Top.Mail.Ru
27 февраля 2018 14:44
Разговоры о вере

Разговоры о вере: почему верующие не боятся порчи и не верят в гороскопы?

А также как в православии относятся к колдовству, приворотам, проклятиям и прочим сверхъестественным вещам.

21 век давно наступил, но мы до сих пор плюем через левое плечо, повстречав черную кошку, и верим в гороскопы. Сегодня наш собеседник, священник Георгий Харин, настоятель Свято-Никольского храма в Ижевске расскажет о том, как Церковь относится к колдовству и магии, и почему не нужно ездить к колдунам, бояться сглаза и женщин с пустыми ведрами.

Магия – это вера в то, что с помощью определенных ритуалов, обрядов можно добиться нужной цели: например, излечиться или навредить кому-то. Часто магию считают некой первобытной формой религии, однако это все-таки разные вещи.

Религия буквально означает «связь», то есть это связь с теми или иными богами, духами, то есть с чем-то сверхъестественным. Связь эта направлена на то, чтобы о чем-то просить богов: об урожае, о здоровье, о богатстве и так далее. А магия – это стремление повелевать земным при помощи сверхъестественного. В этом случае ты не просишь, а делаешь сам. То есть религия – это просьба, обращенная к сверхъестественному, а магия –  стремление повелевать земными вещами при помощи сверхъестественных сил.
Георгий Харин, настоятель Свято-Никольского храма

Вера в Бога и магия несовместимы

– Важно понимать, что заниматься магией и верить в Бога – это разные вещи, – подчеркивает отец Георгий. – Трудно заставить себя покориться кому-то, когда магия обещает мгновенный результат. Тем более что для него не нужно ничего делать: вот ты привез ребенка бабке-знахарке, она пошептала над ним какие-то слова и все – якобы сняла порчу. И люди в это верят, потому что так гораздо проще, чем прийти в церковь. Ведь батюшка тебе не будет обещать мгновенных чудес. Тебе нужно молиться, поститься, каяться, регулярно ходить на службу, причащаться. Церковь не дает человеку простых рецептов, она заставляет трудиться над собой. А тут пришел, раз – и готово. Психологически так проще, поэтому многие и идут к знахаркам, а не в церковь.

Фото: Pixabay

При этом христианство, безусловно, магию и колдовство не приемлет.

– С точки зрения Церкви магия в принципе не работает, – объясняет священник. – Если ты придешь в храм и поставишь 40 свечей за упокой живого человека, чтобы навредить ему, ничего не произойдет. В первую очередь потому, что это глупость. На деле же ничего не работает: ни заговоры, ни привороты, ни проклятия, хотя в это многие люди верят до сих пор.

«Приметы, связанные с церковными свечами, например, мнение, что их нельзя передавать левой рукой, – глупость»

Кроме того, зачастую мы ждем каких-то «магических» действий непосредственно от служителей Церкви.

– К священникам часто обращаются за «бытовой магией», – рассказывает отец Георгий. – Например, приходят в церковь и говорят: «Крестите нашего ребенка, чтобы не болел». При этом сами в Бога не верят, обрядов и церковных традиций не знают и не соблюдают, но уверены, что крещение подарит их малышу защиту. Но это так не работает! Попросить у Бога здоровья для малыша можно. Но одно дело верить в Бога, а другое – верить в магию обряда. Если мы окунем тебя в таз с водой, ты не станешь от этого лучше. Но мы верим, что Бог может сделать тебя лучше, если ты Его об этом искренне просишь, и если ты сам готов что-то для этого делать. Так же нужно относиться к соборованию, освящению квартиры и прочим церковным таинствам и обрядам. Все дело во внутреннем переживании человека, а не во внешних действиях священника. Если ты душой не участвуешь в обряде, не веришь в Бога, это уже не религия, а магия.

В чем различие между верой и суеверием?

– Апостол Павел дал универсальное определение вере: «Вера есть приятие невидимого как видимого и ожидаемого как действительного», – цитирует отец Георгий. – Что это значит? Бог невидим, но верующий воспринимает Его как видимого, Он для него реален. Ожидаемое Царство небесное или адские муки еще впереди, но верующие думают об этом уже сейчас и воспринимают как нечто действительное. А вот суеверие, то есть «суетная вера», – это вера только в видимое. Вот человек видит черную кошку и верит, что она принесет несчастье. Видит женщину с пустым ведром и верит, что день пойдет наперекосяк. Верить в подобные приметы означает придавать реальным вещам потустороннее значение.

Астрология – это тоже суеверие. Люди верят в то, что рисунок звезд и планет на небе как-то влияет на судьбу, может определять характер человека и предсказать его будущее.

Фото: Pixabay

– Вера в гороскопы и в приметы имеет чисто психологические причины, – говорит отец Георгий. – Главная причина всех суеверий – желание избавиться от ответственности. Если христианство заставляет задумываться над своими поступками, нести за них ответственность, поступать по совести, то суеверия, напротив, снимают всякую ответственность. Ведь так просто сказать: «Это не я плохой и вредный, это я просто по знаку зодиака – Скорпион».

– То же самое с гороскопами: на день, на неделю, на год. Человек с утра проснулся в плохом настроении, накричал на жену, поругался с детьми, поссорился с коллегой, а потом заглянул в гороскоп и утешился: «Мне звезды говорят, что сегодня мне не найти общего языка с окружающими». Но ведь ты сам отвечаешь за свои поступки! Это ты поссорился с женой, а не звезды. Верить в подобную чушь проще, чем искать причину проблем в себе. Но просто – не всегда означает хорошо, – подводит итог священник.

Люди верят в гороскопы, потому что это снимает с них ответственность за свои поступки

Однако важно помнить, что христианство, отрицая магию, признает существование злых сил – тех, что противоположны Богу. И вот с ними нужно быть как можно более аккуратными.

– Исходя из своего пастырского опыта, могу сказать, что некоторые люди обращаются к помощи злых сил, – говорит отец Георгий. – И зло действует очень активно, охотно идет навстречу. Поэтому если человек сознательно обращается к силам зла: читает заговоры, кого-то проклинает, проводит магические обряды на кладбище, зло может и откликнуться. Но в первую очередь оно будет направлено против того, кто им пользуется, потому что невозможно залезть в грязь и не испачкать рук. Сколько я знаю таких историй, когда люди мнили себя колдунами! У одного дети погибли, другой разбился в аварии, третий умер от рака. За обращение к злу надо платить: своей душой, своим счастьем, тем, что тебе дорого. Злые силы обязательно возьмут свое.

– И очень жалко мне тех, кто с помощью одного зла – например, обряда у «ведьмы» – пытается победить другое зло – скажем, снять порчу, – продолжает отец Георгий. – Тем более что большинство этих ведьм и колдунов – обычные шарлатаны, а вокруг тяги людей к сверхъестественному выстроен целый бизнес, включая, например, разные шоу, мистические каналы и прочие глупости.

Отец Георгий подчеркивает: когда человек приходит к Богу, он просто перестает обращать  внимание на подобные вещи. Перестает читать гороскопы, бояться сглаза и порчи, не спешит перебежать дорогу перед черной кошкой, не идет с любыми проблемами к знахарке или гадалке, потому что знает: все это полная ерунда.

Ижевчане собирают деньги на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05.



Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».