Ижевчане много лет высоко оценивают качество услуг городского общественного транспорта. По данным исследования федерального интернет-ресурса Domofond, по этому показателю Ижевск входит в пятерку лидеров по стране. При этом тарифы остаются самыми низкими в Приволжском округе. В интервью IZHLIFE председатель Совета директоров АО «ИПОПАТ» Дмитрий Пивош рассказал, как удается добиваться таких результатов и что ждет ижевский автобус в ближайшем будущем. Публикуем наиболее интересные фрагменты.
– С момента акционирования предприятия и вашего назначения его руководителем прошло 12 лет. Как вы оцениваете этот период?
– В 90-е годы транспортная отрасль во многих городах была просто развалена. Ижевск стал одним из немногих исключений, и наши предшественники сумели обеспечить стабильную работу городского транспорта. В 2007 году, в период акционирования и приватизации, многие боялись, что предприятие будет распродано. Но сменился уже не один собственник, и все они были заинтересованы в дальнейшем развитии ИПОПАТ. Поэтому главный итог – мы сохранили само предприятие и не потеряли рынок. Более 90% городских перевозок мы делим сейчас поровну с ИжГЭТ и менее 10% приходятся на маршрутки.
Еще одно значимое достижение – обновление парка техники. Года 4 назад мы приблизились к износу парка всего в 15%, это один из самых низких показателей по стране. При этом мы не получали бюджетных средств, все обновление шло за счет собственных ресурсов. Акционер вкладывал деньги в предприятие, а не себе в карман. Но на данный момент тариф не менялся с 2015 года, и все заложенные в нем возможности для развития давно исчерпаны. При этом ГСМ и запчасти выросли в цене на 30%, а газомоторное топливо подорожало на 71%. Увеличился и фонд оплаты труда. Подвижной состав изнашивается, много средств приходится вкладывать в ремонт. Поэтому пока дальнейшее обновление было приостановлено. Но оно обязательно будет продолжено, потому что Ижевску нужен комфортный, безопасный и экологически чистый городской автобус.
Помимо тарифа, мы столкнулись с еще одной проблемой. В этом году заканчиваются наши договоры с администрацией Ижевска на обслуживание городских маршрутов. Муниципалитет планирует проведение конкурса, но речь пока идет о сроке в 1 год. Чтобы разговаривать с банками о лизинге на обновление подвижного состава, нужен контракт минимум на 7 лет. Потому что именно за такой срок автобус окупается и начинает приносить прибыль. Сейчас мы обсуждаем эту ситуацию с городской администрацией и надеемся на увеличение сроков контракта.
– Какой тариф, по вашим оценкам, в настоящее время является экономически обоснованным?
– И мы, и ИжГЭТ уже подали свои расчеты и обоснования в республиканский минстрой, который устанавливает тарифы. Наше предложение: 25 рублей за 1 поездку за наличный расчет, и 23 – за безналичный. Такое повышение позволит нам поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии. Но, повторю, без увеличения срока муниципального контракта мы не получим ни кредиты, ни лизинг на приобретение новых автобусов.
– Как различается рентабельность разных маршрутов?
– В Ижевске 26 городских маршрутов. Большая часть из них убыточны и существуют за счет 10-12 стабильных по доходам маршрутов. Это практически все маршруты, ведущие на окраины, – Старки, Костина Мельница, Медведево и так далее. Да и весь Ленинский район при существующем тарифе довольно затратен. Также убыточны пригородные маршруты, в том числе сезонные «дачные». Часть из них дублируется частниками, которые собирают всех платных пассажиров, а нам остаются льготные категории. Но, хоть такие направления и невыгодны компании, мы не можем бросить этих людей.
– Город растет. Разрабатываются ли новые маршруты?
– В Ижевске в основном идет точечная застройка. В этих районах есть существующие маршруты, и мы при необходимости их усиливаем. Там, где более масштабная застройка, например, на улице Берша, мы закольцевали часть маршрутов и сделали разворотную площадку.
Этим летом в Ижевск с рабочим визитом приезжал Михаил Блинкин – пожалуй, самый авторитетный российский эксперт в области транспорта. Он высоко оценил организацию маршрутной сети и посоветовал не ломать ее, а лишь вносить корректировки по мере возникновения в городе новых точек притяжения. Собственно, этим мы и занимаемся постоянно, вносим предложения на основании тех данных, которые получаем с маршрутов. Кто-то может сказать, что это не дело перевозчика – думать в масштабах транспортной инфраструктуры всего города, этим должны заниматься городские власти. Но мы разделяем ответственность за стабильность перевозок, потому что обладаем и необходимым опытом, и технологиями, и специалистами, чтобы просчитывать транспортные модели. Даже обычные пассажиры относятся к ИПОПАТ не как к частному предприятию, а как к чему-то большему.
– Для большинства городов одно из самых серьезных затруднений в работе общественного транспорта – пробки. Как оцениваете ситуацию в Ижевске, может ли она измениться к лучшему?
– Ситуация с пробками обостряется с каждым годом. В Ижевске ее серьезно облегчили выделенные полосы, особенно на улицах Удмуртской и Новоажимова. Значительно бы увеличила скорость передвижения автобусов и «выделенка» на Ленина. Но там есть участки, где в этом случае придется оставить под автомобили только одну полосу. И все боятся недовольства автомобилистов. Наше мнение: режим выделенной полосы на этой улице можно сделать с ограничением по времени – только в часы пик. И мы будем призывать городские власти к обсуждению и решению этой проблемы.
По части пробок дело ведь даже не в экономических убытках транспортников, основной вопрос здесь – комфортность городской среды для людей. Все специалисты по урбанистике в один голос говорят, что сделать город удобным для людей можно только за счет общественного транспорта и создания вокруг него соответствующей экосистемы. За последние несколько лет Москва наглядно доказала, что это возможно даже в самых сложных случаях.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
В Ижевске ИПОПАТ обслуживает 86 маршрутов, в других городах Удмуртии – еще 57 маршрутов;
Только основная производственная площадка ИПОПАТ в Ижевске – это:
- 1,9 тыс. км общей протяженности маршрутов
- 63 тыс. км ежесуточный пробег
- 173,89 млн руб. выплаченных налогов и взносов с социальные фонды
- 90 млн перевезенных пассажиров в год