Top.Mail.Ru
1 августа 2017 09:54
Разговоры о вере

Разговоры о вере: для чего нужна исповедь?

Ижевский священник Георгий Харин – об одном из самых интимных и важных церковных таинств.

Разговоры о вере
Крест и Евангелие - главные атрибуты таинства исповеди
Крест и Евангелие - главные атрибуты таинства исповеди

Мы продолжаем рассказывать о таинствах православной веры, и сегодня в центре нашего внимания – исповедь, или покаяние. Как подготовиться к первой в жизни исповеди? В чем смысл этого таинства? В каких грехах мы каемся перед Богом? Об этом сайту IZHLIFE рассказал настоятель Свято-Никольского храма, священник Георгий Харин.

Слово «покаяние» происходит от имени Каина – сына Адама, убившего своего брата Авеля. Того, кто живет как Каин, то есть завидует, превозносит себя, злобствует, бесчинствует, поступает подло, – называют «окаянным». Но когда он «перестает быть Каином», то «раскаивается» в грехах. А по-гречески покаяние – «метанойя», что буквально переводится как «перемена ума», «переосмысление», то есть после раскаяния человек становится другим, мыслит и действует по-другому. Именно в этом смысл покаяния, а значит – и исповеди.


Об индивидуальной исповеди нужно договариваться заранее, попросив священника выделить для вас полчаса в удобное время Фото: Анастасия Малышева

«А что, это разве грех?»

– Я служу в Церкви почти двадцать пять лет, десять из них – священником, и очень часто слышу от того, кто пришел на исповедь, фразу «Я не знаю, в чем мне каяться, я не грешил»,– рассказывает Георгий Харин. – Чаще всего, конечно, так говорят те, кому исповедь нужна как формальность – например, перед тем, как стать крестным. Когда же я начинаю спрашивать: «А вот это вы делали? А вот так думали?», в ответ вижу искреннее изумление: «А что, это разве грех?».

Что же такое грех? С точки зрения православной церкви, это все, что не соответствует заданной Богом цели нашего бытия. Человек определен Создателем к спасению, к счастью, к радости, и все, что мешает ему в процессе исцеления своей природы, в процессе вхождения в счастье и радость, и есть грех.

Церковь благословляет молодых на брак и рождение детей, но секс может быть и грехом

Но все зависит от ситуации. Скажем, гневаться на других, срываться на ком-то, злиться, ругаться – грех, это делает человека несчастнее и отдаляет его от Бога. Гневаться на себя, например, справедливо рассердиться: «Ну что же это я никак не могу перестать завидовать!» – не грех, ведь это гнев во благо, помогающий нам стать лучше.

– То же самое с алкоголем или сексом, - продолжает отец Георгий. – Например, вино в православной церкви – святыня. Но если ты употребляешь его столько, что вино начинает владеть тобой, то это грех. Церковь благословляет молодых на брак и рождение детей, но секс может быть и грехом – это блуд, сожительство без брака, однополые отношения и разного рода извращения.

Как понять, что именно мы делаем не так?

– К каждой сложной машине полагается инструкция, и чем сложнее машина, тем обширнее инструкция, – говорит отец Георгий. – Человек – существо крайне сложное, в нем переплетено столько всего, что вся мировая культура на протяжении множества лет пытается разобраться в устройстве человеческой души. Но и для нас есть инструкция. От кого? От производителя – то есть от Создателя. Какая? Заповеди Божьи.

Десять заповедей, или Закон Божий – это основные правила, которые были даны Богом Моисею

– Заповеди, обращаясь к человеку, говорят простую вещь: чтобы быть счастливым, нужно жить правильно. Пусть у тебя будет один Бог. Пусть будет благоговение к Его имени – не произноси имени Божьего в суете. Шесть дней работай, а седьмой, субботу, – посвящай Богу и благодари Его. Не поклоняйся кумирам – то есть всему, что может тебя прельстить. Чти отца и мать. Не воруй. Не убивай. Не блуди. Не завидуй. Не клевещи.

Кажется, что соблюдать эти правила просто, но если мы посмотрим на себя со стороны через призму Десяти заповедей, окажется, что многие из них мы нарушаем, пусть и неосознанно.

Как подготовиться к исповеди?

Церковь видит в грехах не вину человека, а его болезнь. Покаяние же помогает исцелиться. Другое дело, что оно не просто должно быть искренним: нужно сделать все, чтобы измениться к лучшему.

– Многие думают так: я грешен, но приду на исповедь, попрошу прощения и все, – говорит отец Георгий. – Но это то же самое, как, придя к врачу с жалобой на болезнь, услышать в ответ: «Знаешь, я на тебя не обижаюсь. Болей себе с миром». И смысл исповеди, покаяния как раз в том, что человек приходит к Богу за исцелением. Он говорит: «Господи, я каюсь, я грешник и признаю это. Я понимаю, что завидовать грешно, я вижу в себе эту болезнь, но как только увижу, что другой живет лучше меня, так не могу остановиться, и внутри все кипит». И исповедь помогает с этим справиться. Как именно?

