Top.Mail.Ru
23 июня 2017 12:53
Разговоры о вере

Разговоры о вере: «Христианство – религия людей интеллектуальных и дерзких»

Что важно знать о православии тем, кто только начинает свой путь к Церкви, а также памятка о том, как вести себя в храме.

Разговоры о вере» – новая рубрика газеты «Центр» и сайта IZHLIFE. В ней мы освещаем самые разные вопросы, касающиеся православия, шаг за шагом раскрывая разные аспекты веры для тех, кто только начинает свой путь к храму.

В прошлый раз мы говорили о том, какими путями человек приходит к вере: кто-то посещает храм с самого детства, кто-то ищет истину и находит ее в религии, а кто-то идет к пониманию Бога через горе и страдания. И очень часто человек, который только начал этот путь, не до конца представляет себе, что такое христианство. О сути православной веры мы говорим сегодня с настоятелем Свято-Никольского храма священником Георгием Хариным

Досье

Священник Георгий Харин

  • В 1997 году окончил лицей №30 и поступил на исторический факультет УдГУ.
  • Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры политологии исторического факультета УдГУ.
  • На различных церковных послушаниях трудился с 1993 года.
  • В 2007 году митрополитом Николаем рукоположен в сан священника.
  • В 2008 году окончил Нижегородскую духовную семинарию.
  • В 2009 году назначен настоятелем Свято-Никольского храма Ижевска.
  • Женат, двое детей.

Отец Георгий - настоятель Свято-Никольского храма Ижевска и преподаватель УдГУ Фото: Сергей Грачев

«Дэн Браун с его тайнами церкви меня смешит»

Православная вера – это, в первую очередь, колоссальный опыт, накопленный за два тысячелетия существования христианства. Это опыт духовный, культурный, эстетический, душевный, к которому любой верующий может прикоснуться.

– Речь здесь не только о внешней стороне религии, но и о ее глубинной сути, о внутреннем наполнении, – объясняет отец Георгий. – Церковь имеет огромный опыт, связанный с жизнью Духа Божьего в человеке. В прошлый раз я уже говорил о том, что знания о природе человеческой души, накопленные Церковью, гораздо объемнее и полнее, чем любой психоанализ и любая наука. Более того – Церковь этот опыт никогда ни от кого не скрывала. Меня смешат представители массовой культуры вроде писателя Дэна Брауна, которые поддерживают миф о том, что у Церкви якобы есть какое-то тайное знание, тщательно скрываемое от всех. Да, это знание есть, но оно не тайна. Просто у любого священника со временем появляется чувствование, знание человеческой души. Об этом нигде не прочитаешь, это приходит только с опытом, когда постоянно общаешься с людьми, переживаешь вместе с ними их горе и радость. Да, это знание не доступно любому, но и тайным его не назовешь. Остальное же в Церкви открыто. Причем церковные знания, облеченные в обряды, устроены так, что понятны даже людям, которые не умеют читать.

Отец Георгий Харин,
настоятель Свято-Никольского храма:
«Второе, что важно понимать о православии: это религия людей интеллектуально развитых. Дело в том, что христианство всегда было в первую очередь городской религией: оно возникло в Иерусалиме, затем были Рим, Константинополь и так далее»

– Это только кажется, что мы приходим к вере сердцем, – говорит отец Георгий. – На самом деле сначала должен заработать разум, и вот тогда уже на него откликается сердце. Именно об этом говорит евангельская притча о блудном сыне. Помните? Сын взял деньги отца, промотал их, начал голодать, и вот он уже пасет свиней, ест с ними из одного корыта... И дальше следуют слова, смысл которых очень важно уловить: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». И вот это «пришел в себя» – это и есть работа разума. Без нее невозможна работа сердца и души.

«Ты никому ничего не должен»

– А еще быть христианином значит быть человеком дерзким. Христианство учит человека быть всегда против остального мира, то есть всего мирского. Что имеет ценность в мире, к чему принято стремиться, чего принято желать? Богатства, власти, внешней привлекательности. Христианство же отвергает это, говорит о том, что все это сиюминутно. И наоборот: религия превозносит то, что в миру зачастую не имеет никакой ценности. Оно идет против всякого движения. И быть человеком, который всегда идет «не в ногу», идет против всех остальных в своих убеждениях, очень трудно.


«Религиозная жизнь – это труд. Это учеба. Это постижение – самого себя, евангельских истин, основ церковной жизни. И это новое открытие мира» Фото: Анастасия Малышева

– Вот почему христианство делает человека сильным и одновременно свободным, – продолжает отец Георгий. – Мир сгибает человека, закабаляет его, без конца вдалбливая: «Ты должен быть успешным! Ты должен быть здоровым! Ты должен быть привлекательным!». А христианство говорит: «Ты никому ничего не должен. Ты свободен. Где Дух Господень, там свобода. Живи и будь счастлив». И это на самом деле очень трудно. Тем более что православие – это духовная свобода именно в христианском понимании этого слова. Сегодня свободу, к сожалению, часто понимают как вседозволенность, когда «все можно». Но так не бывает. Мир создан Богом в состоянии равновесия, в состоянии гармонии, поэтому на всякое действие есть противодействие, а на каждое право у меня есть обязанность. Поэтому религиозная жизнь – это труд. Это учеба. Это постижение – самого себя, евангельских истин, основ церковной жизни. И это новое открытие мира.

Посещение храма: что важно помнить

С точки зрения религии, храм – это место встречи Бога с человеком, поэтому поведение в нем должно соответствовать его святости и величию. Вот несколько основных правил, о которых нужно знать:

  • Одеваться в храм нужно чисто, опрятно, даже торжественно. Женщинам рекомендуется приходить в юбках и с покрытой головой, мужчины, напротив, головной убор при входе в храм снимают. Женщинам лучше не красить губы, так как в этом случае нельзя прикладываться к иконам и святыням.
  • Отключите звук мобильного телефона еще до того, как зайти в храм.
  • При входе необходимо сотворить три поклона с крестным знамением.
 
Тем, кто приходит в церковь впервые или ходит туда редко, нужно знать правила посещения храма
Фото: архив редакции
  • До начала службы нужно поставить свечи, приложиться к иконам и подать записки на поминовение близких. Свечу зажигайте от уже горящей свечи, но не от лампады. Оплавьте низ и поставьте ее в гнездо подсвечника – так, чтобы она стояла прямо. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ еще раз и снова поставьте в гнездо. Если все гнезда заняты, свечи можно положить на подоконник – служащие храма зажгут их позже. Если в храме много народу, не нужно пробираться к подсвечнику – лучше передать свои свечи стоящим впереди людям.
  • Подходя к иконам или святым мощам, необходимо совершить два поклона, перед этим перекрестившись, затем поцеловать икону или святыню, отойти и, перекрестившись, поклониться еще раз.
  • Икону, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, целуют однократно; не принято целовать лицо святого.
  • Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом поклон.

Фото: Сергей Березин

В Ижевске собирают средства на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса им. генерала Демидова в Ижевске сейчас строится храм Святого Георгия Победоносца. Уже возведены стены храма, закончена внешняя отделка, с января там проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью.

Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05.


Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».