной свободы воли.

Как помочь душе усопшего?

Один из главных вопросов, которым задаются родные умершего человека: можно ли как-то помочь его душе, облегчить ее участь, особенно в том случае, если почивший вел не самую праведную жизнь. Отец Георгий объясняет: христианское отношение к почившему можно свести к трем моментам. Это церковная молитва, домашняя молитва и доброделание в память об усопшем.

Фото: архив редакции

1. Церковная молитва

Сразу после смерти человека или после отпевания и похорон его родные могут обратиться в любой храм или в несколько храмов, чтобы заказать так называемый сорокоуст. Это сорокадневное поминовение во время службы в церкви, когда священник называет имя усопшего среди других.

Просьбу помолиться об усопшем можно также передать в монастырь – сегодня это несложно сделать через официальные сайты обителей. Главное, не нарваться на мошенников, которые могут также через интернет собирать деньги якобы на какие-то церковные услуги.

Есть и более простое церковное поминовение, когда на панихиде кто-то из священнослужителей или из благочестивых мирян просто помянет имя усопшего. Кроме того, можно заказать поминальную службу, которая длится не 40 дней, а больше, например, год.

2. Домашняя молитва

Это чтение Псалтыри родными усопшего: регулярно, искренне, от души. И не стоит забывать, что домашняя молитва своими словами – это единственная возможность помолиться за умершего, если тот не был крещен, так как заказывать церковные службы и ставить свечи в память о некрещеных нельзя.

3. Доброделание

Хорошо, если родные и близкие почившего будут делать в память о нем и от его лица те или иные добрые дела, бескорыстно и искренне. Это не только помогает душе человека пройти посмертные испытания, но и приносит живым душевное облегчение. Духовный мир тесно связан с земным: когда мы делаем что-то хорошее в память о почившем, он этому радуется, а мы чувствуем эту радость, и она приносит нам покой и позволяет умерить скорбь.

Фото: архив редакции

Какие предрассудки связаны со смертью?

– Похороны и поминки часто окружены множеством предрассудков и примет, которые Церковь решительно не приветствует, – говорит отец Георгий. – Не нужно ставить на стол фотографию усопшего, наливать ему водки и класть хлеб – душа его не пьет и не ест. Не нужно оставлять на могиле еду – это чистой воды язычество, да и самим возле могилы лучше не есть. Не нужно верить в то, что в доме, где лежит покойный, нельзя открывать форточки, наоборот, их надо открывать, чтобы воздух не застаивался и не было запаха. И зеркала мы закрываем не потому, что там может поселиться дух, а потому, что смотреть на себя в зеркало в это время – грех праздности.

Нет никакого смысла и в других ритуалах, таких, например, как «заземление» покойника, когда его проволокой привязывают за палец к батарее. Не нужно класть ему за уши яйца, чтобы потом их раздать. И уж тем более не нужно заставлять маленьких детей потрогать усопшего за ногу, «чтобы потом он их не пугал». Это бессмысленное действие напугает их куда больше.

Вопрос-ответ

Сны об умерших и отношение Церкви к кремации

– Мой сын умер несколько лет назад, и мне часто снится сон, в котором он страдает от холода и словно бы сражается с кем-то на войне. Как мне помочь ему?

Нина Николаевна

– Я бы посоветовал в такой ситуации усерднее молиться за сына, дома и в храме, делать добрые дела в память о нем, например, раздать его вещи бедным, помочь кому-то из соседей и так далее. Хорошо бы и самой что-то сделать: сходить на исповедь, причаститься святых тайн. Наконец, огромное духовное значение в этом смысле имеет именно церковная молитва – например, сорокоуст. Заказать ее можно даже по прошествии нескольких лет со дня смерти. Приведу пример из еще дореволюционной книги протоиерея Григория Дьяченко «Невидимый мир». Он рассказывает о благочестивой паре: у них трагически скончался сын, который вел образ жизни предосудительный, и родители скорбели, что он умер не как христианин, без покаяния. Они обратились в один из монастырей, чтобы им помогли узнать посмертную участь сына. И старцу было видение: огромная огненная река, и в ней множество пылающих тел, среди которых – сын этой пары. Он рассказал старцу, что всегда находится в огне и страдает, кроме одного дня в году. Старец передал его слова родителям, и оказалось, что их сын не страдает только в день своей кончины, потому что каждый год в это время его мать и отец приходили в храм, чтобы заказать о нем поминальную службу. Поэтому сорокоуст, соборная молитва, имеет очень большое значение и, как и домашние молитвы и добрые дела, служит залогом дальнейшего устроения души в ином мире.

– Как православная церковь относится к кремации?

Евгения

– Христианство в целом и православие в частности к кремации относятся отрицательно. Во-первых, эта традиция берет начало в языческих обычаях, которые были характерны для нехристианских стран. Во-вторых, мы верим во всеобщее воскрешение, верим в то, что человек был взят от земли, земля его всю жизнь кормит, а значит – он должен после смерти вернуться в землю. Как сказано в чине погребения, «яко земля еси, и в землю отыдеши». Хотя здесь нужно оговориться: само по себе сожжение не влияет на душу – это касается, например, тех трагических ситуаций, когда человек погиб на пожаре.

– Отец Георгий, как вы относитесь к роскошным похоронам? Нужно ли стараться подобрать самый красивый и дорогой гроб, установить на могиле дорогой крест, и так далее? Или лучше скромные похороны?

Наталья

– Это, безусловно, личное дело каждого. Но, на мой взгляд, все-таки лучше провести похороны более скромно, иначе есть опасность впасть в тщеславие с мыслями о том, чтобы у вас все было «лучше, чем у других». Многие святые, благочестивые христиане особо просили перед своей смертью, чтобы их похоронили по-простому, без роскоши. А оставшиеся средства лучше пустить на добрые дела.

Задать свой вопрос Георгию Харину вы можете здесь, в комментариях, по телефону в редакции (3412)94-50-05 или по электронной почте ellende@mail.ru

Ижевчане собирают деньги на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».