Перед исповедью человек проделывает большую внутреннюю работу. Он должен сам себя осудить, разглядеть свои немощи, признать их, увидеть глубину своего падения. Это своего рода рефлексия, когда ты понимаешь о себе что-то очень важное, пусть даже с этим пониманием приходит стыд.


Подготовка к исповеди – это своего рода рефлексия, когда ты понимаешь о себе что-то очень важное Фото: Анастасия Малышева

 

– Исповедь – это не разговор по душам, - подчеркивает отец Георгий. – Священник может выслушать вас молча, а может и дать какой-то совет, подсказать, что делать в той или иной ситуации, сослаться на свой личный опыт или опыт кого-то из прихожан. Но это именно совет, а не требование и тем более – не пророчество, которое должно сбыться. Например, священник может сказать, что ему в ситуации того или иного греха помогает молитва или чтение Писания. Да и в целом все внешние атрибуты церковной жизни – службы, молитвы, таинства, поклоны, посты – помогают человеку в борьбе с грехом.

Георгий Харин,
настоятель Свято-Никольского храма:
«Покаяние действует мистически, невидимо, и понятно это только тому, кто через него прошел. Я, например, после исповеди долго еще чувствую радость и внутренний покой. Потом, конечно, мирское опять затягивает: там рассердишься, тут осудишь, там позавидуешь. Но вот этот момент чистоты, святости, когда ты прощен и исцелен, он очень ценен. И важно запомнить эту радость, потому что она дает важное знание: я могу быть другим, я могу быть исцеленным. И ты стремишься к этой чистоте в дальнейшем»

Можно ли исповедоваться детям?

Ходить на исповедь могут дети с семи лет, и, по мнению отца Георгия, это как раз тот возраст, когда православные родители могут впервые привести на это таинство сына или дочь. Главное – заранее объяснить его смысл, подготовить ребенка, помочь осознать свои грехи – безусловно, со скидкой на то, что у детей и грехи пока еще «детские».

– Какие грехи бывают у детей? Обычно они не слушаются родителей, много играют на компьютере, обижают сверстников, балуются, обзываются, – перечисляет отец Георгия. – В этом детки и могут покаяться. Начать можно с общей исповеди, куда приводят сразу много детей, и где не нужно общаться со священником один на один, а затем, постепенно, перейти к исповедям индивидуальным. Ко мне многие дети уже сами подходят и говорят: «Батюшка, простите, я грешен – я обидел бабушку. Но я больше так не буду».

Первый раз на исповеди: что важно знать?

  • В большинстве храмов исповедь совершается ежедневно, обычно во время утренней службы. После чтения молитв верующие по очереди подходят в священнику, стоящему у аналоя – наклонного столика, на котором лежат крест и Евангелие. Если вы пришли на исповедь впервые, скажите об этом священнику, и он подскажет, что именно говорить. После исповеди нужно наклонить голову, священник накроет ее епитрахильей и прочитает разрешительную молитву. Затем нужно перекреститься, поцеловать крест и Евангелие и взять благословение у батюшки – сложив руки перед собой ладонями вверх, поклониться ему и, после того как священник перекрестит вас, поцеловать ему руку.

После исповеди священник накрывает голову прихожанина епитрахильей и читает разрешительную молитву Фото: Анастасия Малышева
  • Однако на такой общей исповеди у священника на каждого прихожанина есть всего пара минут. Другое дело – исповедь индивидуальная, о которой нужно договариваться заранее, попросив батюшку выделить полчаса в удобное для него время. Ходить на такие исповеди лучше несколько раз в год.
  • Важно найти для исповедей «своего» священника, которому вы будете доверять, и на службы ходить также в его храм. Выбирайте батюшку внимательно и дотошно – как выбирали бы врача или психолога. Чем он опытнее, тем лучше
  • Перед исповедью три дня нужно держать пост: это не только очистит тело, но и поможет собраться с мыслями. Готовясь к исповеди, можно составить своего рода «конспект» с перечислением грехов, чтобы не забыть о чем-то важном.
  • Также можно прочитать, например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, где об этом таинстве говорится много и подробно.

Привычные для нас действия, которые Церковь трактует как грех

  • Неверие в Бога, признание какой-либо значимости других религий, кроме христианства, участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже в шутку
  • Практический атеизм, когда мы признаем существование Бога, но эта вера никак не выражается в жизни
  • Вынесение на первое место в жизни чего-либо кроме Бога, будь то деньги, власть, семья, карьера, здоровье, увлечения, то есть сотворение из этого «кумира»
  • Обращение к гадалкам, экстрасенсам, вера в гороскопы
  • Осуждение и обсуждение недостатков ближних
  • Измены, секс без брака. При этом невенчанный, но зарегистрированный брак блудом не является
  • Аборт; следует каяться, даже если он сделан по медицинским показаниям
  • Присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей, например, безбилетный проезд, уклонение от выплаты долга
  • Пренебрежение людьми из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего;
  • Ложь, клевета, распространение слухов, недержание слова

В Ижевске собирают средства на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса им. генерала Демидова в Ижевске сейчас строится храм Святого Георгия Победоносца. Уже возведены стены храма, закончена внешняя отделка, с января там проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью.


Освящение колоколов храма Георгия Победоносца Фото: Ижевская епархия

Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05.


Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».